
— Вы каждый год приезжаете в Уфу на нефтегазохимический форум. На ваш взгляд, как изменилась эта площадка за время своего существования?
— Я считаю, что среди региональных выставок уфимский форум, безусловно, находится на первом месте и по количеству экспонентов, и по уровню подготовки. Все же главная задача мероприятия — это обмен опытом, мнениями, мыслями. И выставка в Уфе год от года становится все лучше и лучше. От души желаю, чтобы она и дальше так же развивалась.
— На одном из предыдущих форумов очень активно обсуждалось развитие малых нефтяных компаний. Насколько на сегодняшний день перспективны подобные предприятия?
— Конечно, они перспективны, но мне кажется, что где-то и мы, может быть, недорабатываем. За последнее время Совет Федерации неоднократно возвращался к проблеме малых компаний: эта тема очень важна и незаслуженно заброшена нашим правительством. Татарстан является, пожалуй, единственным исключением, где серьезное внимание уделяется малым компаниям: почти 30 компаний в регионе добывают около 6 млн т нефти, это порядка 20% от общего объема добычи в республике. К сожалению, эту тему пока не удается продвинуть в Башкирии.
Если посмотреть на мировую практику, в тех же Соединенных Штатах более половины нефти добывается малыми компаниями. Новые технологии, связанные со сланцевой нефтью и сланцевым газом, в США разрабатывали именно малые компании. Считаю, что в свое время мы тоже к этому придем. Но если посмотреть, 20 лет назад в России было около 200 малых компаний, которые добывали около 10% нефти, сегодня таких предприятий стало в два раза меньше, они добывают чуть больше 2%. Это, конечно, не очень хорошо, потому что малые компании часто являются градообразующими предприятиями, они работают на небольших и трудных месторождениях, куда нефтяные гиганты уже не идут. Мы несколько раз вносили предложение о принятии закона о малых компаниях в нефтяной отрасли. Думаю, рано или поздно нам все же удастся эту тему продвинуть.

— Сейчас много говорят о торговых войнах, которые естественным образом отражаются и на нашей стране…
— Это ведь даже не торговые войны, а политические. Конкуренция всегда была, есть и будет. Сейчас готовится уже 17-й пакет санкций против России. С 2014 года санкции вводятся прежде всего против нефтегазовой отрасли. Тем не менее мы адаптировались к ограничению поставок оборудования. Однако ранее наши компании кредитовались за рубежом под низкие проценты, сейчас такой возможности нет. Сегодня процентные ставки таковы, что ничего построить невозможно. Объекты в нефтегазовой сфере, как правило, очень капиталоемкие и долгосрочные. Чтобы построить нефтеперерабатывающий завод, нужно как минимум 10 лет. Сейчас происходит как раз процесс адаптации, в том числе и в финансовом секторе.
Но, помимо финансовых дел, есть еще логистические проблемы, которые мы не можем не учитывать. Сейчас стоимость нефти резко упала, и это, конечно, сказывается на наших бюджетных ожиданиях. Поэтому необходимо находить новые пути, чтобы поддерживать цены на приемлемом уровне.
Я считаю, что надо работать, искать и искать решение проблем. Например, у нас никогда не было своего оборудования для гидроразрыва пласта, сегодня оно появилось. Есть такой тренд — технологический суверенитет. Если речь идет о том, чтобы заменить иностранную железку на нашу, проблемы нет. Но как заменить головы? У нас были очень хорошие научные и инженерные школы, сейчас, к сожалению, многие из них развалены. Уверен, что именно школы надо восстанавливать и создавать прежде всего.