— На ваш взгляд, в рамках деловой программы фестиваля «Айда играть» состоялся ли диалог между властью и бизнесом? Удалось ли о чем-то договориться?
— На мой субъективный взгляд, этот диалог крайне важен. Чем чаще мы будем встречаться и разговаривать о нуждах и потребностях друг друга, чем больше мы будем слушать друг друга, тем эффективнее будет производство тех же самых детских товаров.
— Сегодня много говорится о необходимости поддержки индустрии детских товаров, но все равно производители ощущают нехватку отечественных комплектующих. Как вы оцениваете ситуацию?
— Есть две составляющие этого вопроса. Первая — это сырье, из которого изготавливается учебное или игровое оборудование. К сожалению, в Российской Федерации мы пока еще не нашли постоянных поставщиков, которые удовлетворяли бы наш спрос на АБС-пластик в полном объеме и в высоком качестве. К сожалению, мы не можем использовать ни вторично переработанное сырье, ни страдающее качеством, поэтому нам приходится часть пластика закупать за рубежом. Я думаю, что через некоторое время мы полностью перейдем на российского производителя, и это во многом помогло бы решить нам проблему в том числе и с ценообразованием. В этом году, несмотря на инфляцию, мы еще не поднимали цены для покупателей.
Что касается второй составляющей, есть вещи, которые производятся только в Тайване или Китае — чипы, платы, моторы. Мы очень ждем появления в России аналогов, чтобы все составляющие локализовать в одном месте: это существенно бы сократило логистические цепочки и позволило бы удешевить сам продукт.
Во всем остальном — литье, прессформах, методической составляющей — мы справляемся сами. В любом кризисе и при любых санкциях мы ищем новые возможности для производства, новые рынки сбыта. Мы сейчас ориентированы в большей части на образовательный контент. Мы считаем, что нам нужно вначале решить проблему с качественным образованием наших детей внутри страны, а потом уже думать об экспорте. По крайней мере, для себя мы сегодня видим развитие в таком направлении. Наша амбициозная цель — поставить наши образовательные конструкторы во все дошкольные организации и школы страны.
— Есть ли недостаток в разработчиках игр и методик?
— Трудно найти хороших авторов-методистов. Для дошкольного образования нам удалось привлечь звезду — это Ирина Лыкова, автор многочисленных методических пособий для детей по самым разным направлениям. Специально для нас написала образовательную программу, я считаю это большой удачей, поскольку основной акцент в этой методике сделан на всестороннее развитие детей, а конструирование рассматривается как универсальный вид деятельности, посредством которого ребенок социализируется, творчески развивается и приносит что-то новое в мир. Я считаю, что благодаря программе Лыковой дети растут настоящими детьми XXI века, которые способны быстро воспринимать информацию, быстро обучаться, быстро развивать новые компетенции и реализовываться в абсолютно разных сферах.
— Как проходит апробация игр?
— Прежде всего, мы собрали обратную связь о самой форме деталей, прислушались к мнению детей, чтобы сделать конструктор максимально приятным для детских пальцев. Апробация конструктора проходила в некоторых московских школах и детских садах, а обучающая программа — на шести детских садах на Юго-западе Москвы. Разработка показала хорошие результаты, лишь после этого только мы запустили производство. Кроме этого, мы прошли экспертизу о соответствии требованиям к учебно-игровому оборудованию.
— Вы для примера показали башкирскую юрту, собранную из вашего конструктора. Получается ли внедрять национальные мотивы в других регионах, как их воспринимают дети?
— Мы приготовили учебно-методический комплект «Родной аул» специально к фестивалю «Айда играть». До этого мы уже апробировали различные этнические мотивы: у нас есть наборы «Русская деревня», «Путешествие на Крайний Север», «Путешествие в Африку». Это очень популярные наборы, которые пользуются спросом и у детей, и у педагогов, поскольку, помимо конструирования, дети изучают сказки, элементы культуры и быта.
Сейчас, когда мы готовились к фестивалю «Айда играть», мы погрузились в культуру башкирского народа. Я с удивлением для себя открыла много нового о юртах, башкирских лошадях, познакомилась с эпосом и сказкой «Бурая корова». Мы постарались воплотить это в конструкторе. Поэтому дети и педагоги, конструируя элементы культуры родного края, знакомят всех остальных с какими-то удивительными вещами и несут это другим народам. Я думаю, что это будет очень интересно не только для тех, кто живет в Башкирии, но и жителям других регионов.