От первого лица , Башкортостан ,  
0 

Иван Лебедев, «Промприбор-Р»: «Мы не останавливаемся на типовых решениях»

Иван Лебедев, генеральный директор компании «Промприбор-Р», член Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК
Иван Лебедев, генеральный директор компании «Промприбор-Р», член Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК
Интервью с генеральным директором компании «Промприбор-Р», членом Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Иваном Лебедевым

Иван Лебедев родился в 1983 году в Москве, окончил Московский государственный институт экономики, статистики и информатики, Академию стандартизации, метрологии и сертификации, а также Российскую Академию народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. В 2008-м занял должность заместителя генерального директора компании «Промприбор-Р», годом позже возглавил предприятие.

— Иван Викторович, в апреле этого года компании «Промприбор-Р» исполнилось 17 лет. Какие достижения вы считаете самыми важными?

— Наша организация начиналась с трех человек в помещении площадью 30 кв. м в 2007 году. Время было, как всегда, неподходящее, близились 2008 год и очередной кризис. У нас были свежие идеи, мы разработали и выпустили прибор для газоанализа в энергетике, в комплексных распределенных устройствах с газовой оболочкой.

Как всегда, скачки и рывки в развитии происходят только в кризисные времена.

Наши партнеры, которые занимались поверкой приборов, были нерасторопны и часто подводили нас по срокам. Поэтому в 2018 году мы открыли и аккредитовали собственную лабораторию для поверки газоанализаторов, которая имеет право работать с большим перечнем газов и может поверять в том числе и приборы сторонних организаций.

В ковидные времена были ограничения на выход из дома, по крайней мере в Москве. Наша деятельность не подлежала локдауну, мы продолжали работать, но возник кадровый голод, было тяжелое эмоциональное состояние у людей. В это время порядка трети сотрудников по тем или иным причинам ушли с предприятия, коллектив обновился.

В данный момент наши газоанализаторы обеспечивают промышленную безопасность на крупных объектах, в том числе на энергетическом кольце вокруг Москвы, на олимпийских объектах в Сочи. Также приборы закупали атомные станции в Беларуси и Турецкой Республике.

— Вы отметили, что сейчас предприятия испытывают серьезный кадровый голод. Как вы выходите из положения?

— Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Вместе с московскими министерствами образования и промышленности мы стали развивать промышленный туризм, проводить экскурсии на своем предприятии для студентов профильных вузов и ссузов, учащихся инженерных классов. Показываем ребятам профессии, чтобы в будущем они выбрали что-то себе по душе и, возможно, пришли к нам. Приглашаем ребят на практику: в июне к нам пришли семь человек из Московского энергетического института. Дальше они могут остаться работать у нас.

Мы сами себе выращиваем специалистов. У нас 44% общего числа сотрудников — это инженеры, выпускники Бауманского института и других профильных технических вузов, есть студенты колледжей, которые еще продолжают учиться.

— Как вы сами пришли в приборостроение?

— Моя история в профессии началась совершенно случайно. В конце школы заранее поступил в Московской инженерно-физический институт как победитель Всероссийской физико-математической олимпиады Минатома РФ. В 18 лет я оформил академический отпуск и по рекомендации отца, руководителя технического отдела на предприятии, которое занимается газоанализом и дозиметрией, пошел работать туда. Моя первая должность была совершенно не технической, она называлась «референт по сбыту». Коллектив этой компании состоял из ученых, кандидатов и докторов наук, это были люди старшего поколения с глубокими фундаментальными знаниями. В их обществе я почувствовал тягу к новым знаниям. В последующем я уже не стал сворачивать с этой дороги.

Позже, когда я уже дорос на этом предприятии до заместителя директора, мы решили организовать собственную компанию, поскольку не получали отклика от руководства на наши идеи. Как я уже говорил, изначально нас было трое, в том числе мой отец, доктор технических наук, в свое время создавший два мировых эталона, очень мудрый человек. Моя задача была административной, я был организатором процессов.

Иван Лебедев, «Промприбор-Р»: «Мы не останавливаемся на типовых решениях»

— Иван Викторович, был ли момент, когда вы осознали необходимость повышения своих управленческих навыков?

— Да, такой момент был. Я понимал, что организация постепенно развивается по всем направлением, но чувствовал, что угол подъема недостаточный. И если все начинается с руководителя, то мне было необходимо как-то повысить свои компетенции. Я выбрал программу государственного и муниципального управления в РАНХиГСе. У меня не было задачи изучить какие-то науки. В 2023 году я успешно выпустился.

С тех пор компания «Промприбор-Р» начала активно участвовать в выставочной деятельности. В прошлом году мы посетили 25 внешних мероприятий — выставки, семинары, конгрессы, конференции. Я начал общественно-политическую деятельность, в данный момент являюсь членом Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК. Помимо того, что мы выпускаем наукоемкую продукцию, которая обеспечивает промышленную безопасность, мне хочется принести пользу и отрасли в целом.

— На ваш взгляд, насколько готовы руководители предприятий и бизнес в целом к участию в объединениях для решения общих проблем?

— Далеко не все предприятия представлены в общественных некоммерческих объединений. Они могут входить в списки, но, к сожалению, не каждая компания активно участвует в работе данных организаций. Не хватает информации. Мы, когда сидели в собственных стенах, тоже много чего не знали, но когда вышли, то увидели, что мир прекрасен и многогранен. Можно найти себе применение не только в создании газоаналитического оборудования, но еще и в полезной для общества деятельности. Поэтому всем, кто заинтересован в подобном развитии, нужно больше общения: ездить на профильные выставки, участвовать в конференциях. Это действительно полезно.

— Вы отметили, что активно участвуете в выставках. Какими разработками может похвастаться ваша компания?

— Сложно выделить что-то особенное. У нас более 4 тыс. руководств по эксплуатации, то есть вариантов исполнения приборов. Это говорит о том, что мы не останавливаемся на базовых и однотипных решениях. Да, нетипичные задачи отнимают довольно много времени, это обеспечивает развитие нашего инженерного отдела.

Что касается самих разработок, в стадии сертификации находится стационарный прибор «Сигма-05», включающий анализатор, датчик и информационный пульт в одном флаконе. Его особенность в том, что он способен измерять четыре вещества одновременно. В России на данный момент ни у кого нет такого прибора.

В этом году у нас вышел датчик «Сигма-03М-D4» в арктическом исполнении. Это прибор, который не боится низких температур и способен работать в жестких климатических условиях, без кабелей и проводов. Сейчас эта разработка также проходит сертификацию.

Мы постоянно развиваемся, делаем новые приборы, которые идут в ногу со временем. Например, индивидуальный газоанализатор «Альфа», который умещается на ладони: он оснащается контрастным экраном и флеш-памятью.

Кроме того, стоимость наших приборов ниже относительно аналогов. Мы держим эту планку все 17 лет.

— Как введение санкций сказалось на работе вашей компании?

— В 2022 году производители российского оборудования беспокоились из-за скачков курсов иностранных валют. Ряд поставщиков комплектующих перестали отгружать продукцию, не понимая, что будет происходить с рублем. Когда они начали поднимать цены впятеро в течение недели, у некоторых производителей началась паника.

Мы как-то пережили этот момент, потому что моя принципиальная позиция всегда заключалась в том, чтобы не зависеть от какого-то одного поставщика. Мы стараемся применять в наших приборах элементную базу, которой всегда можно подобрать аналоги. Благодаря этому мы продолжили отгружать продукцию и удержали стоимость на низком уровне. Я считаю, что наши заказчики не должны были пострадать от внешних кризисных причин.

Мы в большей степени перешли на российские комплектующие. Были сложности с сенсорикой — эти детали мы заказывали из Швейцарии, Великобритании и Германии. Переход на отечественного поставщика позволил снизить себестоимость и обеспечить оперативное соблюдение гарантийных обязательств.

— Иван Викторович, в России нередки случаи взрывов бытового газа. Не ли у вас планов заняться обеспечением безопасности в жилых домах?

— Да, тема безопасности обращения с бытовым газом обсуждается десятилетиями. По разным причинам все еще не принят закон об обязательном оснащении жилых домов газоанализаторами. К сожалению, об этом вспоминают только когда случается трагедия, но через какое-то время забывают до следующего случая.

C точки зрения приборостроения для контроля утечек нужен простейший прибор. Соответствующая разработка у нас есть, но, так как мы специализируемся на обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов, то не производим бытовое устройства, поскольку это не востребовано. Спрос, на мой взгляд, может возникнуть только после того, как будут внесены соответствующие изменения в федеральные законы, жилищный кодекс. Это необходимо для обеспечения безопасности людей, ведь не может быть ничего ценнее, чем человеческая жизнь.

В этом году мы планируем провести конференцию совместно с комитетом по промбезопасности ТПП. Со своей стороны постараемся привлечь к дискуссии представителей исполнительной и законодательной власти, а не только технических специалистов. Если поправки все-таки будут приняты, производство таких устройств будет разумнее доверить российскому производителю, а не восточным партнерам. Это необходимо для того, чтобы дать возможность для развития отечественным приборостроителям и тем самым обеспечить тот самый технологический суверенитет, о котором говорит наш президент.

Содержание
Закрыть