
На фоне санкций и программ импортозамещения рынок отечественных IT-решений существенно вырос за последние несколько лет. Изменилась и структура спроса: компании все чаще отдают предпочтение российским системам управления бизнесом, в частности 1С. Разработчики, в свою очередь, готовы адаптировать программное обеспечение под нужды конкретного предприятия. О том, как меняется рынок корпоративного ПО и с какими сложностями сталкивается бизнес, в интервью РБК Уфа рассказал директор компании implecs Павел Карпов.
— Насколько современные IT-решения поддаются адаптации под запросы и нужды конкретной компании? Сколько времени может занимать доработка и насколько это дорого для бизнеса?
— 1С выпускает типовые решения, которые уже заточены под опыт производства, учитывают изменения в законодательстве и нужды бизнеса. При этом вендор оставляет программный код открытым и позволяет дорабатывать софт под запросы заказчика.
Опытные разработчики, получая задачу, стараются решить ее, максимально используя типовой функционал. Изменения вносятся только в том случае, если потребности бизнеса выходят за рамки стандартных возможностей программы.
Стоимость работ зависит от конкретных задач. Иногда дешевле доработать текущий софт заказчика под нужды бизнеса, иногда — внедрить программу, максимально покрывающую потребности предприятия типовым функционалом. Хорошим тоном считается предложить заказчику несколько вариантов решения, если они существуют.
Если говорить о дорогом решении, таком как ERP-система, по опыту мы знаем, что комплексное внедрение может в итоге стать более экономным. Но, повторюсь, все зависит от оценки проекта. Например, экономия может проявиться не сразу, а в процессе использования. Знаю случай, когда собственник бизнеса после внедрения ERP выявил недобросовестных сотрудников, которые занимались хищением товаров. Все благодаря тому, что ERP предоставляет детальную сквозную учетную аналитику.
Соответственно, отличается и время, необходимое для определенных задач. Небольшие доработки системы занимают до нескольких десятков часов. На процесс масштабной интеграции понадобится больше года.
— Сегодня 1С — одна из наиболее популярных экосистем для управления бизнесом. Насколько широкий диапазон продуктов предлагает ваша компания и для каких отраслей?
— Учитывая, что с российского рынка ушли многие популярные интеграторы, то да, сегодня 1С можно считать почти безальтернативной экосистемой. Диапазон продуктов 1С широк: начиная с флагманской конфигурации ERP, которая покрывает большую часть запросов производственных компаний, и заканчивая отраслевыми решениями для автотранспортных компаний, сельхозпредприятий и других сфер бизнеса. Готовые решения есть для всех отраслей.
Наша компания работает преимущественно со средним и крупным бизнесом, за десять лет мы реализовали свыше 650 проектов для предприятий, связанных с АПК, металлообработкой, ТЭК, транспортом, ретейлом и другими отраслями. В числе заказчиков — такие узнаваемые компании, как Zenden, ПИК, «Е-Аптека», Kerama Marazzi, «УАЗ-Автокомпонент».
— С какими запросами чаще всего обращаются заказчики?
— Запросы разные. Обращаются и за консультациями, и за доработками 1С. Востребовано комплексное информационно-технологическое сопровождение (1С:ИТС). Отвечая на растущий спрос, мы запустили работу по направлениям «1С:Битрикс-24» и «Битрикс — управление сайтом».
Конечно, получаем и крупные запросы по внедрению конфигураций. Например, сейчас у компаний появляется потребность в переходе с «1С:УПП» на «1С:ERP», поскольку фирма 1С снимает с поддержки устаревшую программу, с которой тем не менее работали тысячи производств по всей стране. Дело в том, что современные стандарты ведения бизнеса уже выходят за рамки возможностей данного ПО. Для реализации текущих потребностей предпринимателей создана новая система «1С:ERP». Это комплексное решение, которое охватывает основные контуры управления и учета. Со своей стороны мы разработали пакетное предложение по переходу.

— Что вы посоветуете компаниям, выбирающим подрядчика по внедрению сервисов 1С?
— Рекомендую обратить внимание, как долго IT-компания работает на рынке, в том числе и с программными продуктами 1С. Изучить реквизиты компании и выяснить, является ли интегратор официальным партнером 1С. Обычно такую информацию можно найти непосредственно на сайте фирмы 1С. Подрядчик должен иметь и соответствующие сертификации. Кроме того, я советую уточнять информацию о наличии штатных специалистов в команде и запрашивать реализованные кейсы.
Часто бывает так, что штатный разработчик компании берет на себя внедрение большого комплексного проекта. Это заманчиво, но ошибочно. Один специалист не может обладать всеми компетенциями и комплексными знаниями и в учете, и в архитектуре, и в разработке. Мы не раз наблюдали, как подобные случаи приводили к более значительным тратам, чем при подключении к проекту опытной команды. Если у заказчика нет штатного IT-специалиста, который будет вести диалог с интеграторами, компании имеет смысл выбрать работу под ключ.
— Насколько высока конкуренция между интеграторами 1С? Каких принципов придерживается ваша компания в работе?
— С уходом иностранных компаний вырос спрос на отечественные программные продукты, в том числе 1С. Соответственно, увеличилось и количество игроков, которые занимаются интеграцией. Разумеется, чем выше конкуренция, тем больше предложений на рынке, тем сильнее компании задумываются о качестве предоставляемых услуг.
Например, в нашей компании внедрена система роста и оценки внутренних компетенций: к работе с заказчиком подключаем только опытных специалистов уровня middle и выше. Кроме того, предоставляем тестовый период для оценки опыта и гарантию на выполненную работу.
Ведем проекты внедрения конфигураций в удаленном формате под ключ: от сбора информации и внедрения до обучения всех специалистов заказчика и вывода на эксплуатацию. Мы держим на контроле все внедренные решения и не уходим, пока не убедимся, что сотрудники обучены для работы в новой системе, а все вопросы закрыты. Для нас важны долгосрочные отношения. Был опыт, когда заказчики обращались к нам с неудачными внедрениями: им настроили типовой первичный учет и сразу запустили пользователей в систему, при этом не обучив сотрудников и не опробовав конфигурацию на производстве. Такая ошибка ведет к новым расходам.
Стоит отметить, что конкуренция выше, когда встает вопрос ставок на почасовую работу. Есть компании, которые не держат штатных специалистов, а берут их на аутсорсинг, то есть «перепродают» разработчиков, тем самым демпингуя ставки. Однако у этого есть и обратная сторона: компания не несет ответственности за действия такого сотрудника, поскольку формально он не числится в штате. Мы для себя решили, что репутационные риски нам не нужны, поэтому все специалисты в нашей команде входят в штат, при этом работают удаленно по всей России.

— Насколько востребована позадачная работа? Как выстраивается процесс сотрудничества?
— В первую очередь мы выясняем, есть ли ответственный за IT со стороны заказчика. Если есть, предоставляем необходимые услуги под управление клиента. В противном случае можем взять на себя ведение проекта полностью, от интервьюирования ответственных лиц и постановки техзадания до сдачи результатов.
С годами мы все больше ориентируемся на задачи и запросы, в которых можно организовать работу под ключ. Наращиваем ресурсы, растем, с каждым годом в штате появляется все больше сотрудников, и становится уже неинтересно привлекать middle-специалистов 1С на разовые заявки.
— В последнее время по всей стране было немало хакерских атак. Как ваша компания обеспечивает безопасность данных?
— Все проекты ведутся под NDA (Non-disclosure agreement — договор о неразглашении), мы заключаем обязательный договор о сохранении конфиденциальности информации, поэтому нам важно обеспечить безопасность хранения данных клиентов.
Для этого мы минимизируем внешние ссылки наших внутренних ресурсов, чтобы зайти извне и достучаться до внутренней инфраструктуры было невозможно. У нас доменная авторизация, отдельно реализовано хранилище паролей с сертификатами ФСТЭК. Сейчас готовимся к внедрению двухфакторной аутентификации, планируем приобрести новый антивирус для наших серверов. Кроме этого, ежемесячно проводим ревизию доступа сотрудников и максимально используем собственные ресурсы, чтобы избежать ошибок. Проблем не возникало.
— Как изменилась ситуация на рынке ПО за последние годы? Возникали ли проблемы в связи с импортозамещением?
— Серьезных проблем не наблюдаем в силу того, что 1С сейчас — флагман рынка. Клиентов не становится меньше, хотя конкуренция обостряется с каждым годом. Дистанционное внедрение позволяет импортозамещать системы в компаниях по всей России.
Информационные системы на платформе «1С:Предприятие» часто затрагивают ключевые и деликатные блоки, такие как бухгалтерия и зарплата. Нас радует, что с каждым годом становится все больше клиентов, которые доверяют нам удаленное подключение. Естественно, при этом мы строго соблюдаем правила информационной безопасности. Это позволяет оперативно анализировать запросы и потребности, чтобы предложить наиболее выгодное решение без очного присутствия.
Вообще, дистанционный формат работы — наше преимущество как IT-компании. Нет необходимости выезжать непосредственно на производство, специалистам достаточно подключиться к системе. Все общение с заказчиком происходит онлайн, это экономит временные и организационные ресурсы. В дистанционном формате происходит и обучение сотрудников заказчика. Запись каждого семинара предоставляем компании, и это очень удобно, чтобы сотрудник мог внимательно проанализировать разговор.

— Есть ли спрос на российские IT-решения за рубежом? Работаете ли вы с иностранными заказчиками?
— Да, есть опыт работы с дружественными странами, преимущественно с предприятиями Казахстана, Узбекистана и Беларуси. В каждой стране правила учета имеют свои особенности, но в части архитектуры и общих доработок мы всегда готовы помочь.
— Сегодня многие компании отмечают кадровый голод. Как решаете эту проблему?
— Я бы не назвал ситуацию в сфере разработки и обслуживания 1С кадровым голодом. Скорее, есть проблема несоответствия зарплат компетенциям. Дело в том, что 1С сейчас очень популярен. При высокой конкуренции требуются сильные и опытные специалисты, но при этом видим, что кандидаты научились хорошо проходить собеседования, не имея реального опыта. Поэтому нам приходится тщательно отбирать людей, всесторонне смотреть на каждого кандидата.
Также сейчас активно работаем над подготовкой своих кадров: в прошлом брали джунов после обучающих курсов, в этом году ведем работу с вузами, планируем открыть направление в учебном заведении. Уже есть предварительные договоренности с вузами Казани. Думаю, у нас все получится.