— Елена Николаевна, в ходе конференции «Ребенок и игра в эпоху глобальных трансформаций» вы подчеркнули, что игрушки бывают правильными и неправильными. Что вы вкладываете в эти понятия?
— К правильным и неправильным игрушкам есть житейское отношение и профессиональное. Когда мы говорим о педагогически обоснованном выборе игрушек, мы обращаем внимание на те принципы, которые включены в новые методические рекомендации, разработанные нашим институтом и основанные на принципах безопасности, индивидуальных возрастных особенностях, состоянии здоровья ребенка. С обывательской точки зрения мы выбираем игрушку по принципу «нравится — не нравится», по стоимости, безопасности и так далее.
Но любая игрушка должна прежде всего следовать принципу «не навреди». Если, играя, ребенок не получает опыт, связанный с социальными компетенциями, не развивает речь, моторику, коммуникации с другими детьми, безусловно, такая игрушка неправильная и не приносит пользы.
— Удовлетворяют ли наши производители потребности как дошкольных учреждений, так и родителей?
— Производители как раз сейчас находятся на той точке роста, которая требует очень активной включенности в разработку и производство игрового оборудования с учетом того, что нравится родителям и детям, с одной стороны. С другой, с учетом современных технологий, материалов и того опыта, который был накоплен в прошлом. Изобретать велосипед не нужно, но совершенствовать подходы и технологии — безусловно.
— На конференции прозвучала интересная мысль о том, что роль игр сегодня недооценена, а роль игрушки — переоценена. Вы подчеркнули, что необходимо сейчас возрождать культуру игр во дворах: как обстоят дела с этим, хватает ли материалов и оборудования?
— Культура игровой деятельности требует постоянного внимания. Игрушка — это средство для достижения определенной цели. Что мы хотим получить — воспитанного, образованного, развитого ребенка. Если говорить об играх, их классификация достаточно широкая: подвижные, дидактические, социальные, сюжетно-ролевые, предметно-манипулятивные игры. Для каждого вида нужны соответствующие игрушки. Игрушка неотделима от игры, она является атрибутом деятельности ребенка и должна соответствовать цели этой игры. В любом случае те подвижные игры, которые были актуальны какое-то время назад, заменяются другими форматами, например компьютерными играми: социализация меняется, от реальной среды мы переходим к виртуальной. Нам необходимо учитывать реальность и обеспечивать эти потребности для детей разного возраста.
— Многие педагоги теряются, какие игровые наборы использовать в своей работе. От властей республики прозвучало предложение разработать некий федеральный стандарт, который определял бы набор игр и дидактических материалов для дошкольных учреждений. Что вы думаете об этом предложении?
— Этот вопрос нужно разделить на две части. Первая часть: если педагог теряется, мы констатируем профессиональный дефицит компетенции, который связан с предметной либо методической подготовкой. Это означает, что у педагога нет достаточных профессиональных знаний, с какой целью мы используем ту или иную игрушку и какие результаты можем получить.
Вторая часть: стандарты, которые касаются производителей игрового оборудования или работы с ним, с учетом контингента обучающихся, имеющих, например, особенности здоровья. Эти вопросы взаимосвязаны, поскольку нормативное регулирование и методическое обеспечение определяют технологический аспект и компетентностный портфель педагогического работника.
Разработаны методические рекомендации: целые списки с кодификацией, с группировкой игрового оборудования. Все это есть. Институт развития ребенка этим занимается уже не первый год. Поэтому, если требуются методическое обоснование, оно присутствует. Но, скорее всего, речь сейчас идет о видении на государственном уровне, о том, что связано с целевыми индикаторами на уровне госзаказа, который требуется выполнять учреждениям и конкретным работникам. Поэтому стандарты нужны, и учитывать их в работе, конечно же, необходимо.