
По итогам прошлого года рынок предметов искусства в России вырос на 16% и составил порядка $114 млн. При этом в мире в целом динамика вложений в искусство, напротив, падает: в 2024 году объемы снизились на 12%, до $57 млрд.
Эксперты полагают, что арт-инвестиции не зависят от динамики финансовых рынков и таким образом способствуют глубокой диверсификации инвестиционного портфеля. В России, однако, основной объем подобных сделок проходит в двух столицах. О том, как чувствуют себя региональные игроки на арт-рынке, стоит ли вкладываться в искусство и каковы перспективы этого направления, в эфире телеканала РБК Уфа рассказали сооснователи галереи «Мирас» — руководитель галереи Ольга Рамазанова и народный художник РБ Расих Ахметвалиев.
— Как меняется интерес инвесторов к предметам искусства в последние годы?
Ольга Рамазанова: Как показала наша практика участия в международных ярмарках, то, что происходит сейчас на арт-рынке России, — это удивительная история. Очень многие коллекционеры обращают внимание на искусство регионов. В данных ярмарках участвуют не только московские, но и региональные галереи, даже топовые галереи Москвы и Санкт-Петербурга активно работают с художниками из регионов и привлекают внимание инвесторов.

— Иными словами, художник может создать себе имя в родном городе и стать продаваемым мастером, не переезжая в столицу?
Расих Ахметвалиев: Конечно. В центральных городах есть свои преимущества — крупнейшие музеи и выставки. Но работать-то все равно хочется в тишине.

— Как соотносятся мастерство художников и потребности рынка?
Расих Ахметвалиев: Это очень широкий вопрос. Художник должен не просто сидеть в мастерской и работать, а участвовать во внешней жизни. Это важный момент, потому что на выставках, ярмарках художник и галерист могут увидеть, что происходит. Поэтому надо соответствовать моменту в любом случае. Можно и уйти вперед: такие случаи тоже бывают.
Ольга Рамазанова: Коллекционер, желающий инвестировать в искусство, конечно же, смотрит на художника. Самый главный критерий — художник должен быть на виду, он должен быть участником всех этих процессов, активно участвовать в ярмарках, быть в системе. Когда мы просто любуемся искусством, этого недостаточно. Для коллекционера, инвестора необходимо, чтобы художник был в этой системе обязательно.
— Как складывается арт-рынок в регионах? Достаточно ли оценщиков, галеристов, других участников процесса?
Ольга Рамазанова: В России проходит много ярмарок и не только в Москве. Есть еще и Красноярск, и Нижний Новгород. Все это формирует стоимость и влияет на рынок. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы стать участниками данного рынка, этого процесса. Сидя в Уфе, мы ничего не добьемся. Мы любим наших художников и знаем, что они очень талантливы. Но наша задача — продвигать искусство и влиять на формирование рынка, подтверждать стоимость и быть в центре событий.
В этом году мы участвовали в ярмарке Cosmoscow, представляли трех уфимских художников, среди них был и Расих Ахметвалиев. Была очень хорошая продажа по серьезной цене, и мы очень этому рады.

— Расих Хасипович, вы развиваете галерею с 1996 года, но занимаетесь искусством гораздо дольше. На ваш взгляд, как сильно продвинулась страна и, в частности, Башкирия в плане формирования арт-рынка?
Расих Ахметвалиев: Чтобы этот рынок возник, должны быть и художники, и любители искусства. В Москве, Санкт-Петербурге это уже более или менее оформлено. Есть Cosmoscow, Art Russia, различные аукционные дома. Но все равно рынок существует в таком сонном состоянии. Есть прекрасные художники, есть лица, которые интересуются их работами. Слава богу, и в нашем городе есть коллекционеры. Но именно так, чтобы работа велась системно, — этого нет. Допускаю, что московская система «захватит» сферу искусства в регионах, как это произошло в других отраслях. Им нужны новые произведения, новые качественные вещи. В один день, допускаю, что они «съедят» региональное искусство.
У меня это ощущение возникло, когда я сам находился в Москве. Да, у них большой интерес. Многие галереи пытаются взять именно региональных художников, потому что в столице люди осознанно работают на рынок. У нас же тут народ более простой, художники не избалованы высокими ценами. И поэтому они — очень хорошая «пища» для московской институции.

— Когда-то Вексельберг скупал яйца Фаберже по миру, чтобы сформировать коллекцию в России, чтобы она находилась здесь, оставалась именно российским проектом. Как сейчас выглядит корпоративный вклад в искусство, формируется ли широкий сегмент или такие инвестиции доступны только гигантам рынка?
Ольга Рамазанова: Мы к этому стремимся, работаем в этом направлении. Есть компании, которые вкладываются в искусство, но их очень мало. Нам не хватает коллекционеров и меценатов здесь, в Уфе. Так что я думаю, что потенциал есть огромный.
В этом году мы хотим запустить лекторий для коллекционеров. Не хватает доверия, поэтому нужно развивать интуицию, учиться доверять себе и не бояться покупать предметы искусства. Думаю, в этом направлении мы и будем помогать нашим коллекционерам. Я вижу, что мы можем очень плодотворно сотрудничать в этом отношении, потому что коллекционеры — это хранители истории, они нам очень нужны.
— Сколько в Башкирии художников, к которым стоит присмотреться? Несколько десятков или больше?
Ольга Рамазанова: Я думаю, что больше. Сейчас наша галерея работает с художниками трех поколений. Первый эшелон — группа «Чингисхан», это наши фавориты, самые достойные художники со своей историей и со своими культурными кодами. У нас есть художники, которым в районе 50 лет, — Александр Соболев, Ольга Цимболенко. И следом идет третье поколение. Это Азат Басыров, Алён Савельева, еще ряд художников.

— Вы не первый год участвуете в ярмарке Cosmoscow. Сложно ли заявиться региональной галерее на выставку подобного уровня?
Ольга Рамазанова: Сложно. Очень много желающих, серьезная экспертная комиссия, которая отсматривает все. Мы очень долго думаем, работаем над визуализацией, устраиваем мозговой штурм с художниками. Я рада, что в этом году у нас была замечательная экспозиция, получили массу комплиментов, эксперты отметили очень хороший уровень. И я рада, что искусство башкирских художников высоко оценивается коллегами, экспертами и, конечно же, коллекционерами. Это вдохновляет.
— Как определить, кому из арт-дилеров можно доверять, а кому нет?
Ольга Рамазанова: Все, кто участвует в Cosmoscow, — точно эксперты. Но все равно надо посмотреть на историю и бэкграунд. И здесь, конечно, мы все несем ответственность за это.
В этом году мы вступили в Ассоциацию галерей — это сообщество коллег, где все друг друга поддерживают, создают коллаборации, проводят совместные проекты. И это формирует прозрачность. Мы можем обмениваться опытом, давать советы в сложных ситуациях. Иногда необходимо пообщаться с коллегами, получить новый опыт, послушать, что происходит сегодня в искусстве. Здесь нет конкуренции. Выберите себе лучших художников, ведите их. Но это тяжелый труд.
— Каков усредненный портрет сегодняшнего коллекционера? Это состоявшиеся взрослые люди или молодежь тоже активно заходит в рынок, начиная, может быть, с недорогих работ?
Ольга Рамазанова: Появляется много интересной молодежи, которая пытается инвестировать. Это квантовый скачок в сознании наших сограждан. Порог входа в этот рынок начинается с мерча. Когда мы выпускаем искусство, например, на одежде — это уже коллекционная вещь. Можно начать с этого.
Расих Ахметвалиев: По поводу того, как войти в рынок, я всегда говорю: если ваши дети рисуют, первым делом оформите красиво эти работы. Сделайте хороший багет. И с этого вы можете начать. Необязательно бежать и покупать.
— На что в первую очередь следует обращать внимание с точки зрения ценности того или иного предмета искусства? Что должно насторожить покупателя?
Ольга Рамазанова: Нужно не пропускать хорошие выставки хотя бы у нас в городе. Насмотренность всегда поможет и подскажет. Главное — чувствовать и слышать себя. Это самое важное. Мы никогда не предлагаем плохое искусство, поэтому давайте доверять друг другу.