В середине июля АвтоВАЗ предупредил о планируемом в августе-сентябре повышении цен на автомобили. Индексация, как обещают, не затронет наиболее доступные модели. При этом с начала года стоимость легковых машин уже увеличилась почти на 3%, что ниже темпов инфляции. О ситуации на автомобильном рынке в программе «Интервью» на телеканале РБК Уфа рассказал директор холдинга «Динамика» Артем Колесников.
— Как вы оцениваете планы российского автогиганта? Будет ли дальнейшее повышение цен?
— Мы являемся официальным дилером LADA уже более 20 лет и на протяжении этого периода стабильно наблюдаем корректировку цен три-четыре раза в год. АвтоВАЗ — государственная корпорация, которая менее всего заинтересована в этой индексации и строго следит за тем, чтобы в дилерской сети не допускалось искусственного повышения цен. Вы видите, что корректировка затронет только несколько моделей. Производитель сдерживает удорожание. В своей работе мы руководствуемся только официальными документами, но на сегодняшний день к нам не поступало никаких распоряжений об изменении розничных цен.
Сейчас мы наблюдаем постепенное возвращение к уровню продаж десятилетней давности, когда Башкирия продала более 25 тыс. автомобилей. В прошлом году объем продаж в республике составил около 13 тыс. единиц, а уже за первое полугодие 2024-го продано более 8,5 тыс. автомобилей. Это положительная тенденция. Она говорит о том, что спрос возвращается, и это очень радует.
— В октябре прогнозируется очередное повышение ставки утильсбора. Это в первую очередь ударит по иномаркам, но некоторые эксперты считают, что отечественные авто могут подорожать вслед за импортными. На ваш взгляд, как будет развиваться ситуация в этой части?
— Сложно предсказывать конкретно, но рост цен — это не самое благоприятная ситуация как для клиентов, так и для нас. Нужно пользоваться той обстановкой, которая есть на рынке сейчас.
— Чувствуете ли вы покупательский ажиотаж на фоне слухов о повышении цен?
— Сейчас рынок наращивается, потому что покупатели уже привыкли к ним. Действуют различные программы стимулирования спроса, как государственные, так и от производителя. Каждый раз есть новая выгода, которой может воспользоваться любой клиент.
— Ранее Центробанк ужесточил правила автокредитования. Замечаете ли вы сокращение процента одобряемости заявок?
— Конечно, мы чувствуем, что правила ужесточились, но это наблюдается во всех сферах. Любой кредит при снижении ставки можно рефинансировать. Автомобили LADA менее всего со временем теряют в цене, они всегда в рынке. Поэтому даже если приобретать авто при более высокой ставке, то через какое-то время заемщик сможет пересмотреть процент. В любом случае, за два-три года новые автомобили подорожают, и покупатель все равно выиграет в цене.
— В 2023 году рынок развивался в том числе за счет ухода европейских марок. Удалось ли вам воспользоваться этим «окном»? Насколько острая конкуренция у АвтоВАЗа с китайскими брендами?
— Наши автомобили находятся в разных ценовых группах, и конкуренция между ними больше стратегическая. LADA — это бюджетные модели с качественным оснащением в своем сегменте: кондиционер, мультимедиа, подогрев сидений, хорошая проходимость, доступность обслуживания.
— Почему в свое время ваша компания выбрала LADA?
— Эта история уходит далеко в прошлое. Еще мой отец, когда решил расширить свой автосервис, приобрел станцию техобслуживания, на которой раньше ремонтировали LADA. Так началось наше сотрудничество с этим брендом. Спустя годы я начал управлять компанией, мы взяли курс на масштабирование и приобрели свой первый дилерский центр LADA. Сейчас получили дилерский контракт в Уфе, это крупнейшая локация нашей сети, более 3,5 тыс. кв. м, просторный шоурум, большая сервисная зона. По стандартам АвтоВАЗа это дилерский центр первой категории.
— Обычно крупные компании расширяются в малые города, а у вас обратная история...
— Да, мы начинали с небольшого города Мелеуза, на нем обкатывали систему работы, внедряли новые инструменты. Потом открывались в более крупных городах, получали больше возможностей, так как там были уже другие запросы клиентов.
АвтоВАЗ так просто не дает открыться дилерам в больших городах: такую возможность получают только сильные партнеры. Нам потребовались годы, чтобы зарекомендовать себя. Мы прошли путь от маленького автоцентра до мощного холдинга, который неоднократно становился лидером по продажам во всей сети LADA. Сейчас готовы работать в миллионнике как по уровню сервиса и технологиям работы с клиентами, так и по внутренней системе ведения бизнеса и работе с командой.
— Какие модели представлены в ваших салонах?
— Сегодня после известных событий уже восстановился весь модельный ряд, появляются новинки. Бренд LADA смотрит на дальнейшее развитие линейки. Сейчас на нашем складе представлено более 1 тыс. автомобилей, есть возможность найти в том числе и дефицитные комплектации. В целом склад составлен под текущий спрос — то, что сегодня более всего нужно клиентам. Благодаря этому нет долгого ожидания поставки. Наша задача — быстрое удовлетворение потребностей покупателя, чтобы он смог забрать новую машину уже в день обращения.
— В ближайшие месяцы АвтоВАЗ планирует начать производство модели LADA Aura, в конце года должен поступить в продажу обновленный внедорожник Lada Niva Sport. На какую категорию покупателей рассчитаны эти автомобили?
— Мы тоже ждем эти модели. Aura рассчитана на административную часть клиентов: директоров, управляющих, глав администраций. Niva Sport — для тех, кто любит усилить автомобиль, доделать, добавить мощности. Появление таких новинок способствует притоку новых покупателей, поэтому мы только рады подобным премьерам.
— Предлагаете ли вы покупателям собственные программы финансирования и различные скидки?
— В наших салонах действуют программы АвтоВАЗа, в том числе trade-in и программа LADA Finance. Скидки и спецпредложения каждый месяц меняются в зависимости от ситуации на рынке. Конечно, мы подходим к каждому клиенту индивидуально.
— В ваших автосалонах действуют и сервисные центры. С какими вопросами владельцы автомобилей LADA могут обратиться к вам?
— Наш сервисный центр выполняет все услуги, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей. В Уфе мы запустили новый центр с современным оборудованием, соответствующий всем стандартам марки. Но это не только про оснащение, но и про компетентных специалистов. Современный автомобиль технически сложен, поэтому нужны особые знания и навыки, чтобы проводить техническое обслуживание надлежащим образом.
С продажей автомобиля наша работа с клиентами только начинается: мы формируем культуру владения машиной. Не нужно ждать, когда что-то сломается, время от времени нужно заезжать на профилактический осмотр. Мы стимулируем такое отношение к автомобилю: у нас есть ряд специальных программ, дарим пожизненную мойку, диагностику и проверку развал-схождения на весь период владения автомобилем. Всеми этими преимуществами клиент может воспользоваться по всей нашей сети.
— Сейчас непростая ситуация с кадрами. Ощущаете ли вы нехватку узких специалистов?
— Конечно, ощущаем. Для меня как руководителя важно создать такие условия, в которых сотрудникам приятно работать и развиваться. Поэтому к нам тянутся лучшие кадры в регионе.
— В каких городах сегодня действуют дилерские центры «Динамики»?
— Мы представлены в Кумертау, Мелеузе, Салавате, Стерлитамаке. С 1 июля запустились в Уфе, автосалон уже работает в техническом режиме. Официальное открытие нового дилерского центра LADA в столице республики состоится 15 августа.