— Варвара Юрьевна, какова роль социального бизнеса в экономике сегодня и как она менялась на протяжении последних лет?
— Социальный бизнес — это не только драйвер экономического развития страны, но и тот тип предпринимательства, который носит вклад в социальную сферу. Они хотят получить не только прибыль и эффект от экономической деятельности, но и параллельно развивают непроизводственные факторы, обеспечивают занятость в регионах и в целом вносят вклад в валовый национальный продукт. Основная задача социального предпринимательства — это решение социальных проблем, которые зачастую остаются невидимыми для государства и для крупного бизнеса. Социальный бизнес как явление в настоящее время еще находится на стадии формирования, и это не только российский тренд, но и мировой. Поэтому в этой сфере все еще впереди.
— Есть ли особенности социального бизнеса в различных регионах России?
— Конечно, общая модель развития социального предпринимательства, включая государственную поддержку, задается на федеральном уровне. Но исходя из региональной специфики, каждый субъект Российской Федерации имеет свои особенности развития социального бизнеса. Безусловно, местные факторы и социальные проблемы, которые существуют в регионе, задают и направление развития социального предпринимательства.
— Как вы оцениваете уровень социального предпринимательства в Башкирии, какие сильные стороны и слабые места есть у республики?
— Республика Башкортостан позиционируется как лидер в развитии социального предпринимательства, в рейтинге уровня развития негосударственных поставщиков социальных услуг Минэка РФ Башкирия занимает второе место. Мы знаем, что по количеству социальных предпринимателей регион уступает только Московской области. Лидирующие позиции связаны с той политикой, которая проводится на региональном уровне.
— Какие меры господдержки вы считаете самыми продвинутыми?
— На федеральном уровне весь пакет направлений государственной поддержки, в принципе, универсален, но опять-таки, исходя из региональной специфики, можно выделить определенные особенности. Такой прогрессивной практикой в Башкирии является реализация социального заказа в рамках федерального закона и социальные сертификаты. Это работает на улучшение качества жизни населения, расширение спектра предоставляемых соцуслуг во всех сферах, от образования до здравоохранения и спорта. Региональная политика отличается и по структуре: если в Санкт-Петербурге лидирующие позиции в развитии социального предпринимательства занимает отрасль здравоохранения, то Башкирия следует среднероссийскому тренду, здесь большинство приходится на сферу образования.
— Ваш прогноз, как будет развиваться социальный бизнес в ближайшие годы?
— С конца XX века мы живем в так называемом мире неопределенности, нестабильности, неоднозначности. На мой взгляд, появление социального предпринимательства — это ответная реакция на сложившуюся ситуацию. Социальный бизнес преобразует риски и угрозы бизнес-среды в достоинства: они работают в социальной сфере, работают для людей, улучшают качество жизни. Они востребованы. Да, путь нелегкий, но я думаю, его можно преодолеть при грамотной политике государства и при желании предпринимателей помогать обществу.
Я полагаю, что есть все предпосылки для развития социального бизнеса как на макроуровне, так и в философско-социальном контексте. Здесь важна не только политика переформатирования предпринимателей в видовую структуру социального предпринимательства, но и формирование этой сферы, начиная со школьного возраста. Сейчас проводится достаточно много практик от различных стейкхолдеров, на федеральном уровне Министерством образования и науки РФ запущен пилотный проект по реализации технологии обучения служением, когда студенты решают вопросы социальных заказчиков, в пул которых входят и социальные предприниматели. Таким образом, у нас выстраивается система со школьной скамьи. Мы, по сути, даем все стартовые позиции для развития социального предпринимательства. Эти практики нужно масштабировать, чтобы все регионы могли войти в эту вертикальную систему развития.