От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«Для многих социальных предприятий на первом месте миссия, а не прибыль»

Валерий Береснев, директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге
Валерий Береснев, директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге
Директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Валерий Береснев в интервью РБК-ТВ Уфа рассказал о региональных особенностях социального бизнеса и об опыте Северной столицы

— Валерий Андреевич, форум социального предпринимательства — это площадка, на которой происходит обмен мнениями и практиками в сфере социального бизнеса. На ваш взгляд, какие самые успешные кейсы было бы возможно применить в Башкирии? И напротив, какие интересные республиканские практики вы бы хотели внедрить у себя?

— Действительно, Башкирия находится на лидирующих позициях в России по сумме выданных грантов и по количеству социальных предприятий. Это говорит о серьезном внимании властей к данной отрасли. Если говорить об опыте Санкт-Петербурга, у нас зарегистрировано 232 социальных предпринимателя. При этом емкость рынка, по нашим оценкам, составляет 17 тыс. предприятий. Петербург — достаточно разносторонний город с точки зрения ведения бизнеса, и большинство мер, которые предлагаются предприятиям, не имеют в чистом виде отраслевой специфики.

И в Башкирии, и в Петербурге особенными инструментами поддержки является получение соцгранта до 500 тыс. руб. и возможность получения микрозайма у соответствующих институций. Если говорить об особенностях, во-первых, Минэк признал одной из лучших практик введение бизнес-шерифов в Башкирии: в том виде, в каком это реализовано в республике, у нас этого нет.

Сегодня я ни разу не услышал о таком опыте, который есть в Петербурге, —масштабирование социального бизнеса по принципу франчайзинга. Мы взяли действующих предпринимателей, занимающихся образованием, прокачали их знания, упаковали их бизнес-модель во франшизу и с помощью нашего партнера начали поиск покупателей этих франшиз. Так предприниматели смогли масштабировать свою деятельность как на территории Санкт-Петербурга, открывая новые точки, так и на территории других регионов. Считаю, что это один из достаточно успешных и уже действующих инструментов развития и продвижения бизнеса именно в социальной сфере.

«Для многих социальных предприятий на первом месте миссия, а не прибыль»

— На ваш взгляд, есть ли особенности социального бизнеса в Уфе и в Санкт-Петербурге? Отличают ли предпринимателей какие-то потребности, запросы?

— Как минимум, виды деятельности, которыми занимаются здесь и у нас, одни и те же, — здравоохранение, культура, спорт, образование, услуги для социально незащищенных слоев населения. Социальные предприниматели — это уникальная когорта, отличающаяся высокой долей ответственности, радеющая в первую очередь за конечного потребителя, поэтому в их работе присутствует определенная душевность. Поэтому в моем представлении существенных различий между регионами здесь нет.

— Фонд существует с 2015 года, как за это время менялись тренды развития социального предпринимательства?

— Во-первых, появился нормативно закрепленный термин «социальное предприятие» и соответствующие критерии. Во-вторых, мы получили за это время отдельные финансовые инструменты поддержки в виде грантов для социальных предприятий, которые действуют исключительно для них. Пандемия COVID-19, когда многие предприятия были вынуждены вести деятельность в режиме онлайн, стала хорошим подспорьем в развитии цифровизации: бизнес стал активно использовать инструменты продаж в интернете, различные цифровые сервисы, продвигаться через социальные сети. В Санкт-Петербурге мы бесплатно предоставляем предприятиям предоплаченные цифровые сервисы на срок от 3 до 12 месяцев: в пуле свыше 35 продуктов, ориентированных в первую очередь на поиск аудитории и продвижение услуг в интернете.

— Насколько, по вашему мнению, социально ориентированные предприятия финансово независимы сегодня?

— К сожалению, многие не задумываются о бизнес-планировании, финансовом моделировании и управленческом учете. Для них первостепенным является именно та миссия, которую они выполняют, а не коммерческая составляющая работы. Вместе с тем предпринимательство — это деятельность, связанная с риском, и ее целью все-таки является извлечение прибыли, поэтому наша задача — научить их вести бизнес, помочь найти клиентов и постараться автоматизировать их бизнес-процессы.

— Какие перспективы у социального бизнеса могут быть в ближайшем будущем?

— Прирост социальных предприятий составляет порядка 5-7% в год, этот прирост достаточно устойчивый. Поэтому перспектива к росту налицо, а появляющиеся новые инструменты для развития бизнеса будут только способствовать созданию новых социальных предприятий.

Практика «Мы создаем территорию заботы о пожилых»
Содержание
Закрыть