От первого лица , Башкортостан ,  
0 

Автопилот выходит в поле

Автопилот выходит в поле
Фермер Константин Кимаев — о разработке системы автопилотирования для сельхозтехники и ее перспективах на рынке

В сфере сельского хозяйства все активнее используются инновационные технологии. Аграрии все чаще задумываются, как повысить урожайность и вывести работу на новый уровень продуктивности. Однако часто бывает так, что существующие на рынке технические предложения либо недоступны по цене, либо не располагают необходимыми функциями. Фермер Константин Кимаев, решивший оснастить парк техники системами автопилотирования, решил обе проблемы по-своему, создав собственный автопилот.

О том, насколько перспективным может стать такой проект, насколько реально создать систему из отечественных компонентов и какие возможности автопилотирование открывает для аграриев, Константин Кимаев рассказал в интервью телеканалу РБК-ТВ Уфа в рамках «Недели предпринимательства», которая в эти дни проходит в столице Башкирии.

— Вы давно работаете в сфере сельского хозяйства. На ваш взгляд, насколько это направление перспективно сегодня для бизнеса?

— Во-первых, если у предпринимателя есть определенные знания, то сельское хозяйство может стать достаточно рентабельным бизнесом, возможно, даже наиболее рентабельным в сфере товарного производства. Но есть множество факторов, не зависящих от человека, но влияющих на прибыль: в растениеводстве — это климат, в животноводстве — эпизоотическая ситуация и так далее.

— Достаточна ли поддержка предприятий АПК в Башкирии со стороны регионального правительства, министерства сельского хозяйства?

— В Башкирии региональная поддержка, скорее всего, лучшая в России. На приобретение сельхозтехники у нас субсидии могут достигать 50–60% от ее стоимости, особенно в Зауралье и на северо-востоке республики. Есть только один негативный момент: лимит субсидий достаточно быстро исчерпывается. Неплохо было бы увеличить объем этих субсидий, чтобы хватало всем сельхозтоваропроизводителям. Минсельхоз уверяет нас, что расширение лимитов будет. Мы продолжаем работать в этом направлении.

Автопилот выходит в поле

— Вы разработали автопилот для сельхозмашин. Где применяется это ноу-хау? На какой стадии находится ваша разработка?

— Начну с того, как я к этой идее пришел. В прошлом году у нас появилась навигационная система, с помощью которой мы можем по телеметрии получать показатели работы сельхозтехники: с какой скоростью движется, насколько она эффективно работает. В прошлом году я понял, что эта система является большим преимуществом. Во-первых, там, где работала техника с навигационной системой, рядки были более прямые, перекрытия были меньше и так далее. Во-вторых, оператор в начале дня работал со скоростью 8 км/час, а к вечеру замедлялся до 5–6 км/ч. Для меня стало однозначно понятно, что использование навигационных систем необходимо. Я знал, что существует система автопилотирования: то есть оператор сельхозмашины практически не касается руля: он задает маршрут, где-то может быть вручную разворачивается, а прямую траекторию движения система поддерживает сама. Соответственно, техника сохраняет скорость и производительность, мы можем работать в любое время дня и ночи.

Я заинтересовался возможностью установки таких систем автопилотирования на свою технику и выяснил, что это достаточно дорого — тогда цены были в районе 700 тыс. рублей, в начале года поднимались до 1,5 млн и выше. Китайские аналоги сейчас стоят порядка 700–800 тыс., но итоговая цена все так же непонятна. Также меня смутило, что у готовых систем весьма ограниченный функционал. У меня есть идеи по функциям, которые я хочу себе добавить, но готовые системы нельзя доработать по своему желанию.
Имея кое-какой опыт и знакомых специалистов в области автопилотирования, мы решили собрать такую систему самостоятельно. Начали проводить испытания, наступали на разные грабли — некоторые компоненты плохо «дружили» между собой, были проблемы с разъемами, оказалось достаточно сложно увязать все это с климатом, гидроизоляцией, вибрацией… Сейчас мы создали прототип, и по результатам испытаний точность управления у нас достигла 1 см.

Сейчас начался посев, обработка минеральными удобрениями, будем делать химическую прополку, а как станет немного полегче, мы выдохнем и начнем испытания уже на полноразмерной технике.

Посредством нашего автопилота мы хотим внедрить функцию создания 3D-моделей сельхозугодий. Так мы сможем определить более точно линии стока воды, создать высокоточные карты очень низкого масштаба для определения микрорельефа, каких-либо артефактов на полях. Это позволит сократить наши издержки, построить план сельхозработ таким образом, чтобы техника была оптимально загружена, могла работать и днем, и ночью.

— Сейчас многие рынки закрылись, закупить полупроводники и электронные чипы стало непросто. Когда вы сможете выпустить свой прототип, реально ли будет производить его серийно?

— Планируем, что к концу сезона у нас все должно уже идеально работать. Возможно, это произойдет уже через месяц-два. У меня есть друзья, которые также занимаются сельским хозяйством, они очень заинтересованы в установке на свою технику системы, которую мы разрабатываем. Но в связи с тем, что окончательные испытания мы еще не провели, мы не можем гарантировать стопроцентный результат. Поэтому процесс внедрения мы пока приостановили.

Мы предполагаем, что проблем с компонентной базой не будет, производство некоторых компонентов с каждым месяцем осваивается на российских предприятиях. Используя оборудование отечественного производства, мы можем отказаться от импортных сигналов — GPS, Galileo. Российская навигация ГЛОНАСС позволяет получить очень высокую точность.

— Как вы отметили, аналоги системы на рынке стоят от 700 тыс. до 1,5 млн рублей. Чтобы быть конкурентным на этом рынке, сколько должен стоить ваш автопилот?

— В теории мы можем сократить стоимость в полтора раза от стоимости китайских производителей за счет использования отечественных компонентов. Кроме этого, нашим конкурентным преимуществом станет функция, которую еще не предлагают другие производители. Но более конкретно я расскажу о ней, когда мы ее реализуем в нашем продукте. Отмечу, что точность нашей системы будет на уровне ведущих производителей.

— То есть в Башкирии можно наладить производство автопилотов для сельхозмашин?

— Да. Как говорится, проторить дорожку достаточно трудно, но, как я уже говорил, нам попадалось множество граблей, на которые мы наступали. И когда мы уже доведем разработку до идеального продукта, мы будем это масштабировать до тех пор, пока не удовлетворим спрос — для начала в нашей республике. Тем более сельское хозяйство в Башкирии достаточно продвинутое, на такие системы спрос есть.

Содержание
Закрыть