
— Руслан Ринатович, как идет летняя навигация в этом году? Были ли какие-то особенности, учитывая раннее половодье в Башкирии?
— В этом году из-за ранней весны мы открыли навигацию чуть раньше обычного. Судоходство началось 20 апреля и будет продолжаться до конца октября. На реке Белой у службы речных переправ функционирует пассажирский теплоход «Фортуна», у судостроительного завода — теплоход «Чайка». Также работает коммерческое предприятие «Речфлот», у него два теплохода. Все эти суда осуществляют прогулочные маршруты в районе монумента Дружбы. Кроме этого, действуют шесть паромных переправ, в основном ими пользуются садоводы, которым нужно переправиться с одного берега на другой.
В общей сложности в прошлом году на паромах были перевезены более 300 тыс. пассажиров и более 50 тыс. единиц техники.
— Каковы дальнейшие планы?
— Глава Башкирии Радий Хабиров на форуме «Транспортная неделя» в Москве встречался с руководством судоходной компании «Водоходъ». Была достигнута договоренность о том, что в навигацию 2026 года они нам поставят новые электросуда проекта «Москва». Сейчас ведутся переговоры о формате: будут ли это часовые прогулки или же мы разработаем регулярные водные маршруты.
Кроме этого, мы приглашаем судоходные компании посетить Республику Башкортостан с туристическими теплоходами. Данную работу активно начали проводить три года назад. Если в 2021-м к нам зашли около пяти судов, то уже в 2022–2023 годах было произведено около 20 судозаходов. В 2023 году, если помните, мы пригласили ту же самую компанию «Водоходъ», она привела целый отель на воде — теплоход «Мустай Карим». Это было очень значимое событие для республики. На этих теплоходах ежегодно к нам приплывают порядка 4 тыс. туристов. Для них организовывается экскурсионная программа, привлекаются гиды.
Такие заходы возможны лишь в мае, по большой воде, когда глубина реки очень хорошая. В этом году мы уже приняли на монументе Дружбы 13 теплоходов, до 20 июня планируется еще два судозахода.
— В предыдущие годы на рынок речных перевозок заходили различные компании, но не все остались в Уфе. С чем это связано?
— Этот рынок показывает достаточно высокую привлекательность для инвесторов, но проблема состоит в том, что навигация у нас продолжается лишь 180 дней. Остальные полгода теплоходы стоят на приколе. В целом наши перевозчики показывают очень хороший пассажиропоток. Сейчас мы попросили администрацию города рассмотреть возможность подведения электричества к причалу у монумента Дружбы для зарядки электросудов.

— К нам действительно заходят крупные круизные лайнеры, но я помню, что раньше из Уфы можно было дойти до Казани, проходили круизы до Золотого кольца. Что мешает вернуть такие маршруты сейчас?
— Глубина реки Белой составляет около двух метров. Для больших круизных теплоходов нужно около трех метров. Поэтому, если мы даже приобретем круизный теплоход, он сможет работать только в мае. Несмотря на то что Бельский район водных путей поддерживает глубину, у нас есть лимитирующие участки, на которых уровень воды в засушливые годы достигал 1,45 м. Поэтому республике экономически невыгодно держать такой теплоход. На сегодняшний день у нас также нет регионального оператора, который бы занимался этим судном, обслуживал бы его. Но данный вопрос стоит на повестке «Транспортного часа», и я думаю, что какие-то решения все-таки будут приняты.
— Ранее республиканские СМИ писали, что в Башкирии предлагалось построить семь низконапорных плотин для обеспечения достаточной для судоходства глубины. Стоимость работ оценивалась на уровне чуть выше 20 млрд руб. Рассматривается ли возможность такого строительства?
— На глубину и водность наших рек влияет очень много факторов, включая работу предприятий по добыче песчано-гравийной смеси и лесные насаждения, которые задерживают снег. Рассматривался вариант со сбросом воды с Павловского водохранилища для повышения уровня воды в Белой.
Проводить дноуглубительные работы — это не выход, потому что чем глубже мы копаем, тем ниже опускается вода, а дебит от этого не увеличивается. Как вы правильно говорите, низконапорная плотина — это один из выходов из ситуации. Но удовольствие очень дорогостоящее: одна такая плотина обойдется примерно в 7 млрд руб. И теперь необходимо понять, для чего нам это нужно: чтобы у нас ходили туристические теплоходы или для загрузки реки грузопотоками? Мы запросили информацию у всех министерств и ведомств, которые так или иначе связаны с промышленными предприятиями и сельхозтоваропроизводителями. Посчитали примерный грузопоток, которым они сейчас готовы загружать Белую, но он не такой объемный для того, чтобы вкладывать в реку столь большие средства.
Тем не менее на сегодняшний день Минприроды РФ разрабатывает программу увеличения водности реки Белой. Проект еще не утвержден, он будет представлен главе республики в этом году.
— Вы затронули тему грузоперевозок. Расскажите, каковы итоги прошлого года и какие цели стоят на текущий год?
— У нас не так много грузоперевозчиков на водном транспорте, хотя именно этот способ всегда считался наиболее дешевым для перевозки грузов. На сегодняшний день в республике перевозится в основном нерудный материал — песок, гравий, щебенка, которые добываются в карьерах вблизи реки. Кроме того, есть нефтеперевозчики. В общей сложности в год у нас перевозится чуть больше 2,5 млн т.
— Ранее вы упоминали, что развитию судоходства в республике мешает не только недостаточная глубина, но и парк судов и неразвитая причальная инфраструктура. Недавно сообщалось, что планируется строительство новых причалов в Уфе, Дюртюлях, Бирске, Агидели, Николо-Березовке. Как развивается данный проект?
— В республике по большому счету работает только один причал, который принимает пассажиров, — в районе монумента Дружбы. Это затрудняет заход к нам не только туристических, но и других судов. Дело в том, что от Камы, с которой они идут к нам, до города Уфы около двух дней пути. Судам надо где-то останавливаться. Поэтому мы рассмотрели вариант строительства понтонных причалов в тех муниципалитетах, которые вы перечислили. Эти конструкции можно ставить и убирать, их несложно обслуживать. Мы обратились в федеральные органы власти за финансовой поддержкой, но, к сожалению, соответствующей программы, нет. Приходится рассчитывать только на свои силы и на бюджет республики.
Кроме того, чтобы построить понтонный причал, к нему еще нужно сделать подъездные пути, разворотную площадку для автобусов. Требуется очень много вложений, но работа не стоит на месте: мы ведем переговоры с производителями понтонных причалов, у нас есть понимание, сколько это стоит, но нет понимания по источнику финансирования этих работ.
— О какой сумме идет речь? Не рассматриваете ли вы вариант государственно-частного партнерства? Или это неинтересно инвесторам?
— Мы работали с разными инвесторами. Например, в Агидели ведем переговоры о строительстве не только грузового, но и пассажирского причала. Что касается стоимости, один понтонный причал будет стоить порядка 50 млн руб. Естественно, его ежегодное обслуживание тоже обходится в копеечку.
— Предусмотрены ли средства на обновление парка судов? Необходимо ли это?
— Рассматриваем вопрос совместно с администрацией города Уфы. Есть муниципальное предприятие — служба речных переправ, которая по большому счету работает только на территории столицы и не может выйти за ее пределы. Мэр Уфы также заинтересован в приобретении нового подвижного состава, но опять-таки все упирается в бюджетные средства. Это не дешевое удовольствие, но оно необходимо для Республики Башкортостан. Водный транспорт у нас отстает от других направлений, поэтому считаю, что его необходимо развивать.