Россияне все больше интересуются туристическими маршрутами внутри страны. По данным ассоциации туроператоров, за минувший год общий турпоток по России увеличился на 7%. При этом все больше туристов готовы выбирать нестандартные маршруты и программы, в частности, в последнее время набирает популярность промышленный туризм.
Как программы промтуризма реализуются в Башкирии и какой опыт в этой области есть у российских предприятий — об этом ведущему программы «Ракурс» на РБК-ТВ УФА Максиму Окуневу рассказали эксперты — глава администрации Благовещенского района РБ Олег Голов, управляющий директор Благовещенского завода ОМК Андрей Доценко, разработчик методологии развития промышленного туризма Агентства стратегических инициатив Наталья Кисельникова, генеральный директор компании «Майсмаркет» Сергей Рыжов и директор отдела маркетинга Центра туризма «Абрау-Дюрсо» Илья Баранов.
— Сергей, какие ключевые задачи достигаются при реализации проектов промышленного туризма? Насколько жизнеспособно это направление с точки зрения развития производств?
Сергей Рыжов: Проект промышленного туризма развивается уже более 10 лет, но раньше это происходило точечно в каких-то регионах. С 2018 года началась комплексная работа по развитию этого направления: была написана методология, к проекту были подключены сначала 10 регионов, в прошлом году — 30, в этом году — еще 20. Поэтому абсолютно точно можно сказать, что промышленный туризм уверенно шагает по всей стране.
Для предприятий этот инструмент — в первую очередь огромный пласт коммуникационного движения. Это связь с общественностью, с помощью которой предприятие решает глобальные задачи по изменению имиджа как работодателя. Сегодня огромные средства на федеральном уровне выделяются на путешествия студентов, чтобы они посмотрели промышленные предприятия, увидели, что заводы действительно меняются и что можно выбирать для себя высокооплачиваемые профессии на хорошо оборудованных предприятиях, с хорошей социальной политикой.
Второй фактор — это работа с партнерами. Многие предприятия выбирают взаимодействие с профессиональными покупателями и зарубежными партнерами. Многие выстраивают коммуникации с местными жителями, показывая, как развивается производство. Кроме этого, промышленный туризм интересен очень большому пласту интеллектуальной публики, в том числе среди корпоративных клиентов и рядовых туристов, которым всегда интересно узнать, как производятся вещи, которые мы потребляем ежедневно.
— Какой интерес со стороны местных органов власти есть в реализации таких проектов — профориентация, возможность оставить на своей территории как можно больше специалистов, возможность заработка?
Олег Голов: Для муниципалитета важно, чтобы люди гордились тем, где они живут, и пользовались всей инфраструктурой, которую мы создаем. Мы выступаем больше координатором между предприятиями и туристами, которые хотят к нам приехать. Есть основная инфраструктура — то есть экскурсии на предприятия, а есть дополнительная — это создание новых рабочих мест, новых бизнесов в сфере сувенирной продукции, общепита, гостиничных услуг. Для нас важно, чтобы студенты после окончания вузов оставались на месте, чтобы к нам приезжали новые специалисты.
В 2019 году мы получили статус территории опережающего развития: к 2031 году мы создадим порядка 4 тысяч новых рабочих мест, соответственно, возникнет определенная нехватка рабочих рук, по некоторым специальностям у нас в республике не готовят студентов, соответственно, надо будет привлекать кого-то извне. Когда приезжают студенты для обмена опытом, для нас важно создать все условия, чтобы и предприятия их принимали, и чтобы вся инфраструктура для этого была создана.
Мы опросили более 22 тысяч респондентов в четырех муниципалитетах. Опрос показал, что 87% школьников не хотят идти работать на завод, то есть они не понимают, куда им идти. Это очень тревожный сигнал. Второй момент — достаточно большое количество выпускников не хочет оставаться в республике или в своем муниципалитете, и это тоже тревожно и заставляет задуматься.
— Андрей Юрьевич, ваше предприятие также участвует в реализации проекта промышленного туризма. Большое предприятие подразумевает сложные производственные процессы, повышенные меры безопасности, ограничение доступа для посторонних. В чем интересы вашей компании?
Андрей Доценко: Нашему заводу в этом году исполняется 276 лет, и, конечно, промышленный туризм — это один из инструментов для продвижения бренда. У нас согласованы безопасные экскурсионные маршруты по предприятию. Мы специально отдельно прорабатывали маршруты для разных возрастов: есть места, куда по соображениям безопасности мы не водим детей, но приглашаем взрослых. Техника безопасности превыше всего: у нас есть литейное производство, кузница, сборочные цеха, испытательные стенды. Конечно, всем интересно на это посмотреть, и мы видим, что за последний год поток тех же школьников увеличился — порядка двух тысяч человек мы приняли. Мы также привлекаем их для работы в будущем. Через пять–десять лет предприятие продолжит работать, и ему будут нужны люди — это главный резерв, без которого мы не сможем существовать.
— Наталья, многие руководители компаний скептически относятся к таким проектам, аргументируя это отсутствием времени, сложностью производственных процессов и так далее. Что может простимулировать таких руководителей к развитию потенциала промышленного туризма?
Наталья Кисельникова: Безусловно, для каждого предприятия существует много стимулов для развития промышленного туризма. Во-первых, мы не только знакомим с технологиями производственного процесса, но и решаем задачи по профориентации, привлечению кадров. Только посетив предприятие и увидев своими глазами технологический процесс, можно оценить рабочие места, познакомиться с сотрудниками, осознанно принять решение о трудоустройстве. Промышленный туризм — этот тот самый инструмент, который поможет решить многие проблемы.
Например, Благовещенский арматурный завод и Башкирская генерирующая компания вошли в проект Росмолодежи «Больше, чем работа» и готовят программы для краткосрочной стажировки молодых людей от 18 до 25 лет как из Республики Башкортостан, так и из других регионов нашей страны. Компания ПОЛИЭФ с помощью промтуризма декларирует экологическую политику предприятия и на личном примере учит экскурсантов правилам экологической безопасности и раздельного сбора отходов. Индустриальный парк «Промцентр» готов развивать на своей площадке бизнес-миссии, с помощью промышленного туризма демонстрировать свои возможности, продвигать продукцию своих резидентов. Каждое предприятие использует промышленный туризм как инструмент для решения целого ряда ключевых задач.
— Илья, мы обычно представляем себе посещение предприятий как прохождение вдоль станков. Может быть, есть и другие способы знакомства с работой компании? Используете вы какие-то новые необычные механизмы в сфере промышленного туризма?
Илья Баранов: Мы, можно сказать, были пионерами в сфере промышленного туризма, активно развиваем это направление в «Абрау-Дюрсо» с 2007 года. Безусловно, нашими якорями являются потрясающая природа в округе и наша винодельня. Мы принимаем в год порядка 500 тысяч туристов, из них ровно половина заходит на экскурсии на завод «Абрау-Дюрсо». Мы четко видим тренд на так называемый интеллектуальный туризм, когда гости хотят не только пробежаться галопом по основным видовым локациям, но и что-то узнать новое. Поэтому у нас сейчас достаточно широкая линейка экскурсионных продуктов, в рамках которых гость может погрузиться более детально. Например, завод производит игристые и тихие вина, крепкие напитки — соответственно, мы под каждый продукт разработали свою экскурсию, в рамках которой наши клиенты и гости узнают об истории завода и погружаются в производство того или иного продукта. Такая линейка находит отклик, мы видим, что, в общем-то, растет и возвращаемость гостей. Каждый год мы стараемся дополнять нашу линейку новыми услугами.
— Пользуетесь ли вы государственной поддержкой, которая продвигает именно социальную направленность промышленного туризма?
Илья Баранов: Промышленный туризм сейчас находится на стадии активного развития. Мы сейчас прорабатываем вопрос вхождения в программу «Пушкинской карты», чтобы те услуги, которые у нас проводятся без дегустации, были доступны студентам: на этих экскурсиях можно как узнавать историю «Абрау-Дюрсо», так и открывать для себя какие-то производственные моменты.
— Олег Евгеньевич, муниципалитет изучает такие возможности для предприятий, поддерживает их участие в программах господдержки?
Олег Голов: Есть федеральная программа школьного туризма, на нее тоже выделяются определенные средства, и мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше школьников нас посещали. У нас есть краеведческий музей, который организует экскурсии как по городу, так и по предприятиям. Есть и программа «Больше, чем работа», по которой тоже выделяются средства, чтобы студенты приехали. Это ничего не стоит заводу и муниципалитету.
Мы все это прошли в рамках акселератора, составили правильные карты, поэтому всем предприятиям мы это демонстрируем. Плюс ко всему, чем больше узнают о предприятии, тем больше продвигается его бренд на рынке: появляются новые клиенты, муниципалитет привлекает новые инвестиции и так далее. Здесь ведется очень тесная работа с предприятиями, как с действующими, так и с потенциальными участниками программ промышленного туризма.
— Я правильно понимаю, что, помимо посещения предприятий, вы можете дополнить такие экскурсии посещением других интересных мест?
Олег Голов: Да, например, в наш акселератор вошла как Приуфимская ТЭЦ, так и ее подразделение — Павловская ГЭС. Это очень интересная экскурсия, замечательные экскурсоводы. По пути всегда можно заехать в монастырь, это жемчужина нашего района, поэтому здесь можно и познакомиться с историей, посмотреть архитектуру, культуру, природу и то, как люди обуздали мощь этой природы.
— Наталья, как можно оценить эффективность промышленного туризма в работе того или иного предприятия?
Наталья Кисельникова: Все зависит от того, какие цели ставит перед собой само предприятие: для кого-то это исключительно профориентация, для кого-то — продвижение продукции на рынок. Из опыта мы знаем, что возросший туристический поток на производство стимулирует и рост продаж: это подтверждают абсолютно все участники. Сейчас существует еще такой тренд на открытость производства: предприятия повышают свой имидж через экскурсии, популяризуют свои бренды, продвигают товары на рынок.
— Андрей Юрьевич, что могут сделать экскурсанты на том или ином предприятии? Можно ли предложить для них какие-то дополнительные возможности?
Андрей Доценко: Мы сделали выставочные образцы, прямо перед заводоуправлением мы представили все свои изделия, которые можно покрутить, повертеть. Школьники любят на них повисеть, крутят штурвалы — получается такое интерактивное взаимодействие.
— Как относятся сотрудники к экскурсиям?
Олег Голов: Мы заметили, когда первые экскурсии были, работники относились к ним скептически. Со временем, когда мы сделали маршрутные карты, установили указатели, сотрудники стали более доброжелательными: встречают гостей, подсказывают что-то. Наверное, в этот момент у самих рабочих тоже появляется гордость за предприятие.
Андрей Доценко: Действительно, вначале было скептическое отношение работников, но потом они поменяли взгляд. Они могут потом подойти, рассказать что-то, дополнить экскурсовода.
— Сергей, я знаю, что вы были в Башкирии. Как вы оцениваете потенциал республики в сфере промышленного туризма?
Сергей Рыжов: Проехав половину страны, я буду только рад повторить, что, когда приехал в Башкортостан и, в частности, в Благовещенский район, я увидел, насколько предприятия вовлечены, насколько подготовлены к этому продукту. Заинтересованность как самих предприятий, так и администрации, — это было сделано на пять с плюсом. Я уверен, что Республика Башкортостан смело станет одним из лидеров этого направления, потому что такого количества вовлеченных крупных корпораций нет ни в одном регионе. С точки зрения задействования объектов индустриального наследия это абсолютно правильный шаг, потому что промышленный туризм не может быть без прошлого и без истории. Даже если та или иная площадка сегодня потеряла свою актуальность как производственный процесс, надо показывать ее как индустриальное наследие, создавая там музейные, культурные пространства, коворкинги, где молодежь и туристы будут видеть это знаменитое прошлое.
Самое главное, что в регионе чувствуется будущее, та энергетика, которую, в частности, я получил от посещения Башкирии. Поэтому лучшее у республики еще впереди.
— Наталья, есть мнение, что в силу внешних обстоятельств продвижение промышленного туризма стало актуальным с точки зрения альтернативных возможностей для путешествий. Нет ли опасений, что после снятия ограничений интерес к промтуризму снизится?
Наталья Кисельникова: Я думаю, таких опасений однозначно нет. Наоборот, мы работаем на будущее, открываем промышленность, демонстрируем производства. Промышленный туризм — это больше, чем сам туризм и больше, чем промышленность. Мы показываем, как работают люди: пожалуй, интерес к рабочим профессиям никогда не потеряет свою актуальность, а наоборот, будет расти с каждым годом. Я точно могу сказать, что нашей стране есть чем гордиться и есть что показать. И предприятия все больше включаются в этот процесс, с гордостью демонстрируют свои технологии и корпоративную культуру. Они готовы и дальше открывать двери своих предприятий, поэтому я думаю, мы находимся лишь в начале большого пути.