Опыт
Я пришел в этот бизнес 20 лет назад после очередного дня учебы. Вместе с другом пришли в автосервис и умоляли взять нас на работу. На тот момент была совсем другая ситуация с кадрами: чтобы куда-то устроиться, нужно было прийти и умолять. В первый год мне платили 100 руб. в день, это были даже по тем временам очень небольшие деньги, но я был рад стараться.
Второе место — «Тойота центр Уфа». Я до сих пор считаю «Тойоту» главной школой бизнеса в моей жизни, хотя меня там не учили предпринимательству как таковому, но учили работать с клиентами, автомобилями. Для меня это большая школа, важный этап в моей жизни.
По себе знаю, как важно расти и как тяжело, когда упираешься в потолок. В 2012 году я покинул хорошую должность с высокой зарплатой и поехал колесить по всей России с целью подняться на ступень выше: мне тогда хотелось стать руководителем дилерского центра. Я поработал в Новороссийске, Перми и только в Самаре сумел достигнуть желаемой должности. Решение уйти в свое дело принял лишь в 2017 году. Только с этого времени я могу сказать, что начался мой собственный бизнес.
В бизнесе всегда очень много вопросов и сложностей, и всегда возникают какие-то нюансы. Мы бывали на грани закрытия. Неоднократно возникало желание уйти обратно в наем – такое бывает, когда у тебя нет денег, чтобы заплатить за аренду, запчасти, выдать зарплату сотрудникам. В найме таких проблем не возникает: ты выполняешь только свои задачи, а в собственном бизнесе нужна многозадачность. К ней нужно привыкнуть, это не сразу дается.
Выход из кризиса
Наш бизнес очень сильно связан со всей экономической ситуацией вокруг. Мы работаем с иномарками и импортными запчастями. Мы как лакмусовая бумажка экономики: как только что-то произойдет, у нас тут же падает выручка, снижается количество заездов в сервис. Такие сложности мы испытываем, пожалуй, одними из первых. В кризис люди не прекращают покупать продукты, но ремонт автомобиля многие могут отложить до лучших времен.
Когда ты приходишь в бизнес, и у тебя несколько недель нет ни клиентов, ни выручки — это сильно демотивирует. Со временем ты начинаешь к этому привыкать, появляется иммунитет, и ты уже знаешь, что за тяжелыми временами придут хорошие светлые дни.
Рынок
За последние два года очень сильно изменился рынок запасных частей. Я в этом году стал уделять этому еще больше внимания. Сейчас появилось много новых игроков и брендов: во всем этом нужно разбираться, тестировать, чем мы и занимаемся. Сейчас, когда с рынка официально ушли многие автопроизводители, стараемся не использовать оригинальные запчасти, потому что не можем быть уверены в их подлинности, дать на них гарантию.
Зачастую от запчастей, которые мы ставим, зависят дальнейшая судьба автомобиля и безопасность. Нам нельзя рисковать, поэтому мы активно изучаем рынок, тестируем новые бренды и понимаем, что лучше всего работать с правильными заводскими продуктами, за которыми стоят конкретные люди, отвечающие за качество. Соответственно, продавая запасные детали, мы стараемся выбирать лучшее. Если что-то предлагаем клиенту, поверьте: за этим стоит время, потраченное на изучение и сравнение продукта.
Когда рынок повернулся в направлении Китая, в первое время были сложности не с ремонтом как таковым, а именно с запчастями. Ничего нового там не изобретено: часто открываем капот совершенно незнакомого автомобиля и видим мотор VAG, Mitsubishi или что-то очень похожее на Toyota, но с неизвестной эмблемой. Все, что внутри, — с этим мы уже сталкивались, работали и знаем, как это ремонтировать.
На сегодняшний день пока еще сохраняется проблема с каталогами деталей, и подобрать запчасти не всегда легко. Но данная область тоже быстро меняется, у большинства брендов уже есть нормальные каталоги. Этот рынок очень быстро подстраивается, и спрос здесь быстро рождает предложение.
Стоимость услуг в нашей сфере растет не так быстро, как цены на запчасти и расходные материалы. Два года назад мы продавали моторное масло топовых брендов за 600-650 руб., сейчас они стоят в два с лишним раза больше. При этом стоимость замены в среднем по городу поднялась с 500 до 750 руб.
Конкуренция и кадры
Автосервисный бизнес постепенно становится более прозрачным, открытым, культурным. Все больше мастерских дают гарантию, подписывают документы на выполненные работы. Постепенно эта сфера меняется в лучшую сторону. Даже небольшие гаражи продолжают работать и в чем-то тоже становятся лучше. Клиент становится более избирательным, он уже желает видеть другие условия. Естественно, всем приходится расти и повышать качество обслуживания.
Что касается поиска сотрудников, мы действительно ощущаем кадровый голод. Когда-то мне приходилось умолять руководителя автосервиса, чтобы меня взяли подсобным рабочим. Сейчас все изменилось: теперь мы тратим деньги на рекламу вакансий. Изменилось и отношение к работе. В автосервисе требуются знания, опыт, сноровка, а в других областях для получения быстрых денег не нужно особых навыков. И это действительно является причиной того, что молодые люди не подтягиваются в нашу сферу.
Если вижу парня, который откликнулся на нашу вакансию, я, конечно, сделаю все максимально возможное, чтобы он удержался у нас. Потому что работа в сервисе на самом деле очень перспективна, и перспектив здесь гораздо больше, чем в других сферах. Кроме того, это и уважение в обществе: хорошего механика уважают как хорошего врача.
Модель развития
Наша сеть постепенно расширяется. Этот вектор мы взяли несколько лет назад. В 2020 году с первым партнером открывали «МБ-Сервис», сейчас это предприятие работает самостоятельно. Год назад открыли автоцентры «Такуми» на улице Зайнаб Биишевой, в этом году — второй «Такуми» на Зеленогорской.
Открыть автосервис немудрено. Если у тебя есть деньги, — пожалуйста, ставь оборудование, вешай вывеску, нанимай людей. Я решил пойти другим путем в развитии и сделал ставку на опытных партнеров. Все, с кем мы работаем, — это большие профессионалы, со многими из них знакомы еще со времен «Тойоты». Когда я понял, что мои будущие партнеры переросли свои функции в найме, мы открыли новые автосервисы, и моя задача была сделать так, чтобы у ребят получалось правильно вести бизнес с точки зрения финансов, планирования, маркетинга. Благодаря хорошо подобранным партнерам мы имеем возможность дальнейшего расширения.
Господдержка
Не считаю себя сторонником программ господдержки. Ну, дали тебе сегодня миллион, ты его не заработал, но весь потратил. А что будет завтра? Поэтому нужно быть готовым эти деньги зарабатывать самостоятельно.
На этот бизнес я поставил все, что у меня было. Продал квартиру и все вырученные деньги вложил в дело. Когда ты рискуешь по-крупному, тогда действительно может что-то получиться. Если не рискуешь ничем — выше шансы на провал. Но если у тебя есть возможность получить поддержку, классно ей воспользоваться.
Мы дважды брали кредиты по госпрограммам, они действительно выручают при развитии. В дальнейшем планируем взять лизинг с господдержкой, чтобы обновить оборудование в одном из сервисов или открыть новую точку. Такие займы выдаются под минимальные проценты, которые ниже показателей инфляции. Хоть я и не сторонник всех лизинговых и кредитных дел, но это действительно позволяет развиваться в моменте. Но намеренно ждать у моря погоды или какой-то помощи — это больше вредит бизнесу, а не помогает.
Планы
У нас большие планы. Хочется дальше развиваться, но я не тороплю события. В Уфе планирую открыть еще две-три точки, а дальше надо будет выходить на соседние города. Мне очень интересны Самара, Челябинск, Екатеринбург. В Казань мы пойдем позже, я считаю этот город для бизнеса более закрытым, но могу ошибаться. Уфа в этом плане проще, это город, открытый для всех: не в последнюю очередь благодаря инвестиционной политике, и со временем инвестиций в наш регион будет больше, чем в Казань.
В своем развитии мы ищем ребят, с которыми у нас совпадают ценности. Если ко мне придет действующий сотрудник и предложит открыть новый сервис — без проблем. Как определить, готов ли человек перейти из найма в бизнес? Если он готов рисковать всем, что у него есть и глобально изменить свою жизнь, — пожалуйста. Каждому, кто работает со мной, я говорю, что это наша общая компания. У каждого есть своя доля, свои задачи и обязанности. Каждый получает часть прибыли. Если хотим чего-то достигать, нужно поменять отношение. Это наше общее дело, и мы продолжаем его развивать.