От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«Воспитателям нужен четкий ориентир при выборе развивающих игр»

Ильдар Мавлетбердин, первый заместитель министра образования и науки РБ
Ильдар Мавлетбердин, первый заместитель министра образования и науки РБ
Первый заместитель министра образования и науки РБ Ильдар Мавлетбердин в интервью телеканалу РБК-ТВ Уфа рассказал о разработке единого каталога развивающих игр и о сокращении разрыва между сельскими и городскими школами

— На полях форума «Айда играть» было подписано соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров. Что предполагает этот документ, какая работа предстоит?

— Действительно, в рамках деловой программы между Министерством образования и науки Республики Башкортостан и Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров было подписано соглашение, которое предполагает не просто выстраивание партнерских отношений между наукой, образованием и промышленностью. Мы закладывали в это соглашение разработку каталога товаров, игр и игрушек, которые можно было бы использовать при оснащении наших детских садов, чтобы руководители дошкольных образовательных организаций знали, на какие отечественные игрушки и учебные пособия можно ориентироваться при формировании образовательной среды. Опираясь на этот каталог, они получат безопасные сертифицированные игры и игрушки, которые отвечают всем современным требованиям.

— Как вы оцениваете работу с республиканскими производителями? Представлена ли их продукция в детских садах и школах сегодня?

— Наши детские сады в чем-то идут впереди, потому что они ориентируются на отечественных производителей. Мы смогли представить хорошую практику работы с предприятиями реального сектора экономики. Сейчас мы должны включиться в этот процесс, объединить все лучшие методики и разработки. Предполагается, что ведущие организации, которые будут в этом направлении работать, — это Институт развития образования РБ и БГПУ им. М. Акмуллы. Они будут вести научно-исследовательскую разработку и в итоге создадут четкий понятный каталог.

В ходе конференции у нас появилась идея, что это должен быть не просто каталог: нужно методическое пособие, которое поможет педагогу использовать конкретные игрушки, чтобы получить образовательный эффект.

— Какие могут быть предприняты шаги для поддержки производителей? Сейчас им зачастую сложно побеждать в закупках из-за высокой себестоимости продукции…

— Федеральный закон № 44 о контрактной системе действует, и мы не сможем его отменить или отбросить в сторону. В любом случае муниципальные и государственные закупки будут проходить через этот закон.

Пока наша первостепенная задача — это создание каталога. У наших коллег из Министерства промышленности РБ есть инструменты в том числе для субсидирования производителей. Мы видим на примере компаний в других отраслях промышленности, что такая поддержка используется и достаточно эффективна. Мы надеемся, что Минпром и Правительство РБ будут задействовать эти механизмы при поддержке наших предприятий игровой индустрии.

«Воспитателям нужен четкий ориентир при выборе развивающих игр»

— Много говорится о том, что дети в мегаполисах и отдаленных селах должны иметь одинаковый доступ к образовательной среде. Что делается в республике для этого?

— Порядка 70-80% проектов в рамках нацпроекта «Образование» направлены на оснащение сельских школ. Вкладывается очень много средств, и где-то мы даже достигли того момента, когда сельские школы и лаборатории оснащены лучше, чем городские. Многие программы поддержки учителей тоже распространяются именно на сельских педагогов для нивелирования кадрового дефицита в районах.

Сейчас надо обратить внимание и на городские школы. Одно из последних поручений главы республики связано с оснащением и городских, и сельских школ лабораториями по физике, химии, биологии. С 1 января эта программа будет запущена.

В детских садах есть стандарт, его должны обеспечивать все, вне зависимости от места. Мы не делаем разницы при финансировании детских садов: норматив на одного ребенка одинаковый, он позволяет и городским, и сельским садикам закупать одинаковые игрушки, учебные пособия и средства обучения. В дошкольном образовании нет такой федеральной программы, как в школах, но мы надеемся, что программа капитального ремонта детских садов будет полноценно запущена. Мы видим, что детские сады так же, как и школы, нуждаются в капремонте. Сейчас эти здания поддерживаются силами муниципалитетов и региона, но нам нужно более серьезное вливание.

— К началу учебного года все ли заведения смогли открыться после ремонта?

— К 1 сентября основной объем ремонтных работ во всех 77 зданиях школ республики, которые вошли в программу капитального ремонта, был выполнен. В понедельник, 4 сентября, образовательный процесс начался абсолютно во всех школах Башкирии.

— Существует модель непрерывного образования, встраиваются ли в нее дошкольные учреждения?

— Безусловно. В республике действуют более 300 инновационных образовательных площадок, многие из них предполагают связку «садик — школа», чтобы ребенок переходил в первый класс подготовленным. Очень многие детские сады начали разрабатывать введение в профессии в игровой форме. Это хорошая начальная профориентация, которая поможет ребенку в будущем определиться с профессией.

— Сейчас во многих сферах не хватает рабочих рук. Как решается эта проблема?

— Еще не так давно основное количество выпускников поступало в вузы. Сейчас выпускные экзамены сдают порядка 42 тыс. учащихся девятых классов и около 20 тыс. — одиннадцатых. То есть практически каждый второй школьник выбирает для продолжения образования колледжи и техникумы после девятого класса.

Проект «Профессионалитет» сделал понятной связку «колледж — предприятие», обучение студентов ведется под заказ работодателя. Это позволяет быстро подготовить специалиста без ущерба качеству образования: практика проходит на базе самого предприятия, тем самым учебная программа сокращается на один год, а компания получает готового специалиста, который сразу же сможет работать на том оборудовании, на котором он учился.

От первого лица «У детской индустрии — серьезный потенциал для роста»
Материалы выпуска
От первого лица «Башкирия показывает хороший пример для других регионов»
От первого лица «Возможности игры еще не исчерпаны»
От первого лица «Любая игрушка должна следовать принципу “не навреди”»
От первого лица «Мы погрузились в башкирскую культуру и воплотили это в конструкторе»
От первого лица «Воспитателям нужен четкий ориентир при выборе развивающих игр»
От первого лица «У детской индустрии — серьезный потенциал для роста»
От первого лица «Дети сами выберут продукт, который им нравится»
От первого лица «Нам вместе нужно сделать многое для развития индустрии детских товаров»
От первого лица «На наших игрушках воспитано не одно поколение детей»
От первого лица «Наши игрушки будут востребованы за рубежом»
От первого лица «Мы должны создавать игрушки, конкурентоспособные на мировом рынке»
Содержание
Закрыть