— Во время деловой программы фестиваля «Айда играть» не раз звучала мысль, что у каждого ребенка, независимо от места жительства, должен быть одинаковый доступ к образовательной среде и методикам. Что необходимо, чтобы реализовать эту возможность?
— Сейчас сделан первый шаг: по итогам заседания совета по защите семьи и детства президент дал поручение разработать единый минимальный перечень оборудования для детского сада, в который как раз войдут те необходимые средства обучения, воспитания, игрушки и оборудование, необходимые для качественной реализации образовательной программы. Пока это только методические рекомендации, но мы надеемся, что они станут нормативным документом, обязательным к исполнению. Под реализацию этого документа будет выделено соответствующее финансирование, и тогда мы достигнем желаемого результата.
Кстати, Башкортостан здесь делает первый серьезный шаг: в республике планируется увеличить норматив финансирования на ребенка дошкольного возраста из регионального бюджета. Это хороший пример для других регионов.
— В рамках фестиваля республика подписала соглашение с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров в том числе по внедрению рекомендаций в дошкольное образование. Как вы видите эту работу?
— Само соглашение предусматривает прежде всего создание обратной связи между производителями и детскими садами. Эта обратная связь очень важна, чтобы производители ориентировались на потребности системы, а не только на потребности свободного рынка. Производители, в свою очередь, получают возможность апробировать свои новинки на базе детских садов. Такое встречное движение — это главное, чего мы сейчас хотим достигнуть.
— Что нужно детским садам сейчас?
— Есть запросы по производству трансформируемой среды — складной и передвижной мебель, которая в зависимости от образовательной ситуации присутствует или не присутствует в группе. Нужны качественные настольные печатные игры, которые помогают в том числе решать вопросы воспитания. Очень важны игрушки для раннего возраста, для продуктивной деятельности.
Педагоги говорят, что, возможно, у нас достаточно игрушек, но мы не всегда понимаем, как их можно использовать в образовательном процессе. Нужна методическая обвязка, то есть рекомендации по работе с игрушкой. Мы над этим работаем, и я думаю, что в скором времени наши детские сады это получат.
— На фестивале много говорилось и о продвижении отечественных товаров на рынке. Насколько широко представлены российские производители в дошкольном образовании?
— Сейчас в условиях санкций детским садам можно ориентироваться только на российского производителя, а задача российского производителя — обеспечить все многообразие игр, дидактических и сюжетных игрушек, которые необходимы.
Не очень хороша аукционная система, которая зачастую заставляет детские сады ориентироваться не на качественную продукцию, а на наиболее дешевую. Это вопрос совершенствования законодательства.
— Есть ли интересные региональные практики, которые можно было бы тиражировать на всю страну?
— В Башкортостане есть свой хороший опыт. В рамках соглашения, которое было подписано между Министерством образования и науки РБ и Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров, мы хотим объявить конкурс на лучшую разработку игрового оборудования для детских садов. Надеемся на активное участие дошкольных организаций, это позволит учесть их практический опыт и выявить потребности. Так что работа предстоит очень большая и очень интересная.
— Насколько быстро меняются вкусы у детей? Есть ли какие-то тенденции?
— Большой интерес у детей сейчас к строительным, настольным, сюжетным играм. Производители это поняли и будут над этим работать. Трудно строить долгосрочные прогнозы, потому что время от времени дети почему-то возвращаются к тому, что мы называем традиционными игрушками, — к народным игрушкам типа дымки, резных матрешек, неваляшек.
— Как вы считаете, будут ли пользоваться спросом игрушки с национальными мотивами только на местном уровне или их можно как-то продвигать по всей России и за рубежом?
— У нас много народов проживает на территории страны, людей разных культур и разных традиций. Ребенок живет в этом многонациональном обществе, и я думаю, что это будет востребовано. Сравнивая сказки разных народов, можно увидеть в них много общих ценностей. Эти народы исторически живут на территории России, оказывают друг другу поддержку и взаимопомощь, соседствуют друг с другом, что-то перенимают друг у друга, в то же время сохраняя свою самобытность. Через игрушку это тоже можно поддерживать, это очень ценное направление.