От первого лица , Башкортостан ,  
0 

В Минтрансе РБ рассказали о развитии пароходства и круизах через Уфу

Руслан Гарипов, замминистра транспорта и дорожного хозяйства РБ
Руслан Гарипов, замминистра транспорта и дорожного хозяйства РБ
В интервью телеканалу РБК Уфа заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Руслан Гарипов рассказал о ходе навигации в республике и планах развития речной отрасли

— Руслан Ринатович, как идет летняя навигация в этом году? Были ли какие-то особенности, учитывая раннее половодье в Башкирии?

— В этом году из-за ранней весны мы открыли навигацию чуть раньше обычного. Судоходство началось 20 апреля и будет продолжаться до конца октября. На реке Белой у службы речных переправ функционирует пассажирский теплоход «Фортуна», у судостроительного завода — теплоход «Чайка». Также работает коммерческое предприятие «Речфлот», у него два теплохода. Все эти суда осуществляют прогулочные маршруты в районе монумента Дружбы. Кроме этого, действуют шесть паромных переправ, в основном ими пользуются садоводы, которым нужно переправиться с одного берега на другой.

В общей сложности в прошлом году на паромах были перевезены более 300 тыс. пассажиров и более 50 тыс. единиц техники.

— Каковы дальнейшие планы?

— Глава Башкирии Радий Хабиров на форуме «Транспортная неделя» в Москве встречался с руководством судоходной компании «Водоходъ». Была достигнута договоренность о том, что в навигацию 2026 года они нам поставят новые электросуда проекта «Москва». Сейчас ведутся переговоры о формате: будут ли это часовые прогулки или же мы разработаем регулярные водные маршруты.

Кроме этого, мы приглашаем судоходные компании посетить Республику Башкортостан с туристическими теплоходами. Данную работу активно начали проводить три года назад. Если в 2021-м к нам зашли около пяти судов, то уже в 2022–2023 годах было произведено около 20 судозаходов. В 2023 году, если помните, мы пригласили ту же самую компанию «Водоходъ», она привела целый отель на воде — теплоход «Мустай Карим». Это было очень значимое событие для республики. На этих теплоходах ежегодно к нам приплывают порядка 4 тыс. туристов. Для них организовывается экскурсионная программа, привлекаются гиды.

Такие заходы возможны лишь в мае, по большой воде, когда глубина реки очень хорошая. В этом году мы уже приняли на монументе Дружбы 13 теплоходов, до 20 июня планируется еще два судозахода.

— В предыдущие годы на рынок речных перевозок заходили различные компании, но не все остались в Уфе. С чем это связано?

— Этот рынок показывает достаточно высокую привлекательность для инвесторов, но проблема состоит в том, что навигация у нас продолжается лишь 180 дней. Остальные полгода теплоходы стоят на приколе. В целом наши перевозчики показывают очень хороший пассажиропоток. Сейчас мы попросили администрацию города рассмотреть возможность подведения электричества к причалу у монумента Дружбы для зарядки электросудов.

В Минтрансе РБ рассказали о развитии пароходства и круизах через Уфу

— К нам действительно заходят крупные круизные лайнеры, но я помню, что раньше из Уфы можно было дойти до Казани, проходили круизы до Золотого кольца. Что мешает вернуть такие маршруты сейчас?

— Глубина реки Белой составляет около двух метров. Для больших круизных теплоходов нужно около трех метров. Поэтому, если мы даже приобретем круизный теплоход, он сможет работать только в мае. Несмотря на то что Бельский район водных путей поддерживает глубину, у нас есть лимитирующие участки, на которых уровень воды в засушливые годы достигал 1,45 м. Поэтому республике экономически невыгодно держать такой теплоход. На сегодняшний день у нас также нет регионального оператора, который бы занимался этим судном, обслуживал бы его. Но данный вопрос стоит на повестке «Транспортного часа», и я думаю, что какие-то решения все-таки будут приняты.

— Ранее республиканские СМИ писали, что в Башкирии предлагалось построить семь низконапорных плотин для обеспечения достаточной для судоходства глубины. Стоимость работ оценивалась на уровне чуть выше 20 млрд руб. Рассматривается ли возможность такого строительства?

— На глубину и водность наших рек влияет очень много факторов, включая работу предприятий по добыче песчано-гравийной смеси и лесные насаждения, которые задерживают снег. Рассматривался вариант со сбросом воды с Павловского водохранилища для повышения уровня воды в Белой.

Проводить дноуглубительные работы — это не выход, потому что чем глубже мы копаем, тем ниже опускается вода, а дебит от этого не увеличивается. Как вы правильно говорите, низконапорная плотина — это один из выходов из ситуации. Но удовольствие очень дорогостоящее: одна такая плотина обойдется примерно в 7 млрд руб. И теперь необходимо понять, для чего нам это нужно: чтобы у нас ходили туристические теплоходы или для загрузки реки грузопотоками? Мы запросили информацию у всех министерств и ведомств, которые так или иначе связаны с промышленными предприятиями и сельхозтоваропроизводителями. Посчитали примерный грузопоток, которым они сейчас готовы загружать Белую, но он не такой объемный для того, чтобы вкладывать в реку столь большие средства.

Тем не менее на сегодняшний день Минприроды РФ разрабатывает программу увеличения водности реки Белой. Проект еще не утвержден, он будет представлен главе республики в этом году.

— Вы затронули тему грузоперевозок. Расскажите, каковы итоги прошлого года и какие цели стоят на текущий год?

— У нас не так много грузоперевозчиков на водном транспорте, хотя именно этот способ всегда считался наиболее дешевым для перевозки грузов. На сегодняшний день в республике перевозится в основном нерудный материал — песок, гравий, щебенка, которые добываются в карьерах вблизи реки. Кроме того, есть нефтеперевозчики. В общей сложности в год у нас перевозится чуть больше 2,5 млн т.

— Ранее вы упоминали, что развитию судоходства в республике мешает не только недостаточная глубина, но и парк судов и неразвитая причальная инфраструктура. Недавно сообщалось, что планируется строительство новых причалов в Уфе, Дюртюлях, Бирске, Агидели, Николо-Березовке. Как развивается данный проект?

— В республике по большому счету работает только один причал, который принимает пассажиров, — в районе монумента Дружбы. Это затрудняет заход к нам не только туристических, но и других судов. Дело в том, что от Камы, с которой они идут к нам, до города Уфы около двух дней пути. Судам надо где-то останавливаться. Поэтому мы рассмотрели вариант строительства понтонных причалов в тех муниципалитетах, которые вы перечислили. Эти конструкции можно ставить и убирать, их несложно обслуживать. Мы обратились в федеральные органы власти за финансовой поддержкой, но, к сожалению, соответствующей программы, нет. Приходится рассчитывать только на свои силы и на бюджет республики.

Кроме того, чтобы построить понтонный причал, к нему еще нужно сделать подъездные пути, разворотную площадку для автобусов. Требуется очень много вложений, но работа не стоит на месте: мы ведем переговоры с производителями понтонных причалов, у нас есть понимание, сколько это стоит, но нет понимания по источнику финансирования этих работ.

— О какой сумме идет речь? Не рассматриваете ли вы вариант государственно-частного партнерства? Или это неинтересно инвесторам?

— Мы работали с разными инвесторами. Например, в Агидели ведем переговоры о строительстве не только грузового, но и пассажирского причала. Что касается стоимости, один понтонный причал будет стоить порядка 50 млн руб. Естественно, его ежегодное обслуживание тоже обходится в копеечку.

— Предусмотрены ли средства на обновление парка судов? Необходимо ли это?

— Рассматриваем вопрос совместно с администрацией города Уфы. Есть муниципальное предприятие — служба речных переправ, которая по большому счету работает только на территории столицы и не может выйти за ее пределы. Мэр Уфы также заинтересован в приобретении нового подвижного состава, но опять-таки все упирается в бюджетные средства. Это не дешевое удовольствие, но оно необходимо для Республики Башкортостан. Водный транспорт у нас отстает от других направлений, поэтому считаю, что его необходимо развивать.

Компетенция «Рубль всегда реагирует укреплением на позитивные новости»
Материалы выпуска
Компетенция «Эйфория на рынках Европы продлится недолго»
От первого лица «Рынок ломбардов полностью изменился за последние 10 лет»
От первого лица Ирина Коломасова, Unikor: «Наш форум объединяет участников рынка ИЖС»
От первого лица Наиль Хасанов, «Тихий дом»: «Нужно мыслить как бизнесмен»
Компетенция Эксперт: «Ключевая ставка к концу года может снизиться до 12–14%»
От первого лица В Минтрансе РБ рассказали о развитии пароходства и круизах через Уфу
Компетенция «Рубль всегда реагирует укреплением на позитивные новости»
От первого лица Рассрочка на новый автомобиль: как это работает
Экспертиза «Возвращение курса рубля к целевым показателям — вопрос времени»
Компетенция Рынки и глобальная экономика: что делать инвесторам в эпоху перемен
От первого лица «Главные проблемы бизнес-среды — недоверие и отсутствие взаимодействия»
Экспертиза «Рынок рано или поздно повернется в плюс»
Содержание
Закрыть