Практика , Башкортостан ,  
0 

Владислав Зверев, «СЕТЬ СТО»: «Автосервис — лакмусовая бумажка экономики»

Владислав Зверев, основатель компании «СЕТЬ СТО»
Владислав Зверев, основатель компании «СЕТЬ СТО»
Основатель компании «СЕТЬ СТО» Владислав Зверев в программе «Большие люди малого бизнеса» на РБК Уфа рассказал о своем предпринимательском пути, сложностях и перспективах развития

Опыт

Я пришел в этот бизнес 20 лет назад после очередного дня учебы. Вместе с другом пришли в автосервис и умоляли взять нас на работу. На тот момент была совсем другая ситуация с кадрами: чтобы куда-то устроиться, нужно было прийти и умолять. В первый год мне платили 100 руб. в день, это были даже по тем временам очень небольшие деньги, но я был рад стараться.

Второе место — «Тойота центр Уфа». Я до сих пор считаю «Тойоту» главной школой бизнеса в моей жизни, хотя меня там не учили предпринимательству как таковому, но учили работать с клиентами, автомобилями. Для меня это большая школа, важный этап в моей жизни.

По себе знаю, как важно расти и как тяжело, когда упираешься в потолок. В 2012 году я покинул хорошую должность с высокой зарплатой и поехал колесить по всей России с целью подняться на ступень выше: мне тогда хотелось стать руководителем дилерского центра. Я поработал в Новороссийске, Перми и только в Самаре сумел достигнуть желаемой должности. Решение уйти в свое дело принял лишь в 2017 году. Только с этого времени я могу сказать, что начался мой собственный бизнес.

В бизнесе всегда очень много вопросов и сложностей, и всегда возникают какие-то нюансы. Мы бывали на грани закрытия. Неоднократно возникало желание уйти обратно в наем – такое бывает, когда у тебя нет денег, чтобы заплатить за аренду, запчасти, выдать зарплату сотрудникам. В найме таких проблем не возникает: ты выполняешь только свои задачи, а в собственном бизнесе нужна многозадачность. К ней нужно привыкнуть, это не сразу дается.

Владислав Зверев, «СЕТЬ СТО»: «Автосервис — лакмусовая бумажка экономики»

Выход из кризиса

Наш бизнес очень сильно связан со всей экономической ситуацией вокруг. Мы работаем с иномарками и импортными запчастями. Мы как лакмусовая бумажка экономики: как только что-то произойдет, у нас тут же падает выручка, снижается количество заездов в сервис. Такие сложности мы испытываем, пожалуй, одними из первых. В кризис люди не прекращают покупать продукты, но ремонт автомобиля многие могут отложить до лучших времен.

Когда ты приходишь в бизнес, и у тебя несколько недель нет ни клиентов, ни выручки — это сильно демотивирует. Со временем ты начинаешь к этому привыкать, появляется иммунитет, и ты уже знаешь, что за тяжелыми временами придут хорошие светлые дни.

Рынок

За последние два года очень сильно изменился рынок запасных частей. Я в этом году стал уделять этому еще больше внимания. Сейчас появилось много новых игроков и брендов: во всем этом нужно разбираться, тестировать, чем мы и занимаемся. Сейчас, когда с рынка официально ушли многие автопроизводители, стараемся не использовать оригинальные запчасти, потому что не можем быть уверены в их подлинности, дать на них гарантию.

Зачастую от запчастей, которые мы ставим, зависят дальнейшая судьба автомобиля и безопасность. Нам нельзя рисковать, поэтому мы активно изучаем рынок, тестируем новые бренды и понимаем, что лучше всего работать с правильными заводскими продуктами, за которыми стоят конкретные люди, отвечающие за качество. Соответственно, продавая запасные детали, мы стараемся выбирать лучшее. Если что-то предлагаем клиенту, поверьте: за этим стоит время, потраченное на изучение и сравнение продукта.

Когда рынок повернулся в направлении Китая, в первое время были сложности не с ремонтом как таковым, а именно с запчастями. Ничего нового там не изобретено: часто открываем капот совершенно незнакомого автомобиля и видим мотор VAG, Mitsubishi или что-то очень похожее на Toyota, но с неизвестной эмблемой. Все, что внутри, — с этим мы уже сталкивались, работали и знаем, как это ремонтировать.

На сегодняшний день пока еще сохраняется проблема с каталогами деталей, и подобрать запчасти не всегда легко. Но данная область тоже быстро меняется, у большинства брендов уже есть нормальные каталоги. Этот рынок очень быстро подстраивается, и спрос здесь быстро рождает предложение.

Стоимость услуг в нашей сфере растет не так быстро, как цены на запчасти и расходные материалы. Два года назад мы продавали моторное масло топовых брендов за 600-650 руб., сейчас они стоят в два с лишним раза больше. При этом стоимость замены в среднем по городу поднялась с 500 до 750 руб.

Владислав Зверев, «СЕТЬ СТО»: «Автосервис — лакмусовая бумажка экономики»

Конкуренция и кадры

Автосервисный бизнес постепенно становится более прозрачным, открытым, культурным. Все больше мастерских дают гарантию, подписывают документы на выполненные работы. Постепенно эта сфера меняется в лучшую сторону. Даже небольшие гаражи продолжают работать и в чем-то тоже становятся лучше. Клиент становится более избирательным, он уже желает видеть другие условия. Естественно, всем приходится расти и повышать качество обслуживания.

Что касается поиска сотрудников, мы действительно ощущаем кадровый голод. Когда-то мне приходилось умолять руководителя автосервиса, чтобы меня взяли подсобным рабочим. Сейчас все изменилось: теперь мы тратим деньги на рекламу вакансий. Изменилось и отношение к работе. В автосервисе требуются знания, опыт, сноровка, а в других областях для получения быстрых денег не нужно особых навыков. И это действительно является причиной того, что молодые люди не подтягиваются в нашу сферу.

Если вижу парня, который откликнулся на нашу вакансию, я, конечно, сделаю все максимально возможное, чтобы он удержался у нас. Потому что работа в сервисе на самом деле очень перспективна, и перспектив здесь гораздо больше, чем в других сферах. Кроме того, это и уважение в обществе: хорошего механика уважают как хорошего врача.

Модель развития

Наша сеть постепенно расширяется. Этот вектор мы взяли несколько лет назад. В 2020 году с первым партнером открывали «МБ-Сервис», сейчас это предприятие работает самостоятельно. Год назад открыли автоцентры «Такуми» на улице Зайнаб Биишевой, в этом году — второй «Такуми» на Зеленогорской.

Открыть автосервис немудрено. Если у тебя есть деньги, — пожалуйста, ставь оборудование, вешай вывеску, нанимай людей. Я решил пойти другим путем в развитии и сделал ставку на опытных партнеров. Все, с кем мы работаем, — это большие профессионалы, со многими из них знакомы еще со времен «Тойоты». Когда я понял, что мои будущие партнеры переросли свои функции в найме, мы открыли новые автосервисы, и моя задача была сделать так, чтобы у ребят получалось правильно вести бизнес с точки зрения финансов, планирования, маркетинга. Благодаря хорошо подобранным партнерам мы имеем возможность дальнейшего расширения.

Владислав Зверев, «СЕТЬ СТО»: «Автосервис — лакмусовая бумажка экономики»

Господдержка

Не считаю себя сторонником программ господдержки. Ну, дали тебе сегодня миллион, ты его не заработал, но весь потратил. А что будет завтра? Поэтому нужно быть готовым эти деньги зарабатывать самостоятельно.

На этот бизнес я поставил все, что у меня было. Продал квартиру и все вырученные деньги вложил в дело. Когда ты рискуешь по-крупному, тогда действительно может что-то получиться. Если не рискуешь ничем — выше шансы на провал. Но если у тебя есть возможность получить поддержку, классно ей воспользоваться.

Мы дважды брали кредиты по госпрограммам, они действительно выручают при развитии. В дальнейшем планируем взять лизинг с господдержкой, чтобы обновить оборудование в одном из сервисов или открыть новую точку. Такие займы выдаются под минимальные проценты, которые ниже показателей инфляции. Хоть я и не сторонник всех лизинговых и кредитных дел, но это действительно позволяет развиваться в моменте. Но намеренно ждать у моря погоды или какой-то помощи — это больше вредит бизнесу, а не помогает.

Планы

У нас большие планы. Хочется дальше развиваться, но я не тороплю события. В Уфе планирую открыть еще две-три точки, а дальше надо будет выходить на соседние города. Мне очень интересны Самара, Челябинск, Екатеринбург. В Казань мы пойдем позже, я считаю этот город для бизнеса более закрытым, но могу ошибаться. Уфа в этом плане проще, это город, открытый для всех: не в последнюю очередь благодаря инвестиционной политике, и со временем инвестиций в наш регион будет больше, чем в Казань.

В своем развитии мы ищем ребят, с которыми у нас совпадают ценности. Если ко мне придет действующий сотрудник и предложит открыть новый сервис — без проблем. Как определить, готов ли человек перейти из найма в бизнес? Если он готов рисковать всем, что у него есть и глобально изменить свою жизнь, — пожалуйста. Каждому, кто работает со мной, я говорю, что это наша общая компания. У каждого есть своя доля, свои задачи и обязанности. Каждый получает часть прибыли. Если хотим чего-то достигать, нужно поменять отношение. Это наше общее дело, и мы продолжаем его развивать.