— Как изменились подходы к поддержке социального предпринимательства от пандемии до введения санкций?
— Социальное предпринимательство находится на подъеме. Если в 2020 году в республике насчитывалось чуть меньше 200 социальных предпринимателей, то сегодня их количество выросло в три раза. Это направление охватывает такие векторы, как здравоохранение, образование, туризм. По линии Минтруда — это социальное обслуживание населения, где помощь бизнеса действительно очень востребована. Мы говорим о том, что сегодня социальный предприниматель — это не тот, кто стремится заработать денег. Это больше про доброту и большое сердце, помощь тем, кто нуждается.
— Как вы помогаете создавать такой добрый бизнес и развивать его?
— По линии министерства предпринимательства и туризма уже три года действует единая субсидия на поддержку молодых и социальных предпринимателей. Отрадно, что Башкирия по этому направлению привлекла самую большую сумму средств. Сумма федеральных грантов в этом году составила почти 82 млн руб., почти 164 получателя с проектами разной направленности. Кроме того, мы внесли изменения в республиканский закон о патентной системе, для социальных предпринимателей появилась возможность сокращения налога до 50%.
80% получателей грантов по линии молодежного предпринимательства — это вновь созданные субъекты МСП. То есть программа генерирует появление новых бизнесов, а это — и налоговые отчисления в бюджет, и создание рабочих мест, и развитие предпринимательства в целом.
В Башкирии очень важными являются социальные проекты в сфере туризма. Один из таких проектов — «Башкирское долголетие», запущенный три года назад по инициативе главы региона. Это программа социальных туров по республике, чтобы пожилые люди знакомились с Башкирией, изучали ее. Важным направлением является и школьный туризм: охват по данной программе составил почти 25% учащихся 5-9 классов. Также проводятся инклюзивные туры. Охват очень широкий, условия созданы, и сейчас нужно динамично развивать эту сферу.
— Какие запросы у самих предпринимателей, кроме грантовой поддержки? Планируется ли появление новых инструментов на основании этих запросов?
— Где-то не хватает образовательной составляющей, где-то недостаточно понимания востребованности продукции, которую производят предприниматели. Сегодня уже есть финансовые меры поддержки, но нужно уделить внимание в том числе и образовательной тематике. Когда наш предприниматель заявляется на получение гранта, он в обязательном порядке проходит 120-часовой курс в «Корпорации МСП» или в Агентстве по развитию предпринимательства. Но это — курс вхождения в бизнес. Необходимы более глубокие и более адаптированные знания. Для этого нам нужно развивать межведомственные коммуникации.
— Как вы заметили, Башкирия сохраняет первое место по объемам федеральных грантов. Ожидается ли увеличение объемов поддержки в ближайшие годы?
— Сейчас Министерство экономического развития РФ прорабатывает новый пакет мер поддержки, который будет реализован в 2024 году. Я думаю, до конца года появится информация о суммах. Но сегодня эти меры поддержки стимулируют рост количества социальных предприятий, по данному показателю мы являемся вторыми в стране после Московской области. Социальный бизнес очень востребован, потому что во многом именно он закрывает те ниши, до которых у государства порой не доходят руки. Поэтому эти направления нам необходимо развивать.
— Есть ли на сегодняшний день свободные ниши для развития социального бизнеса?
— Конечно есть, например, в туризме. Вообще, туризм является одним из приоритетных направлений развития экономики республики: у нас уникальная природа, уникальные места. Сегодня очень много тех, кто нуждается в создании условий для отдыха. Так, в этом году Башкирия привлекла порядка 1,5 млрд руб. федеральных средств именно на создание туристической инфраструктуры и обеспечение коллективных средств размещения. В целом это позволило охватить 92 проекта в сфере туризма, из них 52 ориентированы на создание доступной среды в кафе, гостевых домах, глэмпингах, в которые смогут попасть в том числе и маломобильные граждане. Пять проектов четко ориентированы на инклюзию для детей, пожилых людей, слабовидящих. В этом направлении именно социальная составляющая очень нужна, потому что нам важно сегодня развивать сферу туризма, делать ее доступной для каждого.