
— Как бы вы оценили текущую ситуацию на рынках? И как инвесторы — ваши клиенты — реагируют на наметившуюся «оттепель» в геополитике?
— В последние пару лет геополитическое давление влияло на риск-аппетит инвесторов, акции и облигации проигрывали банковским депозитам и инструментам с плавающей доходностью, таким как фонды денежного рынка. Но с началом этого года лед тронулся. Рынок ожидает начала смягчения денежно-кредитной политики ЦБ в июне, а наиболее оптимистичные инвесторы — уже в апреле.
Наметившееся сближение РФ и США и возможная отмена санкций — тоже очень позитивные сигналы для рынка, хотя, конечно, здесь все менее прогнозируемо и быстрый прогресс не гарантирован. Бурный рост на позитивных ожиданиях, воодушевление — это нормальное явление, тем более что российский инвестор уже порядком устал от геополитической неопределенности.
Наши аналитики на днях обновили стратегию и ждут роста индекса Мосбиржи к 3,6 тыс. пунктов на горизонте года. При этом потенциал отдельных бумаг оценивается в 30–50%. В целом момент благоприятен для долгосрочных инвестиций в акции, и можно рассмотреть возможность увеличения их доли в инвестиционном портфеле.
Но следует внимательно выбирать активы, не забывая о диверсификации. Так, мы видим корпоративные облигации с постоянным купоном эмитентов адекватного кредитного качества, по которым еще можно зафиксировать доходность под 30% годовых. Диверсификация, как правило, растет с увеличением капитала, но ее нужно осуществлять грамотно.
— Что, на ваш взгляд, изменилось в запросах аудитории private banking?
— Значимость информации как ценного актива существенно возросла, наблюдается повышенный интерес к квалифицированным экспертным оценкам и аналитическим материалам. Востребован качественный анализ эмитентов, рыночной ситуации, финансовых инструментов, экономических и политических событий.
Состоятельные инвесторы все чаще отдают предпочтение индивидуальным решениям, адаптированным к их потребностям, временным рамкам и другим критериям, предусматривающим оперативные профессиональные консультации.
Однако многие крупные инвесторы не имеют возможности или времени для постоянного мониторинга рынка, поэтому перекладывают финансовые вопросы на профессионалов. В частности, среди состоятельных клиентов все большую популярность приобретает услуга персонализированного доверительного управления Advisory. Команда, включающая управляющих, аналитиков, экспертов и консультантов, помогает в достижении финансовых целей. Специалисты проводят аудит портфеля, оценивают его текущие и будущие возможности, разрабатывают индивидуальную инвестиционную стратегию.
— В чем заключается ключевой приоритет для клиента инвесткомпании?
— Главное для клиентов инвесткомпаний — это эффективное управление их финансами и высокая степень доверия. Если говорить о БКС, то у нас за плечами уже 30-летний опыт в инвестициях. И это является значительным преимуществом. Инвесторы, стремящиеся увеличить доходность капитала, доверяют нашим рекомендациям, ценят наш опыт и профессионализм.
— Продолжим тему управления активами состоятельных инвесторов. Актуально ли сегодня золото, цены на которое переписывают исторические рекорды?
— В ситуации, когда доступ к валютам недружественных государств затруднен, инвестиции в золото становятся эффективным способом валютной диверсификации. Оптимальным решением является приобретение золота на бирже, так как это минимизирует расходы и обеспечивает высокую ликвидность.
По нашей практике, клиенты «БКС Ультима» обычно выделяют около 5–7% своего капитала на этот инструмент. Это позволяет не только диверсифицировать инвестиционный портфель, но и получать прибыль независимо от рыночной ситуации в долгосрочной перспективе. Золото выступает в роли защитного актива, способного сохранить и приумножить капитал в условиях нестабильности.
— На какие активы еще обращают внимание сегодня обеспеченные инвесторы?
— Состоятельные инвесторы по-прежнему проявляют интерес к недвижимости. По нашим прогнозам, снижение процентных ставок к концу 2025 года повысит привлекательность рынка жилья, характеризующегося понятной структурой и низким уровнем риска.
В более широком смысле крупные клиенты стремятся к структурированию своих активов, активно используя для этого закрытые паевые инвестиционные фонды. ЗПИФы активно применяются для структурирования активов и целей наследования, обеспечивают дополнительную защиту владельцам бизнеса и предусматривают возможность получения налоговых льгот.
— В заключение хотелось бы поговорить о такой важной части private banking, как нефинансовые сервисы и услуги. Сохраняется ли спрос на них и что особенно выделяется?
— Интерес к подобным сервисам всегда был значительным, однако в последнее время наблюдается ощутимый подъем. Наиболее популярны консультации юристов и экспертов по налогам.
Мы придерживаемся индивидуального подхода, опираясь на нужды каждого клиента в рамках private banking. Эти «околофинансовые» услуги крайне важны для состоятельных инвесторов, поскольку помогают в ведении дел, решении вопросов с недвижимостью, переносе бизнеса, образовании детей, вопросах наследования и многом другом.
В целом состоятельные люди стремятся к комплексным решениям: такой подход обеспечивает максимальный комфорт, снижает риски и создает надежную базу для будущих поколений.