Несмотря на острую нехватку кадров в IT-отрасли, в России продолжается цифровизация государственных услуг и социальных сервисов. По мнению директора программ научно-образовательного центра обмена лучшими практиками госуправления и формирования инвестклимата в субъектах РФ ВШГУ РАНХиГС Александра Зорина, для ускорения темпов цифровой трансформации необходима не только поддержка образовательной отрасли, но и личные компетенции чиновников. Об этом эксперт рассказал в интервью телеканалу РБК-ТВ Уфа.
— С вашей точки зрения, насколько Россия продвинулась в подготовке кадров будущего?
— С одной стороны, многое уже сделано, и сегодня опыт субъектов Российской Федерации это показывает. С другой стороны, сегодня в России реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Кроме этого, нужно отметить, что вопросы подготовки кадров, внедрения цифровых технологий, цифровой трансформации проходят через все национальные программы и находят свое отражение в государственной и региональной повестке.
Сегодня мы готовим кадры для IT-отрасли, создаем цифровые кафедры и реализуем проекты, направленные на получение цифровых компетенций сотрудниками и руководителями предприятий традиционных отраслей экономики. Еще одно большое направление — это получение цифровых навыков и компетенций сотрудниками органов государственной власти и местного самоуправления. Одна из ключевых задач состоит сегодня в ускоренном внедрении цифровых технологий и искусственного интеллекта, и запрос со стороны органов власти, предприятий реального сектора здесь достаточно большой.
Мы увеличиваем количество бюджетных мест на IT-специальностях. Опыт Башкирии показывает, что за три года количество выпускников школ, выбирающих информатику для экзамена, выросло на 10%. Это говорит о том, что коллеги проводят большую работу по популяризации IT.
Известно, что у нас большой дефицит кадров: озвучиваются разные цифры, но российской IT-отрасли необходимо порядка 1 млн специалистов. При этом задачи по развитию IT у нас колоссальные, поэтому нужно вкладываться в подготовку кадров.
Отмечу работу Челябинской области, где проводится обучение людей старшего возраста цифровым компетенциям. Это очень важно: когда мы создаем цифровые сервисы, ими нужно уметь пользоваться. Этот проект не входит в федеральную повестку, область проводит его самостоятельно. И если это может делать один регион, смогут и другие субъекты РФ. Такие проекты нужно изучать и обязательно внедрять.
Коллеги на панельной дискуссии показывали опыт взаимодействия IT-бизнеса с вузами, не раз упоминалась работа АНО «Цифровая экономика», проекты которой популяризируют IT в целом и дают минимальный набор знаний.
— Достаточно ли в вузах преподавателей, которые могут донести эти знания до будущих IT-специалистов?
— Нехватка высококвалифицированных специалистов, которые могут преподавать IT в вузах и ссузах, — такая проблема есть. И сегодня как раз Республика Башкортостан показывала свой успешный опыт, который позволяет эту проблему решать. Один из способов — это наставничество, когда выпускники местных вузов устраиваются в IT-компании, но при этом работают преподавателями в этом же вузе.
Безусловно, решить эту проблему государству достаточно сложно. Нужно работать вместе с бизнесом, который так же заинтересован в качественной подготовке специалистов и высокой квалификации преподавателей. Нужно находить взаимовыгодные условия для партнерства IT-бизнеса и вузов, в том числе обеспечить достаточную финансовую мотивацию.
— На ваш взгляд, насколько хорошо сегодняшние чиновники умеют пользоваться цифровыми сервисами?
— В целом я хочу отметить большую профессиональную работу, которую сегодня проводит Минцифры: мы научились создавать быстро и качественно хорошие сервисы. Сегодня с точки зрения госинформатизации и создания цифровых госуслуг Россия — один из лидеров в мире.
Что касается цифровых навыков у сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, здесь тоже необходимо реализовывать соответствующие программы повышения квалификации. К чему еще нужно стремиться — мне кажется правильным во все образовательные программы ЖКХ, строительства, управления земельно-имущественными отношениями включать блок работы с конкретными цифровыми решениями. Сегодня в этом направлении продвигается РАНХиГС: с сентября мы запускаем новый проект, который называется «Школа мэров» и который максимально будет включать цифровую повестку. Выпускники этой школы будут знать, какие системы можно использовать для решения тех или иных задач.
Сегодня наибольших успехов с точки зрения цифровой трансформации добиваются те субъекты Российской Федерации или те муниципалитеты, где глава максимально вовлечен в цифровую повестку. Я уверен, что темпы цифровизации нужно ускорять, и благодаря в том числе образовательным программам мы это сделаем.
— Какой процент глав регионов, мэров, муниципальных чиновников заинтересован в цифровизации?
— Не могу назвать точную цифру, но скажу, что потенциал здесь огромный. Есть потенциал для ускорения цифровизации, прежде всего для повышения эффективности системы госуправления и создания новых качественных современных цифровых сервисов для граждан. Есть и потенциал для развития IT-отрасли в регионах. Повторюсь, нам вместе предстоит колоссальная работа.