От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«Даже в условиях санкций можно успешно развиваться, и мы это доказали»

Руководитель департамента развития и поддержки продаж ЗСМ «Девон» Андрей Мифтахов (слева) и руководитель дистрибьюторского отдела компании ЗСМ «Девон» Виктор Зарайченко
Руководитель департамента развития и поддержки продаж ЗСМ «Девон» Андрей Мифтахов (слева) и руководитель дистрибьюторского отдела компании ЗСМ «Девон» Виктор Зарайченко
Интервью с представителями завода смазочных материалов «Девон» Виктором Зарайченко и Андреем Мифтаховым

В 2022 году в мировой экономике произошли глобальные изменения. Отечественный рынок смазочных материалов оказался в атмосфере совершенной неопределенности. Беспрецедентное санкционное давление создало новую экономическую реальность и, как следствие, новые возможности для российских производителей. В ситуации, когда зарубежные производители покинули Россию, возникает закономерный вопрос: какие альтернативы предлагают локальные игроки? Об этом в программе «Дело» на телеканале РБК Уфа рассказали руководитель дистрибьюторского отдела компании ЗСМ «Девон» Виктор Зарайченко и руководитель департамента развития и поддержки продаж ЗСМ «Девон» Андрей Мифтахов.

— Как повлияли последние два года на перспективы развития локальных производителей смазочных материалов?

Виктор Зарайченко: Это были годы возможностей для российского бизнеса, где ключевые производства и потребители в сегменте B2B стали готовы всерьез воспринимать локальные бренды и начали рассматривать их к активному применению в своих производственных процессах.

— Как развивается рынок смазочных материалов в Башкирии? Высока ли конкуренция?

Андрей Мифтахов: Конкуренция традиционно высокая в этом сегменте, и официальный уход западных брендов только поменял правила игры. Развился сегмент так называемого «серого» импорта, появилось немало новых производителей. Поэтому я думаю, что конкуренция только усилилась, хотя и немного видоизменилась с учетом новых реалий.

В.З.: Российский рынок горюче-смазочных материалов вырос. Ключевым фактором стало то, что потребители в сегментах B2B в B2C, в отличие от предыдущих лет, готовы рассматривать сложные продукты, то есть тот сектор рынка, который ранее традиционно принадлежал западным брендам. Но вместе с тем требования, которые выставлялись к западным маслам и смазкам, остались такими же жесткими. Я считаю, что это положительный момент, который создает конкуренцию на рынке, а конкуренция — это залог развития. Рывок, сделанный российским бизнесом смазочных материалов за последние два года, был обусловлен именно тем, что рынок открыт к тому, что отечественные производители, в частности мы как бренд «Девон», готовы на деле доказать, что в России можно делать действительно сложные, качественные и интересные продукты.

Виктор Зарайченко, руководитель дистрибьюторского отдела компании ЗСМ «Девон»
Виктор Зарайченко, руководитель дистрибьюторского отдела компании ЗСМ «Девон»

— Вы занимаетесь контрактным производством. Работаете ли вы только по готовым рецептурам или ведете собственные разработки под требования заказчиков?

В.З.: Контрактное производство — это часть нашего бизнеса. У нас есть готовые рецептуры, но мы также готовы разрабатывать конкретные решения под заказчика. Это касается не только контрактного производства, но и дистрибьюторского сегмента. Конечный потребитель в виде контрактора может выйти с инициативой о производстве какого-то нового продукта, и мы, используя нашу технологическую базу, при наличии экономической целесообразности готовы это решение предложить.

— Кто является основным заказчиком вашей продукции?

А.М.: Мы стараемся охватить всех потребителей. Продукция реализуется через дистрибьюторскую сеть по всей России, а также через прямой отдел, который занимается поставками на крупные предприятия добывающей и перерабатывающей отраслей.

— Как изменилась структура спроса за последние два года?

В.З.: Структура кардинально поменялась в лучшую сторону. В предыдущие периоды крупные комбинаты и дистрибьюторские компании поставляли в основном более бюджетные массовые продукты. За последние два года, ввиду того что импорт сильно подорожал либо ушел из некоторых секторов рынка, производители, в том числе и мы, получили возможность реализовывать так называемые премиальные решения. Это отличный сдвиг в сторону стабильных поставок, гарантированного качества и возможности работы в сложных интересных нишах.

Андрей Мифтахов, руководитель департамента развития и поддержки продаж ЗСМ «Девон»
Андрей Мифтахов, руководитель департамента развития и поддержки продаж ЗСМ «Девон»

— Осуществляете ли вы поставки за рубеж? Как изменилась география поставок?

А.М.: Поставки за рубеж всегда были одним из направлений нашей деятельности, мы изначально были ориентированы на внешние рынки. Мы поставляем продукцию практически во все страны СНГ, а также в Монголию. К сожалению, мы попали под ограничения на экспорт, поэтому не все направления нам доступны. Сейчас мы в основном сконцентрировались на рынках Беларуси и Казахстана.

В.З.: Очень надеемся, что Правительство РФ пересмотрит данные ограничения и сместит фокус со смазочных материалов на бензин и дизельное топливо, ради которых эти ограничения изначально и вводились.

— Как отразились санкции на работе предприятия? С какими сложностями вы столкнулись?

В.З.: Наша компания еще в середине 2022 года перестроила все логистические цепочки с учетом санкций. Мы перепрофилировались на наших восточных партнеров, заключили прямые контракты и наладили прямые поставки прежде всего комплексов присадок и синтетических базовых масел — это была наиболее острая тема. Тем самым мы обеспечили свою экономическую безопасность, чтобы стабильно работать, удовлетворяя потребности наших конечных потребителей.

А.М.: Что касается оборудования, на некоторое время, конечно, возникли ограничения. Но на российском рынке есть немало производителей техники, они также сориентировались в новых реалиях и расширили свои предложения. У нас сохраняются тесные торговые отношения с Китаем, это мировой лидер по производству самого различного оборудования. Определенные сложности, конечно, есть, но все они преодолимы. Мы продолжаем работать, в 2023 году запустили новый цех по производству пластичных смазок, который был построен и оборудован с нуля. То есть даже в условиях санкций расширение производства возможно, и мы этим успешно занимаемся.

«Даже в условиях санкций можно успешно развиваться, и мы это доказали»

— Каковы планы компании по дальнейшему развитию производства? Какие цели вы ставите перед компанией на ближайшие годы?

В.З.: Перед нами стоят несколько целей. У нашего завода есть пиковые мощности, то есть количество продукции, которое он может производить ежегодно. Сегодня это 120 тыс. т, и наша задача на 2024 год — полностью загрузить эти мощности. Вторая цель — трансформировать продуктовый микс, который мы предлагаем нашим партнерам, в сторону премиального ассортимента и более сложных продуктов.

— Что такое «Девон» с точки зрения ассортимента и качества?

А.М.: За последние два года мы сделали большой рывок в расширении ассортимента нашей продукции. В 2023 году мы вывели на рынок полностью синтетические линейки моторных масел как для легковой, так и для грузовой техники. Не скрою, что эталонами, на которые мы ориентировались, были как раз мировые лидеры отрасли, и я могу с гордостью сказать, что у нас получилось сделать продукты, не уступающие им по качеству. Это подтверждено многочисленными испытаниями, которые мы проводим регулярно и будем проводить в дальнейшем, это подтверждается отзывами от наших партнеров и практикой применения смазочных материалов.

На сегодняшний день мы можем удовлетворить потребности, наверное, любого производства. Практически для любой техники и для любого оборудования мы можем предложить комплексное решение как по смазочным материалам, так и по маслам. Мы всегда очень тщательно отслеживаем обратную связь, и полученные результаты применения премиальных марок продукции подтверждают высокое качество при достаточно демократичной цене.

— Чем отличается продукция «Девон» от предложений других производителей?

В.З.: Это очень хороший вопрос. В текущей рыночной реальности нельзя сказать, что после ухода западных брендов ниша освободилась: это не совсем так. Западные бренды подорожали, но на рынке присутствуют, особенно в легкомоторном потребительском сегменте. И здесь важно ответить на вопрос, почему вы считаете, что ваш продукт лучше или достойнее ушедших или подорожавших западных аналогов. Мы как завод можем аргументированно и по пунктам объяснить, почему так считаем. Это объясняется и определенными пакетами присадок, технологической школой на предприятии, выбором композиции базовых масел в продукции. Это дорогие компоненты, которые позволяют вывести качество продукта на новый уровень. Раньше именно такими рычагами западные бренды завоевывали наш рынок. Мы сделали эту историю более сильной и, как ни парадоксально, более доступной потребителю.

То же мы предлагаем в сегменте B2B, где мы исторически нарабатывали наши компетенции. В прошлом году заводу «Девон» исполнилось 20 лет, и наша экспертиза за весь этот период формировалась именно в работе с потребителями категории А и А+: это очень крупные потребители, дистрибьюторы, промышленные гиганты.

— На ваш взгляд, удастся ли отечественным производителям сохранить свое место на рынке в будущем, если импорт хлынет к нам вновь?

А.М.: Я думаю, что та работа, которую мы проводим сейчас, к тому времени сформирует мнение потребителя, что российский производитель смазочных материалов может выпускать продукт, конкурентный по качеству и более доступный по цене. Мы гораздо ближе к своему клиенту и потребителю, чем далекие импортные бренды.

Содержание
Закрыть