Заместитель министра строительства и ЖКХ России Константин Михайлик в интервью телеканалу РБК-ТВ Уфа рассказал о цифровизации жилищно-коммунальной сферы, роли умных технологий в развитии городов и импортозамещении в этой отрасли.
— Проект «Умный город» реализуется достаточно давно. На ваш взгляд, за годы его существования насколько умными стали наши города?
— Есть численная статистика: на 38%. Если говорить по ощущениям, конечно, намного больше: числа не отражают всего масштаба изменений. Города стали намного умнее. Конечно, здесь все зависит от того, сколько город готов в это инвестировать. Есть миллионники, которые считают своим долгом создать цифровую среду для своих граждан — Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Казань, Нижний Новгород. Какие-то города чуть-чуть отстают, но опять же степень культурной зрелости и бюджетных возможностей всегда различается.
Цифра, когда она внедряется в жизнь, всегда создает очень сильный добавленный продукт: сокращается количество затрат времени, оно высвобождается, и его можно на что-то использовать. Качественный эффект всегда присутствует, я уже не говорю про социальный.
— С уходом западных компаний, которые зачастую предоставляли свои платформы для цифровизации, насколько страна сегодня готова их заменить? Насколько мы готовы в ближайшей перспективе перейти на собственные разработки?
— Когда начался «великий исход» из России западных компаний, как человек, отвечающий за цифровизацию, я был, мягко говоря, на нервах: было очень сложно понять, как мы будем все это замещать. А дальше произошла удивительная ситуация: выяснилось, что наши разработчики все это время и были теми, кто создавал продукт. Условно говоря, была некая платформа, созданная коллегами из-за рубежа, но содержательную часть платформы ребята делали сами. Когда платформа ушла, алгоритмы ее работы были известны. Поэтому сейчас ни по одному из 19 направлений, которые у нас присутствуют внутри проекта «Умный город», нет провала. Мы не являемся пока лидерами в этой отрасли, но то, что мы сегодня делаем, с каждым месяцем становится все лучше и интереснее. Мы делали отдельные модули — теперь просто объединяем их вместе. Не везде была компонентная база — коллеги из Минпромторга и Минцифры занялись этим вопросом, и мы семимильными шагами идем вперед. Состояние легкой нервозности февраля прошлого года сменилось состоянием здорового желания — мы можем сделать все, надо только взять и навалиться.
— Много говорится о цифровизации сферы ЖКХ. Насколько удается эта работа в таком сложном поле?
— Нужно понимать, что степень цифровизации ЖКХ выше, чем степень цифровизации стройки. Это звучит парадоксально, но причина очень простая: ЖКХ неоднородна, в этой сфере есть предприятия — ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, — которые уже многие десятилетия работают над цифровизацией. Проблема в том, что все это — разные форматы, то есть объединить массив данных, существующих в этой сфере, очень сложно. Принять какие-то решения без единообразного и прозрачного массива данных сложно. Поэтому, с одной стороны, есть решения: например, потребитель может в электронном виде оплатить счет, управлять своим домом, дистанционно считывать показания счетчиков. Вопрос в том, что все это должно быть частью единых платформ: для этого существует система «ГИС ЖКХ». Но в целом могу сказать, что на аппаратном, инфраструктурном уровне, то есть с установкой различных датчиков и контроллеров на элементы водо- и теплоснабжения, с этим мы сильно выдвинулись вперед. Все идет хорошим темпом. Скажу честно, в чем-то мы опережаем те планы, которые сами себе закладывали.
— Если брать малые города, какие первые шаги должны быть сделаны в части их цифровизации?
— Для начала нужно определиться, чем силен твой город, и сконцентрироваться на этом. Есть города, которые живут туризмом, — их первыми шагами будет выстраивание туристических маршрутов, установка систем контроля, создание всего, что необходимо для облегчения пути туриста, чтобы человек приезжал сюда и чувствовал, что это его дом.
Если город строится вокруг какого-то предприятия и для него важны логистические потоки, следует заняться этими потоками. Первый шаг для любого главы города, если он хочет реализоваться, — понять, что денег много никогда не бывает и вкладывать их нужно в тот элемент цифровизации, который будет наиболее эффективен.
Когда мы создавали концепцию умного города, банк решений был разбит на разделы. Статистика — вещь безжалостная, она честно показывает, где ты провалился. Если вы хотите видеть туристический город, а поток туристов у вас 20 человек в год, нужно меняться.
— Умный город сегодня — что он собой представляет? И каким он будет завтра?
— Умный город сегодня — это город, в котором максимально автоматизирован процесс по его обслуживанию. Вы можете в режиме реального времени следить за вывозом мусора, управлять ЖКХ, контролировать транспортные системы. У вас есть отдельный блок, который постоянно мониторит интересы людей, это очень важная часть. И наконец, постоянный контакт с потребителем с точки зрения внедрения новых решений. Внедрение системы каршеринга — это тоже часть умного города, потому что каршеринг должен быть встроен в общую транспортную систему.
Что будет через пять лет? Я четко понимаю, что мы все больше и больше будем уходить в область автоматизации всех бизнес-процессов. Во-первых, человек, сегодня выполняющий хотя бы 40% работ, будет стремиться к выполнению просто контрольных функций. Во-вторых, дальнейшее развитие городов: будут совсем другие нагрузки на электросети, на транспорт, на жизнь человека. Внедрение каждого нового технологического решения будет приводить к изменениям в жизни человека, а эти изменения повлекут за собой какие-то действия со стороны государства, региона и города. Четко предсказать, что будет через пять лет, невозможно. Но однозначно изменения будут тектонические: возможность обработки все большего и большего объема данных, конечно, дает толчок к развитию.