От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«Возможности игры еще не исчерпаны»

Александр Савенков, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Александр Савенков, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Член-корреспондент Российской академии образования Александр Савенков в интервью телеканалу РБК-ТВ Уфа поделился мнением об образовательном потенциале игр и о том, как эксперты выбирают лучшие игрушки

— Александр Ильич, на научной конференции, состоявшейся в рамках фестиваля «Айда играть», вы отметили, что на сегодняшний день роль игр недооценена, а роль игрушки — переоценена. Что вы вкладываете в эти понятия?

— То, что игра недооценена, — это мои личные ощущения как исследователя. Мне кажется, игра обладает значительно большим потенциалом, чем мы используем в образовании. У многих специалистов по сей день есть представление, что игра — это развлечение, нечто несерьезное, что не может совмещаться с образовательным процессом. Но мы видим, как в профессиональное образование, где нет детей, пришли компьютерные игры в виде тренажеров и симуляторов. Они учат операторов сложнейших машин, учат будущих летчиков взлетать и садиться. В детском образовании пока это не нашло свое применение. Но понятно, что возможности игры не исчерпаны.

Примерно в два года у ребенка начинает формироваться символическое мышление. Он может замещать мысленно одни предметы другими. С этого момента предметом для игры может стать все что угодно: стол может превратиться в уютный дом, диван — в корабль или паровоз. В игрушки, как правило, закладывается игровой сюжет. Если мы делаем куколку младенца, соответственно, мы проектируем игру, в которой девочка будет играть с куклой как с собственным предполагаемым ребенком, укладывать его спать, пытаться накормить, может быть, спорить с ним. Если мы предлагаем девочке или мальчику какой-то другой предмет для игры, мы тоже закладываем туда игровой сюжет.

Этот сюжет, как правило, опирается на ментальные традиции тех людей, которые сделали игрушку. Мы, родители и педагоги, порой видим, что ребенку в руки попала игрушка, которая несет чужие нравственные ценности и чужие представления о жизни. Нас это раздражает, но мы не всегда можем правильно проанализировать и понять причины. Это породило у нас в стране целые группы экспертов, но наши эксперты в большей мере настроены на то, чтобы «запрещать и не пущать», взять и какую-то часть игрушек объявить непригодными.

«Возможности игры еще не исчерпаны»

— Отечественные производители в этой борьбе сейчас выигрывают или проигрывают?

— Отечественные производители активно борются. Появляются авторские разработки, они вытесняют с рынка некачественную продукцию. У нас есть великолепные достижения в области конструкторов, и эти игрушки очень популярны среди детей. У нас неплохо делаются высокотехнологичные игрушки.

— Некоторые участники фестиваля «Айда играть» отмечали, что сейчас не хватает развивающих игр и дидактических материалов...

— Это ощущение непреодолимо. Разработок всегда будет не хватать, какими бы хорошими они ни были. Важно, что мы встречаемся на таких площадках, обмениваемся мнениями — люди, которые продают игрушки, разрабатывают их и закладывают эту педагогическую составляющую. Мы договариваемся, сближаем позиции.

— Уже 14 лет подряд вручается премия «Золотой медвежонок». Кто становится ее лауреатами?

— Изначально идея премии состояла в том, чтобы уйти от представления, что эксперты должны устанавливать барьер на пути продвижения некачественных игрушек. Задача эксперта — не только сказать, что плохо, но и что хорошо. Для этого мы задумали эту премию, чтобы ежегодно выбирать лучших кукол, мишек, машинки, учебные пособия, детскую мебель, товары для малышей. Мы таким образом пытаемся сказать производителям, маркетологам и родителям, что мы, психологи и педагоги России, хотели бы видеть в детской комнате.

От первого лица «Любая игрушка должна следовать принципу “не навреди”»
Материалы выпуска
От первого лица «Башкирия показывает хороший пример для других регионов»
От первого лица «Возможности игры еще не исчерпаны»
От первого лица «Любая игрушка должна следовать принципу “не навреди”»
От первого лица «Мы погрузились в башкирскую культуру и воплотили это в конструкторе»
От первого лица «Воспитателям нужен четкий ориентир при выборе развивающих игр»
От первого лица «У детской индустрии — серьезный потенциал для роста»
От первого лица «Дети сами выберут продукт, который им нравится»
От первого лица «Нам вместе нужно сделать многое для развития индустрии детских товаров»
От первого лица «На наших игрушках воспитано не одно поколение детей»
От первого лица «Наши игрушки будут востребованы за рубежом»
От первого лица «Мы должны создавать игрушки, конкурентоспособные на мировом рынке»
Содержание
Закрыть