Инструменты , Башкортостан ,  
0 

«Развязка. Нам по пути»: Восточный выезд вдохновил художников и горожан

«Развязка. Нам по пути»: Восточный выезд вдохновил художников и горожан

Движение по Восточному выезду открыли в марте этого года. Сегодня платной трассой пользуются порядка 15 тыс. водителей. Новая дорога стала не только важной транспортной артерией, но и источником вдохновения для культурного проекта «Развязка. Нам по пути».

О том, как масштабные инфраструктурные проекты влияют на качество жизни людей, культурную повестку и развитие города в целом, в программе «Ракурс» на телеканале РБК Уфа рассказали директор-координатор социокультурных программ ВЭБ.РФ Олег Ракитов, менеджер по связи с государственными органами компании «СИБУР» Варвара Мелекесцева и продюсер проекта, директор музея современного искусства ZAMAN Алия Ахмадуллина.

Проект «Развязка. Нам по пути» направлен на повышение культурно-имиджевого потенциала города, привлечение горожан к развитию городской среды, осознанного отношения к культуре потребления, а также улучшение возможностей навигации в городе для жителей и туристов. 


— Инициаторами проекта «Развязка» стали ВЭБ.РФ и СИБУР. Это не первый социокультурный проект госкорпорации: в прошлом году заявлялось о десяти городах. Как изменилась эта цифра сейчас? В чем особенности реализации именно в столице Башкирии?

«Развязка. Нам по пути»: Восточный выезд вдохновил художников и горожан

Олег Ракитов: Сейчас география социокультурных проектов ВЭБ.РФ включает уже 14 городов России. Уфа по-своему уникальна: мы впервые зашли в город вместе с партнерами — компанией «СИБУР». Ни в одном из городов не было столь полноценного соучастия двух крупных бизнес-партнеров. Мы попробовали формулу, которую транслируем везде: любые инфраструктурные проекты компании могут стать трамплином для инициатив горожан и креативных команд. С одной стороны, мы меняем городскую среду, но, с другой стороны, благодаря этим инициативам создаем новые творческие продукты, которые запускают уже новые процессы в развитии города. Это второстепенные эффекты, но именно их жители могут непосредственно почувствовать.

Нам удалось сделать так, чтобы горожане стали соучастниками изменений. Здесь сошлись две повестки — Восточный выезд и тема экологии, которую долгие годы продвигает СИБУР. Нам очень важно было объединиться, поскольку эти две темы одинаково важны и горожанам, и компаниям.

— Какие смыслы и задачи вкладывает СИБУР в этот проект?

«Развязка. Нам по пути»: Восточный выезд вдохновил художников и горожан

Варвара Мелекесцева: У нас не было общего бизнес-интереса. Нас объединила общая территория, чтобы проект сложился. Мы давно наблюдаем за тем, что делают коллеги, и, когда было объявлено об открытии Восточного выезда, мы решили обсудить, что можно сделать вместе. Нам было важно отойти немного в сторону и стать опорой и поддержкой для команды, которая реализует проект.

Для нас важны экология и экопросвещение. Мы обсудили с членами команды, что важно для них. Они живут в Уфе постоянно и хорошо знают, что больше всего любят здесь и чем хотят поделиться. Эта история о вовлечении, когда каждый участник рассказывал про свою любовь к городу, чтобы проект зажил по-настоящему. Бизнес здесь дает возможности для дальнейшего движения.

— Алия, расскажите подробнее: что представляет собой проект «Развязка. Нам по пути»?

«Развязка. Нам по пути»: Восточный выезд вдохновил художников и горожан

Алия Ахмадуллина: Это многосоставный проект, который родился из вопроса: как можно по-другому посмотреть на город? У нас собралась очень большая креативная команда. В рамках проекта созданы аудиогиды, снимается документальный фильм, прошла выставка «Из пещеры» — переосмысление художниками темы дороги, пути и осознанного потребления.

— Какие маршруты разрабатывались для аудиогидов и почему именно они?

А. А.: Уфимцы сами выбирали, что им хотелось бы видеть. Мы выбрали три маршрута, по которым в городской исследовательской лаборатории «Нам по пути» были созданы аудиогиды. У нас были модераторы, которые собирали горожан и проводили исследования. Сами жители города описывали и озвучивали эти маршруты. Сегодня уже готов аудиогид «Бурлючий взгляд», в скором времени выйдет «Уфимское ожерелье. Восточный склон», немногим позже — «Город на горе».

— На ваш взгляд, как такие проекты меняют город? Насколько это важно?

В. М.: Мне кажется, мы настолько привыкаем жить в городе, что сами не замечаем, мимо чего ходим. Аудиогид дает возможность горожанину почувствовать себя туристом, взглянуть на привычные места под новым углом и увидеть, сколько всего интересного есть вокруг.

Мы благодарны ребятам за проведенные исследования и включение жителей. Истории людей, которые живут в Уфе, создают личную сопричастность. Скорее всего, вы никогда не встретитесь с человеком, который участвовал в аудиогиде, но эта личная история включается в общую историю города.

Было трогательно, когда ребята в рамках выставки создали настольную игру, в которой от Восточного выезда можно было приехать на наше предприятие «ПОЛИЭФ». Для нас это возможность рассказать о возможностях Уфы и Благовещенска, о проекте ВЭБ.РФ, внесшем колоссальный вклад в развитие города и повышение транспортной доступности. Все это создает туристическую привлекательность не только для гостей, но и для жителей, которые могут узнать Уфу заново.

«Развязка. Нам по пути»: Восточный выезд вдохновил художников и горожан

— Один из маршрутов аудиогида затрагивает «Уфимское ожерелье», и над этой записью работали в том числе геологи и археологи. Чем интересен Восточный выезд с этой точки зрения?

О. Р.: Очень важно подчеркнуть, что мы на старте проекта не до конца понимаем, каким окажется готовый продукт. Его содержание задают сами горожане и креативная команда. Эти знания почерпнуты не только из интернета или краеведческих работ: мы узнаем новое именно благодаря жителям.

Мы изначально думали, что это будет аудиогид, под который можно прогуливаться и наблюдать, что находится рядом с вами. Но оказалось, что с его помощью можно узнать, какие животные здесь обитали, какая была территория до этого. Город, помимо инфраструктурного объекта, вдруг обрел историю места, которая была не до конца изучена. Жители стали активно собирать истории. Поэтому удивительно, что проект аудиогида в итоге стал почти иммерсивным театром, в котором слушатель сам становится исследователем. Здорово, что в Уфе появился такой продукт, который невозможно повторить где-либо еще.

— Жители Уфы стали и героями документального фильма, снятого в рамках проекта «Развязка. Нам по пути». О чем этот фильм и где его можно будет посмотреть?

А. А.: Сергей Бархатов, который часто проводит встречи и погружает уфимцев в киноискусство, снимал этот фильм вместе со своей командой. Участниками и героями стали люди, которые тем или иным образом взаимодействовали с территорией, на которой был построен Восточный выезд, — дачники, экскурсоводы, люди, которые проезжают по этой трассе на работу и обратно. Это интересные и очень живые истории, и я с нетерпением жду сам фильм, который станет одной из визитных карточек Уфы.

— Один из KPI ваших социокультурных проектов — привлечение не менее десяти креативных индустрий. Насколько удалось это в Уфе?

О. Р.: Когда ВЭБ.РФ заходит с социокультурными проектами в города, у нас всего лишь два KPI: создание креативной команды и вовлечение не менее десяти индустрий. В Уфе рабочий чат уже на старте состоял из порядка 60 человек, такого не было ни в одном городе! Сейчас количество вовлеченных уже может измеряться сотнями, но тот факт, что в самом начале люди захотели проявить свои инициативы, предложить какие-то идеи для проекта, — это яркий пример того, что креативная экономика в Башкирии является очень важной сферой.

Мы часто недооцениваем возможности креативной экономики. На многих площадках ВЭБ.РФ транслирует идею, что никакие проекты без работы со смыслами не дадут таких эффектов, которые генерируют культура и креативная экономика. Поэтому в Уфе и Башкирии с этим совершенно точно нет никаких проблем.

— Насколько нам известно, вы привлекали и специалистов, работающих со звуком?

А. А.: Да, в рамках проекта был создан телеграм-бот «Собери звуки Уфы», с помощью которого мы собрали библиотеку звуков. 16 молодых уфимских музыкантов создали на основе этой библиотеки свои музыкальные композиции, из которых мы выбрали три трека. Все наши аудиогиды сопровождаются этими композициями. Была также организована экскурсия на завод «ПОЛИЭФ», где также были записаны звуки для треков.

В. М.: Производство — как музыка. Ты заходишь на разные производства, и все они звучат, гудят, слышатся по-разному. Это хороший пример доброго соседства города, предприятия и природы.

— Алия, ранее в музее ZAMAN прошла выставка «Из пещеры». Кто принял в ней участие, какие работы были представлены?

А. А.: Куратором этой выставки выступила Зульфия Илькаева, которая собрала художников. Для нас было важно привлечь не только локальных мастеров, но и представителей других регионов, чтобы они тоже осмыслили по-своему то, что важно для нас в Уфе.

Мы показывали путь материалов — от натуральных до искусственных. Рассказывали, что тот же пластик может использоваться бесконечно: мы можем делать те же инсталляции и арт-объекты, которые после окончания выставки были отправлены на переработку.

В. М.: Нам было важно показать, что благодаря переработке пластик не накапливается, а получает новую жизнь. Месяц назад мы переработали двухмиллиардную бутылку: это большое событие для нас, которое показывает, как меняется ситуация и как ПЭТ-отходы возвращаются к нам, чтобы превращаться в новые бутылки.

О. Р.: Для нас все компании, которые работают с темами экологии и устойчивого развития, уже на старте являются очень важными партнерами. Нам важно поддерживать их в этой деятельности и находить в своих проектах те аспекты, в которых можно подсветить тему экологии. Если в данный процесс удается вовлечь местных жителей — это огромный плюс. Когда мы сходимся в общих ценностях, это позволяет добиться новых результатов в наших совместных проектах.

Содержание
Закрыть