Руководитель направления компании «Русатом Инфраструктурные решения» Роман Комиссаров в интервью телеканалу РБК-ТВ Уфа рассказал об экономическом эффекте от цифровизации в ЖКХ и импортозамещении в этой сфере.
— Можно ли говорить о том, что сфера ЖКХ на сегодняшний день уже трансформировалась и стала цифровой?
— Так сложилось исторически, что советское наследство — сети, построенные в 70-80-х годах, — уже сгнили, их обновление идет очень медленно. Всем бы хотелось, чтобы сети были хорошие, чтобы зимой было отопление, а летом — горячая вода. ЖКХ — во многом непонятная сфера для жителей.
Но в части цифровизации отрасли можно отметить, что процесс пошел: это самое главное, потому что дорогу осилит только идущий. «Русатом Инфраструктурные решения» — это дочерняя структура «Росатома», которая занимается цифровизацией муниципального и регионального управления в том числе и в сфере ЖКХ, энергетики и ресурсоснабжения. Мы занялись этим процессом в 2018 году. В городах нашего присутствия мы обследовали предприятия водо- и теплоснабжения, выявили ряд проблем, вплоть до взаимоотношений ресурсников, управляющих компаний и жителей. Так мы создали платформу «Цифровое ресурсоснабжение», которое сейчас реализовали в ряде городов, например в Глазове. Сейчас мы вышли c этим проектом во внешний мир: в настоящее время реализуем подобную платформу в Белгородской области.
Не стоит забывать, что цифровизация ресурсоснабжающих организаций — это не только софт. Нужно при комплексной реконструкции ставить приборы учета: это огромные деньги, которые есть не везде и не всегда. Исходя из парадигмы, что цифра должна идти первой, мы научились использовать те ресурсы, которые есть сейчас: приборы учета, контроллеры, информационно-аналитические системы. Мы собираем данные с них, порой используем ручной ввод, чтобы создать единое цифровое поле. Начав оцифровывать процессы, мы можем и корректировать программы развития.
— Достаточно ли будет сэкономленных благодаря цифровизации средств для развития сферы ЖКХ?
— Развить и развивать — это разные вещи. Развить — это финальная точка, достижение цели, для этого, конечно, сэкономленных средств будет недостаточно. А развивать, конечно, можно при правильном планировании, грамотном управлении этими процессами. Большим подспорьем стало бы включение в тариф возможности использовать эти деньги на цифровизацию.
— В части цифровых решений для ЖКХ насколько сильно мы зависели от зарубежных разработок? Сможем мы сейчас решить основные проблемы цифровизации отрасли с помощью собственных технологий?
— До 2014 года был большой процент оборудования зарубежного производства. После 2014-го стало модным слово «импортозамещение». Ситуация начала меняться в последние полтора-два года: мы оперативно переходим на свое «железо», но мы можем использовать и то оборудование, которое уже есть. Наши партнеры, которые занимаются производством датчиков и приборов учета, разрабатывают системы интеграции, которые позволяют собирать данные с зарубежных приборов.
— По вашей оценке, на сегодняшний день каков реальный процент цифровизации ЖКХ?
— Наверное, никто не назовет точных цифр. Я думаю, процент пока недостаточный для того, чтобы оперативно достичь тех целей, которые нам ставят Минстрой, МинЖКХ и Минцифры. Вместе мы обмениваемся опытом, вырабатываем концепции и пути движения, готовые предложения доносятся до правительства. Движение есть.
— Когда сфера ЖКХ сможет стать полностью цифровизированной? Достаточно ли будет десяти лет, чтобы приблизиться к 100% в этой части?
— Десяти лет будет достаточно, чтобы изрядно продвинуться в этом направлении. Но в будущем могут появиться и другие тренды в дополнение к цифровизации и энергоэффективности.