Директор Ассоциации инновационных регионов России Александр Смекалин в интервью телеканалу РБК Уфа рассказал о господдержке университетских стартапов и о том, как участие в кубке Global Management Challenge помогает оценить компетенции управленцев.
— Александр Александрович, как вы относитесь к таким симуляторам, как Global Management Challenge? Есть ли у Ассоциации инновационных регионов свои наработки в этом направлении?
— Проект очень интересный, он позволяет в смоделированных ситуациях оценить свои действия, посмотреть, как те или иные решения сказываются на изменении ситуации в проекте. Это на самом деле очень полезно, потому что здесь можно ошибаться, а в жизни ошибки никто не прощает.
АИР впервые присоединилась к этому проекту по инициативе РАНХиГС, мы сформировали свою небольшую лигу команд регионов, которые управляют инновационной инфраструктурой.
Мы провели обширное исследование влияния мер государственной поддержки на развитие инновационного потенциала регионов и поняли, что ключевым фактором являются инфраструктурные объекты. Они, в свою очередь, интересны не как здания или центры. Самая основная ценность — это их управленческие команды. Именно поэтому, когда мы обсуждали вопрос создания лиги АИР, согласились на предложение РАНХиГС, потому что нам было очень важно оценить уровень компетенции команд наших регионов, которые активно двигаются в сторону инноваций. Уверен, что в дальнейшем мы будем развивать и расширять нашу лигу.
— Насколько активно регионы применяют сегодня действительно инновационные подходы?
— Мы уже длительный период времени живем в таком состоянии, когда нужно принимать нестандартные решения и делать это быстро. Подобные симуляторы вырабатывают данные компетенции. Безусловно, регионы решают вопросы по-своему, и одна из функций АИР — помочь им не изобретать велосипед, если где-то успешно получилось решить какую-то проблему. Это одна из функций ассоциации — оперативное взаимодействие между регионами, распространение и тиражирование лучших практик. В АИР сейчас входят 18 регионов, которые активно участвуют в развитии инноваций и готовы делиться своим опытом с другими, готовы выступать с инициативами на федеральном уровне. Мы организуем живой диалог между ними.
— Если говорить об инновационном потенциале регионов России, насколько он вырос за последние годы?
— Нашей ассоциации в этом году исполнилось 14 лет, и мы всегда концентрировали внимание на этом направлении, понимая, что именно симбиоз науки и бизнеса позволяет нам двигаться вперед. У нас есть востребованность именно в развитии своих компетенций, и это дает возможность реализовывать те или иные подходы, которые, возможно, раньше никто бы не понял или не оценил. Сейчас это дает максимальные результаты, потому что регионам дали возможность пробовать новые подходы в управлении и новые меры поддержки. Диалог между федеральным центром и регионами сейчас идет практически в режиме онлайн, хотя буквально пять-восемь лет назад было сложно подать инициативу. Стиль и темп работы и взаимодействия между уровнями управления — надеемся, что все это сохранится и в дальнейшем станет основным двигателем нашей страны.
— Как вы оцениваете жизнеспособность стартапов, которые сегодня появляются в регионах страны?
— Сейчас изменился ландшафт мер государственной поддержки стартапов. Если раньше был вынесен отдельный периметр институтов развития — Фонд развития малых инновационных компаний, РосНано, РВК, — то сейчас очень большие и разнообразные меры поддержки внедряются на уровне университетских стартап-студий. Это помощь молодым людям, которые находятся внутри университетов, формируя и развивая определенные научные школы. Когда идея, выращенная внутри этой экосистемы, может выйти на рынок, здесь ее уже подхватывает бизнес, и в этот момент включаются меры поддержки бизнеса. Cтыковка двух этих множеств уже показывает определенный результат.
Мы как ассоциация очень много общаемся с регионами и с мест вносим предложения на различных уровнях. Надеюсь, что будем совершенствовать эту систему.
— Готовы ли сами университеты к выращиванию стартапов в своей среде?
— Я не утверждаю, что прав, но, исходя из того опыта, который я наблюдал, могу сказать: раньше создавалась инфраструктура, потому что это было модно. Сейчас это делается, потому что нужно.
Ситуация диктует необходимость встраивания в данную систему. Безусловно, есть университеты, которые продолжают заниматься исключительно образованием и подготовкой кадров, это тоже необходимо. Но все больше и больше вузов включаются именно в производственные цепочки, выстраивают взаимодействие с реальным сектором экономики. Это полезно не только для науки и инноваций, но и для подготовки кадров, потому что университет начинает понимать, какие специалисты нужны. Все большее взаимное проникновение реального бизнеса и академической среды формирует то целое, которое должно двигать технологии вперед.
Мы знаем много примеров: открываются базовые кафедры в университетах, в качестве преподавателей заходят реальные бизнесмены и отбирают своих будущих сотрудников и партнеров. Наверное, это именно то, что сейчас нужно нашей стране.
— На кубке Global Management Challenge представлено много студенческих команд. На ваш взгляд, нужно ли привлекать студентов к игре, в которой они решают какую-то проблему бизнеса?
— Я считаю, что студент — это такой человек, которого надо привлекать везде. Это период времени, когда человек впитывает в себя много информации. Он начинает понимать процессы, которые происходят вокруг него. Кем бы он в дальнейшем ни стал, он будет понимать, как строится система управления, чем руководствуются лидеры при принятии того или иного решения. Он будет знать, что решения не всегда могут быть популярными: иногда нужно сделать определенный выбор и принимать ответственность за него. Это очень хороший навык, и он точно никогда не будет лишним.