— Насколько приоритетна индустрия детских товаров для Нижегородской области?
— Нижегородская область, как и Башкортостан, обладает серьезным промышленным потенциалом. Буквально год назад мы встречались с президентом Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антониной Цицулиной, которая показала нам возможности этой отрасли. Прежде детские товары не входили в спектр нашей поддержки, но по результатам переговоров мы поняли, что в сегодняшних условиях у этой индустрии очень серьезный потенциал для роста.
Мы провели анализ, у нас в области оказалось 50 предприятий, которые соответствуют критериям индустрии детских товаров. Мы объединили их в кластер. В принципе, этого достаточно, чтобы совместно разработать меры государственной поддержки, которые необходимы для развития этой отрасли. В первую очередь нужны финансовые инструменты: для развития предприятиям не хватает залогов для получения займов и низких процентных ставок, поэтому сегодня в Нижегородской области составлена дорожная карта, которая включает в себя не только меры законодательного регулирования и финансовой помощи, но и мероприятия по продвижению наших товаров в сфере государственных услуг.
Очень положительную роль в развитии сыграло то, что западные страны ограничили поставки детских товаров в страну: по сути, они создавали рынок, который сегодня освобождается. Динамика развития этой отрасли сегодня будет одной из самых быстрых. Важно, чтобы государство обратило на это внимание и на федеральном уровне: нужны программные мероприятия, которые позволяют компенсировать расходы на сертификацию и маркировку товаров, нужны специальные финансовые программы для крупных компаний и коридоры вхождения в торговые сети, чтобы с минимальными затратами развивать предприятия и доводить продукцию до потребителя.
— Понятие индустрии детских товаров достаточно обширное. Уделяется ли в Нижегородской области особое внимание производству определенных товаров — средств гигиены, игрушек, мебели, одежды?
— Здесь не должно быть приоритизации. Предприятия занимают разные ниши и выпускают разные объемы. Производство средств личной гигиены — это чаще всего крупные химические предприятия. Есть крупные мебельные предприятия, которые делают массовую мебель для здравоохранения и образования. Есть предприятия, которые делают уникальные вещи. Как правило, те, кто занимается производством игрушек, — это микропредприятия, выручка которых не составляет большой доли в масштабах всей отрасли. Поэтому здесь не нужно концентрироваться на какой-то конкретной продукции. Нужно развивать все.
У каждого предприятия есть разные потребности в государственной поддержке. Условно говоря, крупным предприятиям требуются другие средства и другие гарантии. Начинающим предпринимателям нужны гранты, выходы в торговые сети и так далее. Поэтому наша дорожная карта содержит комплекс мер, ориентированных на все уровни и на все виды товаров детской индустрии.
— Вы видите возможности для межрегионального сотрудничества в этой сфере?
— Мы входим в число пилотных регионов, которые сегодня формируют меры государственной поддержки и нормативную базу, связанную с развитием товаров детской индустрии. Наш опыт будет взят за основу и тиражирован на всю страну. Мы находимся в постоянном диалоге с министром промышленности РБ Александром Шильдяевым, потому что от успешного опыта пилотных регионов зависит правильная концепция развития индустрии детских товаров во всей стране.