От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«Через искусство мы прежде всего познаем себя»

Ольга Рамазанова, сооснователь, руководитель и куратор выставок галереи «Мирас»
Ольга Рамазанова, сооснователь, руководитель и куратор выставок галереи «Мирас»
Интервью с сооснователем, руководителем и куратором выставок галереи «Мирас» Ольгой Рамазановой

Ольга Рамазанова

Окончила музыкальное отделение Уфимского училища искусств и Высшую школу «Среда обучения» по специальности арт-критик. Стояла у истоков открытия галереи «Мирас» в 1994 году совместно с художниками группы «Чингисхан». «Мирас» сыграл важную роль в формировании внутреннего арт-рынка и популяризации изобразительного искусства республики Организованные галереей выставки всегда привлекали внимание широкой аудитории. В этом году «Мирас» отмечает 30-летие.

— В этом году галерея «Мирас» отмечает уже свое 30-летие. Вы стояли у самых истоков этого проекта. Как все начиналось?

— Мы стартовали еще в начале девяностых. Начинали с небольших художественных салонов, в которых мы начинали продавать произведения современного искусства. Для меня это был первый опыт, который позже привел к созданию галереи. В свое время у нас случилась судьбоносная встреча с художниками группы «Чингисхан»: нам хотелось развиваться, и для этого были нужны хорошие художники, а «Чингисхану» нужна была галерея, которая бы помогла им продвинуться. Мы познакомились и в 1994 году совместно решили организовать галерею.

Первые два года мы назывались «Уфа-Арт». Мы быстро поняли, что с таким именем будет сложно развиваться: слово «Арт» же было заезжено, и почти каждая галерея как-то его использовала. Мы устраивали мозговые штурмы, анализировали и пришли к тому, что слово «Мирас» очень красивое и по звучанию, и по значению: в переводе с тюркских языков оно означает «Наследие». И, поскольку мы занимаемся серьезным искусством, остановились на этом имени и до сих пор его сохраняем.

В создании галереи участвовали мои коллеги, многих уже сейчас нет с нами: Нина Исанбердина, Наталья Батырова, Валерия Шевцова. Мы — четыре женщины и художники из группы «Чингисхан» — были очень близки по духу, и каждый дополнял друг друга.

— Каких результатов удалось добиться за 30 лет работы? Как менялась ваша аудитория?

— Была уникальная история, когда нас поддержала республика, выделив нам помещение на улице Ленина. Мы в городе выполняли функцию музея современного искусства, потому что это пространство позволяло проводить большие мероприятия. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это был прекрасный опыт: там мы научились работать именно как выставочная институция, научились делать какие-то различные медиапроекты. К нам шел весь город, это была такая Мекка искусства, центр событий, связанных именно с современным изобразительным искусством.

«Через искусство мы прежде всего познаем себя»

— Не так давно «Мирас» обрел новый дом в отеле SheratonPlaza Ufa — Congress Hotel. Как вы себя чувствуете на этой площадке? Изменилась ли концепция галереи?

— Наша концепция неизменна. Мы задали планку и стараемся держать уровень изобразительного искусства на высоте. Наши художники — уникальный феномен, это факт, который прошел проверку временем. За 30 лет нашего существования мы уже четко понимаем, что интуитивно мы не ошиблись ни разу: все наши художники уникальны, это гениальные люди, которых нужно беречь.

В связи с переездом мы немного уменьшились в размерах, но концепция нашей галереи осталась неизменна. Художники, которые приходят в нашу галерею, остаются, и мы продолжаем работать с ними, развивать и продвигать их работы. И это всегда хорошо и достойно.

— Вы до сих пор дружите с художниками из группы «Чингисхан?»

— Не просто дружим, это наша семья. С годами мы только начинаем понимать, насколько они уникальны. Масштаб личности каждого из них необъятен. Каждый из этих художников всегда опережает время. Оглядываясь назад, я понимаю, что какие-то моменты действительно были упущены, и жаль, что мы не смогли сделать больше. Это уникальные, талантливые люди, это бренд нашей республики.

Расих Ахметвалиев. «Прозрачные всадники» (2004)
Расих Ахметвалиев. «Прозрачные всадники» (2004)

— Занимаетесь ли вы поиском новых имен?

— Конечно. В нашем составе художников есть такие яркие звезды, как Оля Цимбаленко, Нелли Акчурина, Саша Соболев – сейчас у нас идет его выставка «Необъяснимое». Это человек-оркестр: он и поэт, и музыкант, это интеллектуал с большим пониманием цвета и композиции. Я считаю, что он гений, и это надо смотреть и ценить, пока у нас есть такая возможность.

Хорошие работы очень быстро попадают в коллекции музеев, и наших художников перетягивают другие галереи. И это только подтверждает нашу экспертность.

— Наверное, без коллекционеров русское искусство не стало бы тем, чем оно стало. Есть ли сейчас страстные коллекционеры, в частности, в Башкирии? Насколько искусство привлекательно с точки зрения инвестиций?

— Произведение искусства — это действительно очень хорошая инвестиция, но нужно понимать, в какого художника стоит вкладываться. Если художника выставляет хорошая галерея, если он участвует в международных ярмарках, если его имя присутствует в музейных коллекциях — значит, к этому художнику стоит присмотреться, у него уже есть бэкграунд, он уже попал в систему. Это инвестиция и духовная, и материальная. Конечно, только время покажет успех художника, но его ценность зависит от того, будем ли мы вкладывать в этого мастера, приобретать его работы для своей коллекции и так далее. И да, у нас есть уникальные истории с нашими местными меценатами, которые от простых покупателей выросли до такого высокого уровня мецената и коллекционера.

— Какова в целом роль галереи как площадки, где встречаются художник, зритель и коллекционер?

— Галерея — это важный и нужный камертон, без которого невозможно создать связь между зрителем, покупателем и художником. Обязательно нужен кто-то, кто будет создавать эту ситуацию. И потом, живое общение тоже очень важно. Галерея «Мирас» всегда была офлайн-площадкой, и я надеюсь, что она таковой и останется, хотя мы работаем в том числе и онлайн: у нас есть сайт, где можно продавать и покупать работы, но наша уникальность заключается именно в живом общении.

Искусство — это эмоции. Мы очень любим знакомить наших клиентов с художниками, потому что видим в этом ценность и хотим, чтобы наши зрители точно так же вдохновлялись и восхищались людьми, которые создают такое замечательное искусство.

Расих Ахметвалиев. «Май под Уфой» (2016)
Расих Ахметвалиев. «Май под Уфой» (2016)

— Если говорить о галерейном бизнесе, как он себя чувствует в новых условиях? Сейчас много делается с точки зрения господдержки. Была ли у вас возможность ею воспользоваться?

— Мы никогда не пользовались господдержкой, но нас поддержали с помещением, и за это большое спасибо. Еще у нас был уникальный случай, который заслуживает особого восхищения: единение правительства и бизнеса, когда мы создавали аллею современного искусства ArtTeria. Республика помогла в приобретении камня для скульптур, меценат и коллекционер Марат Ахметшин финансово вложился в этот проект, кроме того, у нас было 10 партнеров. Это был гигантский проект, который соединил большое сообщество людей: много кто откликнулся, все готовы были помочь, нас поддерживали наши друзья. К нам приехали скульпторы, которые задают тон в современном искусстве по всему миру: они специально нашли время между другими проектами, приехали в Уфу и в течение полутора месяцев создавали эти прекрасные скульптуры.

— Какие новые проекты появились с приходом на новую площадку?

— Здесь запустили «Диалоги об искусстве» — это живые встречи с художниками, мы приглашаем экспертов, искусствоведов, дизайнеров, архитекторов, психологов. И мы говорим об искусстве, разбираем его. Пока художники с нами, мы можем спросить, о чем они думают, как они создавали ту или другую серию, как они мыслят. Это безумно интересно. В таких обсуждениях художник сам себя начинает видеть под другим углом, он как бы меняет фокус зрения на свое творчество. Наши гости, приходя на такие встречи, уже совершенно по-другому относятся к современному искусству.

Расих Ахметвалиев. «Восточный мотив» (2017)
Расих Ахметвалиев. «Восточный мотив» (2017)

— Нужно ли иметь специальное образование, чтобы понимать искусство?

— Необязательно. Нужно просто смотреть, развивать свою насмотренность. Так мы начинаем отличать одно от другого, воспитываем свой вкус. Мне кажется, что через искусство мы прежде всего познаем себя, духовно обогащаемся. Искусство — это эмоции, эстетика, красота.

— Какую роль в вашей жизни играет «Мирас»?

— Год назад, когда мы уже понимали, что нас ждет переезд и связанные с этим трудности, я осознала, что галерея — это именно то, что я люблю и чем хочу заниматься. Как бы нам ни было тяжело, когда ты вспоминаешь, сколько людей стояли у основания этой истории, сколько они вложили своей души, любви, сердца — на этой энергии, которая помогает мне и всем нашим художникам, мы до сих пор едем дальше. И это делает всех нас сильнее.

За все эти годы мы показали множество хороших проектов, за которые нам не стыдно. Мы гордимся тем, что мы делали, делаем и будем делать.

— Как вы планируете развиваться дальше?

— Сейчас обживаемся на новой площадке в отеле, мы вышли за пределы нашей галереи: здесь современное искусство — на каждом этаже. Мы продолжаем делать выставки и проекты.

Скоро пройдет «Арт-ужин» в честь 30-летия галереи «Мирас». Совместно с отелем SheratonPlaza Ufa мы запустили серию встреч, на которые приглашаем представителей культуры, бизнеса, интересных гостей. Таким образом мы совмещаем пищу духовную и материальную, применяем этот формат для знакомства с искусством.

От первого лица «Даже в условиях санкций можно успешно развиваться, и мы это доказали»
Содержание
Закрыть