От первого лица , Башкортостан ,  
0 

Цифровизация здравоохранения: возможности и перспективы

Заместитель министра здравоохранения РФ Павел Пугачев
Заместитель министра здравоохранения РФ Павел Пугачев
Интервью с Павлом Пугачевым, заместителем министра здравоохранения РФ

В Уфе открылся IV Международный форум по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город — умная страна», призванный стать площадкой для продуктивного диалога бизнеса и власти. Одним из наиболее перспективных направлений, в котором сегодня активно внедряются инновационные технологии, стала медицина. В «Открытой студии» телеканала РБК-ТВ Уфа заместитель министра здравоохранения РФ Павел Пугачев рассказал о развитии онлайн-сервисов и передовом опыте Башкирии в области цифровизации медицинских услуг.

— Какие основные итоги пленарного заседания, прошедшего в рамках форума, вы можете озвучить?

— Министерство здравоохранения впервые принимает участие в этом форуме. Изначально, когда речь шла про умные города, эксперты отталкивались от жилищно-коммунальной сферы, строительства, создания комфортной среды для граждан. В этот раз организаторы расширили состав участников, и это очень правильно. Комфортную среду невозможно создать без сервисов в области образования и здравоохранения, с которыми человек сталкивается каждый день. Поэтому мы однозначно поддерживаем усилия, которые коллеги предпринимают, чтобы создать эти сервисы вокруг человека, интегрировать их между собой, сделать их максимально удобными.

— На данный момент такие сервисы уже существуют — в частности, мы все пользуемся онлайн-записью к врачу. Как вы оцениваете работу Башкирии с точки зрения цифровизации здравоохранения?

— Действительно, запись к врачу — это один из самых востребованных сервисов на портале госуслуг. Казалось бы, сервис очень простой: зашел, выбрал время, записался. Но на самом деле это огромная работа, которую мы проводим со всеми регионами, по сути, вместе выстраиваем бизнес-процессы и маршрутизацию, стараемся максимально повысить доступность этого сервиса для того, чтобы можно было быстро и удобно записаться к нужному специалисту.

Если говорить про Башкортостан, республика делает для этого действительно очень много: цифровизация в регионе развивается последние 10 лет, не останавливаясь ни на минуту и наращивая свой потенциал. Коллеги все время внедряют инновационные сервисы не только в городских условиях, но и в сельских. В рамках своего визита я посетил фельдшерско-акушерский пункт, где мне продемонстрировали не просто работу медицинской информационной системы, но и сервисы дистанционного снятия ЭКГ. Я сам испытал этот сервис на собственном опыте: мне сделали ЭКГ, которая поступила в региональный центр на расшифровку квалифицированными специалистами. Эти дистанционные сервисы доступны даже в самых удаленных уголках республики, и это здорово, потому что это повышает доступность медицинской помощи и обеспечивает сквозные процессы.

Второй сервис, который мы посмотрели, — это современная централизованная лаборатория, которая может оперативно выполнять очень широкий спектр анализов. Если в процессе получения анализа выяснилось, что требуются дополнительные обследования, пациенту не нужно второй раз сдавать кровь: кровь, сданная ранее, может быть использована для других исследований, которые могут быть проведены вообще без вашего визита в медицинскую организацию. Поэтому с точки зрения внедрения информационных технологий Уфа и Республика Башкортостан, безусловно, являются лидерами.

В начале августа в Уфе у нас планируется совещание под председательством министра здравоохранения. Мы собираем всю страну. Лучшие практики республики мы покажем другим регионам с точки зрения внедрения в первичном звене системы здравоохранения.

Цифровизация здравоохранения: возможности и перспективы

— Если говорить о проблемах и дальнейшем развитии: чего сегодня не хватает? Какой план дальнейшей цифровизации здравоохранения?

— Одна из приоритетных задач — это полное включение «Скорой помощи» в Единый цифровой контур. Коллеги совершенствуют сервисы, которые бы повысили уровень взаимодействия между медицинскими организациями и бригадами «Скорой помощи».

Вторая задача — это цифровизация лекарственного обеспечения, внедрение электронных рецептов. На сегодняшний день системы дистанционной торговли лекарственными препаратами, в том числе и рецептурными, отрабатываются в трех пилотных регионах. Уровень готовности республики достаточно высок, чтобы тиражировать эти практики в других регионах после того, как они будут отработаны в пилотных регионах.

Если говорить о приоритизации, то уже на том массиве информации, которая есть, выстраивать сервисы коммуникации с пациентом, чтобы не только результаты обследований и медицинские документы были доступны сервисам мониторинга за состоянием здоровья пациентов, которые находятся в группе риска.

— Достаточно ли действующей нормативной базы для внедрения цифровых сервисов или нужно принимать новые решения?

—Я приведу пример с искусственным интеллектом, который уже активно внедряется в системе здравоохранения. В этом смысле даже нормативная база начинает догонять применение искусственного интеллекта: есть лучшие практики, например при проведении маммографии предусмотрено, что по результатам обследования два врача должны сделать заключение. В Москве на сегодняшний день планируется заменить второе заключение искусственным интеллектом. Мы изучили этот опыт и сейчас прорабатываем вопрос, чтобы по всей стране можно было внедрить технологии искусственного интеллекта как альтернативу второму мнению врача. Такие сервисы на сегодняшний день уже внедряются в части телемедицины и уже сейчас в рамках текущей регуляторики позволяют реализовывать их в регионах. Самое главное — это практика правоприменения и обучения врачей использованию этих технологий. Все эти сервисы направлены на то, чтобы сделать жизнь лучше, упростить задачу и пациентам, и врачам.

— Как обстоят дела с экономической эффективностью внедрения цифровых решений?

— За счет цифровизации мы минимизируем отчетность, это наш приоритет. Мы сокращаем двойной ввод, применяя, например, технологии голосового ввода при заполнении медицинской карты при проведении УЗИ или описании КТ-снимков. Это сокращает рабочее время врача до 30%. Эти технологии, безусловно, влияют на экономику в том числе благодаря раннему выявлению заболеваний и сокращению тяжелых исходов — за счет повышения эффективности всей системы здравоохранения.

От первого лица «Умный город экономит время и делает жизнь интереснее»
Содержание
Закрыть