— Эдуард Закирович, «Опора России» — одно из крупнейших деловых объединений. На ваш взгляд, может ли малый бизнес стать драйвером развития муниципалитетов?
— Малый бизнес как раз и работает в муниципалитетах. Если взять статистику, только 3% от общего количества субъектов МСП — это малый и средний бизнес, остальные 97% — микропредприятия, это компании, в которых работают до пяти человек, а зачастую один-два. В малых муниципалитетах, особенно в сельских поселениях, в основном и представлен микробизнес. Главам муниципалитетов необходимо научиться с этим сегментом работать.
К сожалению, меры государственной поддержки и программы развития в меньшей степени касаются микропредприятий. Но в этом сегменте заняты порядка 40% от общего числа работающих. Мы обсуждали, что нужно сделать в муниципалитетах, чтобы данный сегмент развивался, становился крупным налогоплательщиком. Это важный момент.
Сегодня муниципалитетам не хватает организованного бизнес-сообщества, с которым главы могли бы встречаться, обмениваться опытом, знаниями, связями, могли бы помогать друг другу расти. Предпринимательство точно так же нуждается в сообществе. Объективно внутри муниципалитета крайне мало возможностей поддержать бизнес. А вот помочь предпринимателям объединиться, дать им площадку, стимулировать, уделять им время, помогать интегрироваться в крупные бизнес-сообщества глава муниципалитета может. Это пять копеек временных инвестиций и 50 рублей реального эффекта. Это первое.
Второе — крайне редко в стране можно встретить муниципалитеты, где замглавы, отвечающий за развитие предпринимательства, имеет необходимые компетенции и прошел соответствующее обучение. Ему поручили, он, как в армии, сказал: «Есть!» — и пошел делать. А как делает, какими знаниями, каким опытом? Важно, чтобы эти люди обязательно проходили специальное обучение и ежегодное повышение квалификации по работе с бизнесом. Пока же им не хватает предпринимательского мышления. Недостаточно компетенций для того, чтобы разговаривать с предпринимателем на равных.
И все же муниципалитеты сильно подросли в умении разговаривать, позиционировать себя, готовить инвестпортфолио. Мы сделали один шаг в этом направлении, а предстоит сделать еще сто шагов.
— На ваш взгляд, насколько актуален институт бизнес-шерифов, который создан в Башкирии? Может ли этот опыт помочь муниципалитетам действительно развивать предпринимательство?
— Сама идея бизнес-шерифов в республике — это одна из лучших практик в стране. В бизнесе есть такое понятие — владелец процесса, когда мы обозначили конкретного человека, который должен отвечать, четко описали, что он должен делать. Это был мощный шаг в сторону реализации потенциала предпринимателей в муниципалитетах и в регионе.
От эффективности бизнеса зависит, насколько качественно муниципалитеты смогут реализовывать свои социальные программы. Это понимание, к счастью, пришло и региональным, и муниципальным властям. Бизнес и власть в этом отношении двигаются вместе.
— Вы упомянули, что заместителям глав и самим предпринимателям нужно повышать квалификацию. Но мы не видим большого числа кафедр, факультетов предпринимательства. Каким образом необходимо развивать эту сферу, чтобы создать достаточное количество площадок для обучения предпринимателей?
— Я являюсь руководителем рабочей группы Министерства науки и образования по развитию предпринимательского образования в Российской Федерации. Мы сейчас работаем над соответствующим образовательным стандартом. В свое время я создавал первую в России базовую кафедру предпринимательства, теперь это уже институт. В прошлом году состоялся первый и пока что единственный в стране выпуск профессиональных предпринимателей.
Буквально две недели назад на совещании с министром науки и образования Валерием Николаевичем Фальковым мы получили поручение подготовить проект образовательного стандарта по специальности «предпринимательство». Это особая компетенция, отдельное направление обучения.
Эта программа крайне востребована. У нас в стране 6,8 млн предпринимателей, и большинству из них нужны профессиональные знания. Они ищут, где учиться, платят большие деньги, разочаровываются, потому что не получают того, что им действительно нужно. Предприниматель — это такая же профессия, как врач или инженер, и этому нужно системно учить.
— С вашей точки зрения, как повышение налогов отразится на предпринимателях?
— Пострадает микробизнес — предприятия, имеющие годовой оборот до 60 млн руб. Большинство из них имеют рентабельность на уровне 5–10%, и повышение налогов обнуляет или уводит в минус прибыльность этих компаний. Мы обратились к президенту с предложением о пересмотре норм, потому что данное решение было принято несвоевременно, не было предусмотрено множество нюансов. Надеюсь, изменения в положительную сторону все же будут, и мы сможем сохранить растущий микробизнес.