От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«Башкирия написала новую страницу в Global Management Challenge»

Вячеслав Шоптенко: «Башкирия написала новую страницу в Global Management Challenge»
Вячеслав Шоптенко, руководитель чемпионата Global Management Challenge в России и странах СНГ
Вячеслав Шоптенко, руководитель чемпионата Global Management Challenge в России и странах СНГ
Интервью с руководителем чемпионата Global Management Challenge в России и странах СНГ Вячеславом Шоптенко

Руководитель Global Management Challenge в России и странах СНГ Вячеслав Шоптенко в «Открытой студии» телеканала РБК Уфа рассказал о популярности чемпионата в государственных ведомствах и реальных карьерных перспективах участников.

— Финал национального чемпионата впервые проходит в Уфе. Какое значение это имеет для администрации чемпионатов России и СНГ и для самой республики?

— Мне кажется, что динамичное партнерство в конечном итоге привело к тому, что в Уфе в юбилейный год проходит национальный финал чемпионата. Мероприятие беспрецедентное по масштабам как для российской истории, так и мировой: больше 100 команд одновременно на одной площадке не собирались не только в Роcсии за все 18 лет развития чемпионата, но и нигде в мире за более чем сорокалетнюю историю GMC. Поэтому Башкирия и Уфа уже однозначно попали в книгу рекордов.

— Внимание к чемпионату со стороны коммерческих компаний понятно, но сегодня здесь представлены и команды госструктур, в частности Росгеологии и Федеральной налоговой службы. В чем их интерес?

— Это тренд последних лет, и, как ни странно, это тренд преимущественно российский. В конце 2010-х госструктуры обратили внимание на этот чемпионат и стали использовать его в первую очередь как инструмент для формирования у служащих понимания того, как работает бизнес. Это нужно, чтобы говорить с предпринимателями на одном языке. Мы, кстати, можем видеть очень много сборных команд, где предприниматели и госслужащие объединяются и совместно решают задачи. Все это, конечно же, содействует тому, чтобы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях формировались более продуманные условия для бизнеса. С другой стороны, бизнес, встречаясь с государством на одной площадке, менее критично и с большим пониманием относится к представителям органов власти и лучше понимает, что они делают.

Отдельно скажу про Башкортостан. Мне кажется, что республика начала писать особую страницу в чемпионате не только с точки зрения масштабности финала, но и по уровню вовлечения госсектора. Первыми участниками регионального этапа были бизнес-шерифы, руководители муниципального уровня, которые отвечают за развитие предпринимательства, я думаю, это помогло росту республики в инвестрейтинге. Без налаженного диалога между властью и бизнесом этого бы, наверное, не случилось. Какую-то лепту в это достижение внес и наш проект.

— Чувствуете ли вы изменения в подходах к работе со стороны государственных органов? Заинтересованы ли представители госструктур в развитии бизнеса?

— Очевидно, да. Число государственных ведомств, в том числе контрольно-надзорных органов, в чемпионате все время увеличивается. Приведу в пример Федеральную налоговую службу, которая уже во второй раз проводит внутренний чемпионат для перспективных сотрудников, чтобы формировать универсальные управленческие компетенции. Один из первых выводов, которые мы слышали от участников из ФНС, когда прожили управление виртуальной компанией, звучал примерно так: «Как же сложно руководить бизнесом! Надо как-то поаккуратнее работать с предпринимателями, помогать им». Мне кажется, что услышать такое от регулятора, который понимает, что нужно опекать бизнес, а не контролировать, — это дорогого стоит.

Кроме ФНС, в этом году Росстат провел крупный внутренний чемпионат. Более 100 команд, более 500 человек в отборе из территориальных учреждений. Этот проект внутри ведомства был воспринят с огромным энтузиазмом. Коммерческие госкомпании ориентированы на формирование коммерческого мышления, это помогает им совершенствовать операционные процессы. Каждое ведомство видит свой эффект, который оно получает от участия в проекте.

«Башкирия написала новую страницу в Global Management Challenge»

— В чемпионате нет индивидуального подхода к представителям коммерческих компаний и госсектора. Как вы выбираете задания для команд?

— Здесь мы действуем совместно с глобальными организаторами, которые находятся в Португалии и по-прежнему в очень дружелюбной манере продолжают с нами работать. Они каждый год формируют определенный набор сценариев, анализируя, как развивается экономика и как выступают управленцы из почти 30 стран. Организаторы предоставляют базовый пакет так называемых экономических сценариев, мы у себя смотрим на те вызовы, которые стоят перед российскими организациями, часто они отличаются от глобальных трендов. Мы как методический центр по реализации этого проекта в России и странах СНГ смотрим, какие ключевые вызовы нужно проработать, с какими вызовами сталкиваются управленцы, какие проблемы им следует научиться преодолевать сначала в моделируемой среде, чтобы быстро и эффективно решать их в реальной деятельности.

В этом году в финале мы заложили сценарии, с которыми сталкиваются многие организации. Продолжаем историю с перестройкой рынков сбыта и логистических цепочек: это одна из важных сценарных особенностей, с которыми сталкиваются наши управленческие команды в симуляторе. Вторая тема тоже очень актуальна — это дефицит кадров. Третья история связана с кибербезопасностью и угрозами в сфере информационных технологий. Все команды находятся в равных условиях, но кто-то решает задания более эффективно, кто-то менее.

— Оцениваете ли вы коммуникации внутри команд?

— За годы работы мы заметили, что есть определенный набор факторов. То, как вы формируете команду и как работаете над заданиями, приводит вас к успеху или неуспеху. Cбалансированные команды, где все участники имеют свои сильные стороны и могут их эффективно использовать, добиваются более высоких результатов в управлении виртуальной компанией, потому что могут выдать наиболее качественные решения за определенное время.

Я думаю, что коммуникации — это первостепенный фактор. Если вы не умеете работать в команде, то наверняка научитесь методом проб и ошибок в процессе принятия решений. А если умеете, то сможете максимально отточить этот навык, потому что выдать продуманных 75 вариантов за 30 минут и оформить в цифрах — это очень серьезный вызов.

— Во многом чемпионат — это творческая работа. Тем не менее участникам нельзя разговаривать по телефону. Какие меры против списывания предусмотрены на конкурсе?

— Списывание невозможно само по себе. Мы моделируем живой рынок, где есть потребители и конкуренты. Вы можете попытаться подслушать, о чем говорят за соседним столом. Мы как организаторы это не приветствуем, но предсказать действия конкурента, по большому счету, можно только через серьезный анализ его показателей.

На каждом следующем этапе мы все больше ограничиваем возможности связи для участников. Понятно, что в бизнесе вы можете обращаться к консультантам, которые помогают сделать ваши решения более точными. Но чем ближе к финалу, тем меньше мы допускаем эти возможности. Таким образом, мы учим работать и добиваться высоких результатов во все более жестких условиях. Тем, кто сможет пройти все жернова национального финала, мировой финал покажется уже легкой прогулкой.

— Насколько сильны российские участники на фоне мирового чемпионата?

— В мировом финале Россия — безусловный фаворит с первых лет. За все годы соревнований самое низкое место, которое наша страна занимала, было шестое. За 17 сезонов у России — шесть мировых побед и два вторых места. В прошлом году в Монголии мы стали вице-чемпионами, уступив только Китаю. На этот чемпионат впервые ездила команда не от бизнеса, а от госсектора. В ней участвовали два региональных министра, в том числе вице-губернатор Ханты-Мансийского автономного округа. Поэтому, конечно, каждый раз, когда приезжает российская команда, все обращают на нее внимание и понимают, что это ключевой конкурент.

— В России сейчас реализуется ряд программ для формирования управленческого резерва. Можно ли вписать участие в чемпионате Global Management Challenge в свое резюме? Оценят ли это потенциальные работодатели?

— Действительно, есть очень много кадровых инициатив, это выстроенная система социальных лифтов, которая реализуется уже много лет. Могу точно сказать, что Global Management Challenge как международный инструмент очень хорошо дополняет эту линейку внутрироссийских проектов. Примерно 1/6 команд в финале — это успешные участники конкурса «Лидеры России», они видят в GMC хороший инструмент для командообразования.

У нас есть студенческая лига, и для студентов участие в ней, конечно же, шаг вперед на фоне своих сверстников. Они могут рассказать в своих резюме о том, что реально владеют практическими навыками, которым не обучают в традиционных вузах. На мой взгляд, это очень хороший шаг для начала карьеры.

На успешное выступление в Global Management Challenge часто обращают внимание и руководители. Например, лучшие участники внутреннего чемпионата Росгеологии в прошлом году получили 100 млн руб. реальных денег на реализацию своих инвестпрограмм. Им как успешным управленцам в условиях тренажера доверили реальные средства и предоставили реальные возможности для развития.

От первого лица «Мы организуем живой диалог между регионами»
Содержание
Закрыть