От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«Любая игрушка должна следовать принципу “не навреди”»

Елена Приступа, директор Федерального института развития, здоровья и адаптации ребенка, доктор педагогических наук, профессор
Елена Приступа, директор Федерального института развития, здоровья и адаптации ребенка, доктор педагогических наук, профессор
Директор Федерального института развития, здоровья и адаптации ребенка Елена Приступа в интервью РБК-ТВ Уфа рассказала, какими должны быть игрушки и какую пользу они могут принести детям

— Елена Николаевна, в ходе конференции «Ребенок и игра в эпоху глобальных трансформаций» вы подчеркнули, что игрушки бывают правильными и неправильными. Что вы вкладываете в эти понятия?

— К правильным и неправильным игрушкам есть житейское отношение и профессиональное. Когда мы говорим о педагогически обоснованном выборе игрушек, мы обращаем внимание на те принципы, которые включены в новые методические рекомендации, разработанные нашим институтом и основанные на принципах безопасности, индивидуальных возрастных особенностях, состоянии здоровья ребенка. С обывательской точки зрения мы выбираем игрушку по принципу «нравится — не нравится», по стоимости, безопасности и так далее.

Но любая игрушка должна прежде всего следовать принципу «не навреди». Если, играя, ребенок не получает опыт, связанный с социальными компетенциями, не развивает речь, моторику, коммуникации с другими детьми, безусловно, такая игрушка неправильная и не приносит пользы.

«Любая игрушка должна следовать принципу “не навреди”»

— Удовлетворяют ли наши производители потребности как дошкольных учреждений, так и родителей?

— Производители как раз сейчас находятся на той точке роста, которая требует очень активной включенности в разработку и производство игрового оборудования с учетом того, что нравится родителям и детям, с одной стороны. С другой, с учетом современных технологий, материалов и того опыта, который был накоплен в прошлом. Изобретать велосипед не нужно, но совершенствовать подходы и технологии — безусловно.

— На конференции прозвучала интересная мысль о том, что роль игр сегодня недооценена, а роль игрушки — переоценена. Вы подчеркнули, что необходимо сейчас возрождать культуру игр во дворах: как обстоят дела с этим, хватает ли материалов и оборудования?

— Культура игровой деятельности требует постоянного внимания. Игрушка — это средство для достижения определенной цели. Что мы хотим получить — воспитанного, образованного, развитого ребенка. Если говорить об играх, их классификация достаточно широкая: подвижные, дидактические, социальные, сюжетно-ролевые, предметно-манипулятивные игры. Для каждого вида нужны соответствующие игрушки. Игрушка неотделима от игры, она является атрибутом деятельности ребенка и должна соответствовать цели этой игры. В любом случае те подвижные игры, которые были актуальны какое-то время назад, заменяются другими форматами, например компьютерными играми: социализация меняется, от реальной среды мы переходим к виртуальной. Нам необходимо учитывать реальность и обеспечивать эти потребности для детей разного возраста.

— Многие педагоги теряются, какие игровые наборы использовать в своей работе. От властей республики прозвучало предложение разработать некий федеральный стандарт, который определял бы набор игр и дидактических материалов для дошкольных учреждений. Что вы думаете об этом предложении?

— Этот вопрос нужно разделить на две части. Первая часть: если педагог теряется, мы констатируем профессиональный дефицит компетенции, который связан с предметной либо методической подготовкой. Это означает, что у педагога нет достаточных профессиональных знаний, с какой целью мы используем ту или иную игрушку и какие результаты можем получить.

Вторая часть: стандарты, которые касаются производителей игрового оборудования или работы с ним, с учетом контингента обучающихся, имеющих, например, особенности здоровья. Эти вопросы взаимосвязаны, поскольку нормативное регулирование и методическое обеспечение определяют технологический аспект и компетентностный портфель педагогического работника.

Разработаны методические рекомендации: целые списки с кодификацией, с группировкой игрового оборудования. Все это есть. Институт развития ребенка этим занимается уже не первый год. Поэтому, если требуются методическое обоснование, оно присутствует. Но, скорее всего, речь сейчас идет о видении на государственном уровне, о том, что связано с целевыми индикаторами на уровне госзаказа, который требуется выполнять учреждениям и конкретным работникам. Поэтому стандарты нужны, и учитывать их в работе, конечно же, необходимо.

От первого лица «Мы погрузились в башкирскую культуру и воплотили это в конструкторе»
Материалы выпуска
От первого лица «Башкирия показывает хороший пример для других регионов»
От первого лица «Возможности игры еще не исчерпаны»
От первого лица «Любая игрушка должна следовать принципу “не навреди”»
От первого лица «Мы погрузились в башкирскую культуру и воплотили это в конструкторе»
От первого лица «Воспитателям нужен четкий ориентир при выборе развивающих игр»
От первого лица «У детской индустрии — серьезный потенциал для роста»
От первого лица «Дети сами выберут продукт, который им нравится»
От первого лица «Нам вместе нужно сделать многое для развития индустрии детских товаров»
От первого лица «На наших игрушках воспитано не одно поколение детей»
От первого лица «Наши игрушки будут востребованы за рубежом»
От первого лица «Мы должны создавать игрушки, конкурентоспособные на мировом рынке»
Содержание
Закрыть