— На полях форума «Айда играть» было подписано соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров. Что предполагает этот документ, какая работа предстоит?
— Действительно, в рамках деловой программы между Министерством образования и науки Республики Башкортостан и Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров было подписано соглашение, которое предполагает не просто выстраивание партнерских отношений между наукой, образованием и промышленностью. Мы закладывали в это соглашение разработку каталога товаров, игр и игрушек, которые можно было бы использовать при оснащении наших детских садов, чтобы руководители дошкольных образовательных организаций знали, на какие отечественные игрушки и учебные пособия можно ориентироваться при формировании образовательной среды. Опираясь на этот каталог, они получат безопасные сертифицированные игры и игрушки, которые отвечают всем современным требованиям.
— Как вы оцениваете работу с республиканскими производителями? Представлена ли их продукция в детских садах и школах сегодня?
— Наши детские сады в чем-то идут впереди, потому что они ориентируются на отечественных производителей. Мы смогли представить хорошую практику работы с предприятиями реального сектора экономики. Сейчас мы должны включиться в этот процесс, объединить все лучшие методики и разработки. Предполагается, что ведущие организации, которые будут в этом направлении работать, — это Институт развития образования РБ и БГПУ им. М. Акмуллы. Они будут вести научно-исследовательскую разработку и в итоге создадут четкий понятный каталог.
В ходе конференции у нас появилась идея, что это должен быть не просто каталог: нужно методическое пособие, которое поможет педагогу использовать конкретные игрушки, чтобы получить образовательный эффект.
— Какие могут быть предприняты шаги для поддержки производителей? Сейчас им зачастую сложно побеждать в закупках из-за высокой себестоимости продукции…
— Федеральный закон № 44 о контрактной системе действует, и мы не сможем его отменить или отбросить в сторону. В любом случае муниципальные и государственные закупки будут проходить через этот закон.
Пока наша первостепенная задача — это создание каталога. У наших коллег из Министерства промышленности РБ есть инструменты в том числе для субсидирования производителей. Мы видим на примере компаний в других отраслях промышленности, что такая поддержка используется и достаточно эффективна. Мы надеемся, что Минпром и Правительство РБ будут задействовать эти механизмы при поддержке наших предприятий игровой индустрии.
— Много говорится о том, что дети в мегаполисах и отдаленных селах должны иметь одинаковый доступ к образовательной среде. Что делается в республике для этого?
— Порядка 70-80% проектов в рамках нацпроекта «Образование» направлены на оснащение сельских школ. Вкладывается очень много средств, и где-то мы даже достигли того момента, когда сельские школы и лаборатории оснащены лучше, чем городские. Многие программы поддержки учителей тоже распространяются именно на сельских педагогов для нивелирования кадрового дефицита в районах.
Сейчас надо обратить внимание и на городские школы. Одно из последних поручений главы республики связано с оснащением и городских, и сельских школ лабораториями по физике, химии, биологии. С 1 января эта программа будет запущена.
В детских садах есть стандарт, его должны обеспечивать все, вне зависимости от места. Мы не делаем разницы при финансировании детских садов: норматив на одного ребенка одинаковый, он позволяет и городским, и сельским садикам закупать одинаковые игрушки, учебные пособия и средства обучения. В дошкольном образовании нет такой федеральной программы, как в школах, но мы надеемся, что программа капитального ремонта детских садов будет полноценно запущена. Мы видим, что детские сады так же, как и школы, нуждаются в капремонте. Сейчас эти здания поддерживаются силами муниципалитетов и региона, но нам нужно более серьезное вливание.
— К началу учебного года все ли заведения смогли открыться после ремонта?
— К 1 сентября основной объем ремонтных работ во всех 77 зданиях школ республики, которые вошли в программу капитального ремонта, был выполнен. В понедельник, 4 сентября, образовательный процесс начался абсолютно во всех школах Башкирии.
— Существует модель непрерывного образования, встраиваются ли в нее дошкольные учреждения?
— Безусловно. В республике действуют более 300 инновационных образовательных площадок, многие из них предполагают связку «садик — школа», чтобы ребенок переходил в первый класс подготовленным. Очень многие детские сады начали разрабатывать введение в профессии в игровой форме. Это хорошая начальная профориентация, которая поможет ребенку в будущем определиться с профессией.
— Сейчас во многих сферах не хватает рабочих рук. Как решается эта проблема?
— Еще не так давно основное количество выпускников поступало в вузы. Сейчас выпускные экзамены сдают порядка 42 тыс. учащихся девятых классов и около 20 тыс. — одиннадцатых. То есть практически каждый второй школьник выбирает для продолжения образования колледжи и техникумы после девятого класса.
Проект «Профессионалитет» сделал понятной связку «колледж — предприятие», обучение студентов ведется под заказ работодателя. Это позволяет быстро подготовить специалиста без ущерба качеству образования: практика проходит на базе самого предприятия, тем самым учебная программа сокращается на один год, а компания получает готового специалиста, который сразу же сможет работать на том оборудовании, на котором он учился.