От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«Нам нужно обучать управленцев так, чтобы они не боялись риска»

Лариса Малышева: «Нам нужно обучать управленцев так, чтобы они не боялись риска»
Лариса Малышева, директор бизнес-школы Уральского федерального университета
Лариса Малышева, директор бизнес-школы Уральского федерального университета
Интервью с директором бизнес-школы УрФУ Ларисой Малышевой

Директор бизнес-школы Уральского федерального университета Лариса Малышева в «Открытой студии» телеканала РБК Уфа рассказала о практической пользе деловых игр и о том, как отличается подход студентов и опытных управленцев.

— Россия участвует в кубке Global Management Challenge с 2006 года. Насколько высока заинтересованность в этой игре?

— Сегодня здесь 107 команд из 42 регионов страны. Наша бизнес-школа участвует в GMC с 2012 года, сейчас это обязательная история: мы делим ребят на команды, кто-то проходит дальше, кто-то выбывает. Многим нравится, и они в дальнейшем играют уже без нас, корпоративно.

Мне кажется, эта игра отлично подходит для обучения управленческих кадров: в тепличных условиях они могут принимать решения, на которые у них не хватит смелости или ресурсов в реальной жизни. Сейчас все настолько быстро меняется, что нам нужно обучать управленцев так, чтобы они не боялись риска, чтобы они были лидерами изменений. В честной борьбе и в хорошей конкуренции ты можешь понять, как твои действия отражаются на рынке и как рынок отражается на твоих действиях. На самом деле, игра очень увлекает, я знаю людей, которые ежегодно участвуют в кубке. Это заразно в хорошем смысле слова.

— Какую долю занимают деловые игры в программах бизнес-школ?

— Сейчас уже сложно встретить только теоретическое обучение. Репертуар программ, который используется в бизнес-школах, достаточно широк. Например, мы в своей бизнес-школе реализуем различные проекты — это может быть социальное предпринимательство, деловые события, консалтинг. Если не выполнять проекты в ходе обучения, а только защищать бизнес-план, получится, что мы не знаем, как человек будет его реализовывать. На кубке проекты выполняются в командах, так участники учатся командной работе, учатся договариваться и взаимодействовать с другими. Когда в одной команде собираются люди с разными компетенциями, они способны решать уже более сложные задачи.

«Нам нужно обучать управленцев так, чтобы они не боялись риска»

— Насколько вы довольны моделями, которые закладываются в задания на таких симуляторах. Пригодятся ли эти решения в жизни?

— У меня было опасение, что игра меняется редко, потому что нужно переписывать все условия. А у нас в стране за последние годы произошли очень сильные изменения. Но, как оказалось, организаторы раз в полгода меняют модель. Даже на сегодняшних соревнованиях правила менялись дважды. Сегодня игра еще более усложнилась: появилась возможность торговать на бирже, покупать акции. То, что все участники играют не только с симулятором, но и друг с другом, — это как раз самая реальная история. И кто как себя поведет, это же ни один компьютер не смоделирует.

Мне кажется, самое «приземленное» в этой игре, когда после ее окончания ребята выясняют стратегии друг друга. Может быть, есть случаи, когда компании успешно применили то или иное решение на практике. Но мои выпускники, которые участвуют в этих соревнованиях, говорят, что им становится понятнее, как работает бизнес. Исходя из этого понимания, они уже могут принимать решения.

Когда тебе понятно, почему конкурент или партнер ведет себя тем или иным образом, можно спрогнозировать его дальнейшие действия. Сценарное мышление очень дорогого стоит, это невозможно заложить ни в один курс. Здесь же ведется тренировка этих навыков, пошаговая отработка принятия решений.

— На чемпионате представлены и профессиональные управленцы, и корпоративные команды, и студенты. С вашей точки зрения, насколько оправданно вовлекать участников в игру со студенческой скамьи?

— Мы разные, и у тех, кто постарше, не было опыта игры в онлайн-игрушки. Для них есть определенная сложность, связанная именно с компьютерной симуляцией. Дети играют безбашенно, у них есть драйв, который перед ними открывает большее количество возможностей.

Я сама участвовала в различных мероприятиях от Агентства стратегических инициатив, где были студенческие команды. Они абсолютно по-другому относятся к игровым ситуациям, они в них действительно играют. А у взрослых, скорее, горе от ума: они сначала думают, потом долго запрягают и лишь затем едут. Молодежь делает все быстро, не задумываясь о возможных последствиях. На их примере мы видим, как решения молодого амбициозного стартапера могут обрушить рынок. Я за то, чтобы вовлекать всех и каждого. Все извлекут свои уроки из игры. У каждого свои инсайты, каждый примеряет игровую ситуацию к своим возможностям и ресурсам.

— У нас в стране в том или ином виде в GMC играют более 1,8 тыс. команд. Чем полезно это участие?

— Для студентов это может быть инструментом профориентации, возможно, кто-то из них задумается о запуске своего стартапа. Для взрослых и корпораций игра может быть использована для оценки сотрудников. Это прекрасная возможность лучше узнать каждого человека и, может быть, повод предложить ему именно ту работу, которая удержит его надолго на этом месте и будет мотивировать.
Некоторые компании не хотят отпускать людей на чемпионаты, опасаясь, что сотрудники подсмотрят, где лучше. Это неправильный подход. Пусть они соревнуются, но соревнуются под своим флагом и в своем мерче, пусть они гордятся своей командой и своей компанией. Такой подход был бы очень эффективен.

От первого лица «Участники чемпионата — это наш кадровый резерв»
Содержание
Закрыть