Компетенция , Башкортостан ,  
0 

«Участие в госзакупках — это оптимальный вариант для развития бизнеса»

«Участие в госзакупках — это оптимальный вариант для развития бизнеса»
Интервью с представителями электронной торговой площадки «Регион» Альбиной Ихсановой и Тимуром Кагировым

В Башкирии по итогам 2022 года объем госзакупок у малого и среднего бизнеса составит не менее 100 млрд рублей, при этом доля контрактов, переданных на исполнение сектору МСП, может превысить 50%. О том, как проходят процедуры закупок, меняется ли регулирование этой сферы, насколько часто частные электронные площадки проводят торги, в программе «Дело» на РБК-ТВ УФА рассказали руководитель департамента привлечения и сопровождения заказчиков электронной торговой площадки «Регион» Альбина Ихсанова и руководитель департамента поставщиков Тимур Кагиров.

— Сегодня в России порядка 300 электронных торговых площадок. В чем ваша изюминка?

Тимур Кагиров: Если говорить о нюансах работы, у нас размещаются закупки, регламентированные Федеральным законом № 223, а также коммерческие закупки, которые регламентируются Гражданским кодексом РФ.

На текущий момент мы занимаем первое место по Республике Башкортостан среди коммерческих площадок по количеству размещенных закупок. Этого удалось добиться за счет сервиса и индивидуальных условий, которые мы предоставляем нашим заказчикам на безвозмездной основе. Любой специалист в сфере госзакупок, обратившись к нам, может получить информацию о полном цикле закупки — от сбора коммерческих предложений для обоснования начальной максимальной цены и разработки технического задания закупочной документации до совместного размещения. Мы можем удаленно подключаться к компьютерам наших заказчиков и совместно проводить первые закупки, тем самым повышая экспертность сотрудников. Я считаю, что не каждая площадка может предоставить такой сервис.

«Участие в госзакупках — это оптимальный вариант для развития бизнеса»

— Насколько это удобно для заказчиков, которым нужно определить поставщика с лучшим качеством товара или услуги?

Альбина Ихсанова: Да, заказчикам бывает очень сложно найти поставщиков, и поэтому мы делаем все необходимое для этого. Но в первую очередь надо, чтобы заказчики сами понимали, как это сделать: у представителя заказчика может быть разная подготовка, часто бывает, что специалист совмещает несколько профессий. Так как закон постоянно меняется, сотрудник может что-то пропустить или о чем-то не знать. Мы готовы подсказать и направить, помочь сделать так, чтобы закупка была размещена правильно.

— Зачастую у бизнеса возникают сложности с подготовкой к торгам. Как лучше пройти этот подготовительный этап?

А.И.: Мы начинаем с подготовки техзадания, в котором необходимо прописать все детали товара или услуги. Следующий этап — это поиск и разработка коммерческих предложений, заказчик может делегировать это нам. Дальше идет подготовка документации, заказчик проверяет пакет документов, и после этого мы уже готовы к размещению.

— Как искать поставщиков, чтобы в закупке участвовало как можно больше предложений?

Т.К.: У нас есть определенный регламент работы, в том числе и по привлечению поставщиков. Еще на стадии обоснования начальной максимальной цены заказчик либо сам, либо с нашей помощью готовит техзадание. На основании этого документа мы проводим сбор коммерческих предложений: заранее обзваниваем предприятия, которые ранее уже участвовали в госзакупках и являются проверенными контрагентами. В случае если для них закупка рентабельна, они дают свои ценовые предложения. Мы собираем как минимум пять заявок, чтобы повысить конкуренцию. Хочу, кстати, отметить что за всю историю работы ЭТП «Регион» было сэкономлено порядка 2,5 млрд рублей бюджетных средств.

«Участие в госзакупках — это оптимальный вариант для развития бизнеса»

— Насколько охотно малый и средний бизнес заходит в сферу закупок?

Т.К.: Я считаю, что работать в сфере госзакупок — это оптимальный вариант. Если мы говорим о дополнительных расходах на рекламу или на содержание сайта, — всего этого можно избежать. Сейчас существует масса тендерных организаций: если у вас нет возможности нанять своего специалиста либо вы не хотите с этим заморачиваться, организации на аутсорсе могут составить подборку актуальных для вас тендеров. Единственное, вам необходимо просчитывать рентабельность той или иной закупки, изучать условия оплаты и доставки. Если вы можете исполнить все условия по договору, нужно участвовать — и тем самым повышать рентабельность своего предприятия.

— Если говорить о географии закупок и тендеров, удается ли выходить за границы республики в соседние регионы?

А.И.: Конечно, мы работаем не только по Башкирии, но и по всей России. В республике мы занимаем первое место по количеству размещенных закупок, по стране — четвертое место среди всех коммерческих площадок. На текущий момент мы успешно работаем в 84 субъектах РФ.

— Огромное количество различных проектов было создано с расчетом на зарубежное программное обеспечение. Как у вас сложилась ситуация с импортозамещением ПО?

Т.К.: Наша электронная торговая площадка работает исключительно на отечественном ПО. В этом году мы сделали большой шаг вперед в плане своих разработок: было разработано и запущено мобильное приложение. В этом году мы также внедрили сервисный кабинет: чтобы минимизировать временные затраты на телефонные переговоры, заказчик либо поставщик может зайти в сервисный кабинет и получить массу дополнительных бесплатных сервисов. К примеру, для заказчика есть услуга обоснования начальной максимальной цены договора на основании прошлых контрактов. Клиенты могут буквально в два клика поставить задачу своему ответственному менеджеру на разработку документации или техзадания.

«Участие в госзакупках — это оптимальный вариант для развития бизнеса»

— Еще один немаловажный нюанс — это проверка контрагентов. Ведется ли вами работа в этой части?

Т.К.: Да, в сервисном кабинете есть такой функционал. По ИНН контрагента можно посмотреть, как работает предприятие. Когда мы привлекаем поставщиков на ту или иную закупку, мы обязательно проверяем их на долги по налогам, на прошедшие суды. Можем проверить директоров или учредителей на факты мошенничества в прошлом. Прежде чем привлечь поставщика, мы обязательно запрашиваем акты выполненных работ по прошлым договорам, которые были выполнены по данной тематике в течение полугода. Только после этого мы допускаем возможность аккредитации данного поставщика и его участия в закупочной процедуре.

— Проводите ли вы обучение представителей заказчиков и поставщиков нюансам закупочных процедур?

А.И.: У нас есть своя цифровая академия «Атмосфера», где мы периодически проводим обучение, выдаем дипломы и удостоверения профобразца. Каждую неделю проходят вебинары по повышению квалификации для заказчиков и поставщиков. Их специалисты всегда могут выбрать нужный курс, это очень удобно, потому что они могут пройти обучение дистанционно. Для руководителей предприятий это очень выгодно: сотрудничая с нами, они получают обучение на бесплатной основе.

Т.К.: Прежде, чем проводить какие-то вебинары, мы обязательно проводим опрос, какие темы актуальны на текущий момент, какие загвоздки возникают в работе. Мы приглашаем экспертов, представителей органов государственной власти, Федеральной антимонопольной службы, которые в режиме реального времени могут ответить именно на актуальные вопросы. У каждой стороны свои тонкости в работе.

— Правительство России и правительство республики, в том числе госкомитет по конкурентной политике активно развивают сектор закупок. Удается ли и вам принимать участие в этом процессе, участвуете ли вы в социальных акциях, которые проводятся в регионе?

Т.К.: Мы охотно присоединяемся ко многим мероприятиям, связанным с развитием и госзакупок, и IT-технологий. В этом году мы принимали участие в Неделе предпринимательства, выступали генеральным партнером конференции «Государственные и коммерческие закупки — 2022», участвовали в различных социальных проектах, например, в акции «Зеленая Башкирия».

А.И.: У нас есть свой благотворительный фонд «Творящие добро», который помогает детям и престарелым людям. От каждой закупки, которая размещена на нашей площадке, в этот фонд перечисляется по 100 рублей.

Т.К.: В этом году мы также принимали участие в конкурсе «Предприниматель года — 2022» и стали победителями в номинации «Лучший предприниматель года в сфере IT-технологий». В этом заслуга нашего руководства и нашей команды.

Содержание
Закрыть