От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«Мы находимся в постоянном поиске инноваций»

Вячеслав Дмитриев, начальник Куйбышевской 
                                                            железной дороги
Вячеслав Дмитриев, начальник Куйбышевской железной дороги
Интервью с начальником Куйбышевской железной дороги Вячеславом Дмитриевым — об итогах работы, развитии туризма в Башкирии и современных технологиях в отрасли

В 2023 году из Башкирии по железной дороге было отправлено 21,0 млн т различных грузов, около трети от общего объема составили экспортные перевозки. Об этом РБК Уфа сообщил начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев. В интервью эксперт подробно рассказал об итогах работы в прошлом году и планах на будущее, о развитии туризма в регионе и инновационных технологиях в железнодорожной отрасли.

Значимые вехи

«Мы находимся в постоянном поиске инноваций»

— Вячеслав Витальевич, в этом году Куйбышевская железная дорога отмечает юбилей — 150 лет. У нас в республике тоже юбилейная дата — 450 лет Уфе!

— Да, это, безусловно, два значимых события для всех нас. Самое главное — их символичность. Ведь приход железной дороги в Башкирию в конце 19 века в одночасье развернул этот регион в направлении промышленного развития и послужил импульсом в становлении всех отраслей экономики и социальной жизни. Есть еще один интересный факт: в конце июня 1904 года в Уфу именно по железной дороге прибыл император Николай II, который с удовольствием отведал башкирские хлеб-соль и поручил своему фотографу Сергею Прокудину–Горскому сделать серию цветных фотографий этого удивительного края.

Сейчас это уже история, но вместе с тем она подчеркивает тот факт, что мы вместе продолжаем идти вперед. «Тулайым» по-башкирски! Очень люблю башкирский народ, природу, язык и культуру этого края! Хочу поблагодарить главу республики Радия Хабирова за то внимание, которое он уделяет развитию железнодорожного транспорта и повышению качества транспортной составляющей Башкортостана. За последние годы было сделано очень многое. И возможным это стало в первую очередь благодаря нашему партнерскому союзу.

О результатах

Рельсовый автобус «Орлан»
Рельсовый автобус «Орлан»

— Как развивается проект «Городская электричка»?

— Сейчас пригородные электропоезда — это один из ключевых элементов уфимской транспортной системы. Особенно это стало очевидно минувшим летом, когда в Уфе начался ремонт Шакшинского моста. Чтобы обеспечить транспортную доступность для жителей отдаленных районов столицы, мы сократили интервалы движения в часы пик (не более 30 минут между поездами). Задействовали в перевозках 25 составов. Ежесуточно они перевозят порядка 4,5 тыс. пассажиров, а в «пиковые» дни — до 6 тыс. жителей Уфы и республики. С начала года назначены семь новых электропоездов на участке Шакша — Уфа, увеличена составность до шести вагонов.

Мы отремонтировали и модернизировали 18 пассажирских платформ на девяти остановочных пунктах, обновили подвижной состав, а на станциях Дема и Спортивная внедрили систему автоматизированной оплаты. В этом году обновление коснется и остановочного пункта Черниковка.

«Мы находимся в постоянном поиске инноваций»

— Как идет реконструкция уфимского железнодорожного вокзала? Какие работы запланированы?

— Для нас это один из приоритетных проектов, так как вокзал является визитной карточкой столицы Башкортостана и должен быть не только комфортным транспортно-пересадочным узлом, но и центром притяжения в культурном и досуговом плане. В прошлом году, как вы знаете, мы завершили первый этап запланированных работ. Реконструированы здание вокзала и платформа № 1, построены здание-вставка, конкорс, платформа № 4; реконструированы внутренние и наружные инженерные сети. Кстати, первый на территории Куйбышевской железной дороги бизнес-зал открыли именно на Уфимском железнодорожном вокзале. Сейчас это не только место ожидания с высоким уровнем комфорта, но и деловое пространство.

Следующим этапом мы планируем обновить зал ожидания в Центре содействия мобильности, реконструировать платформы № 2 и № 3, а также продлить пешеходный тоннель до платформы № 4.

Бизнес-зал на железнодорожном вокзале в Уфе
Бизнес-зал на железнодорожном вокзале в Уфе

— Удается ли обновлять парк поездов? Как это влияет на показатели перевозок?

— Современный пассажир по-хорошему требователен к качеству услуги перевозки. И в первую очередь это касается подвижного состава. Башкирия является лидером по темпам его обновления. За последние три года в республику поступили десятки новых пассажирских вагонов. Пригородный парк поездов сформирован из электропоездов «Ласточка», ЭП2Д и ЭП2ДМ, а также рельсовых автобусов «Орлан». В этом году к началу летнего сезона мы ждем поступление двух дополнительных составов «Ласточка», которые будут курсировать из Уфы в Раевку и Улу-Теляк. В следующем году планируется организация пригородного движения из Уфы в Магнитогорск.

О результатах нашей совместной с региональным правительством работы по данному направлению лучше всего расскажут цифры. В 2023 году мы перевезли более 5 млн пассажиров, в том числе 4,4 млн в пригородном сообщении. Рост пассажиропотока относительно уровня 2022-го составил 21,2% и 23,3% соответственно. По динамике прироста количества отправленных пассажиров республика вошла в десятку регионов-лидеров в стране.

Путь туриста

Ретропоезд ЭР2К на маршруте Уфа — Айгир
Ретропоезд ЭР2К на маршруте Уфа — Айгир

— В последние годы в Башкирии активно развивается сфера туризма. На ваш взгляд, какую роль в этом может сыграть Куйбышевская железная дорога?

— Развитие внутреннего туризма — это федеральная повестка и мы безусловно гармонично в ней работаем. Я считаю, что туристический потенциал Башкирии безграничен. Мы успешно реализуем порядка десяти туристических проектов, участвуем в региональных программах.

Так, в рамках программы «Башкирское долголетие» за год перевезено более 1,2 тыс. пенсионеров, а по программе «Школьный туризм» услугами пригородного сообщения воспользовались 13,5 тыс. детей, что в два раза выше уровня 2022 года. Туристический поезд «Айгир» в 2023 году выбрали более 66 тыс. человек, это в 2,5 раза больше, чем годом ранее.

Такие высокие результаты в том числе обусловлены тем, что Республика Башкортостан стала первым и пока единственным регионом, который установил отдельный тариф для организованных групп в летний период: это позволяет получить скидку на проезд до 50%. В этом году нам удалось не только сохранить действие отдельного тарифа, но и расширить его период с мая по сентябрь.

Тематический поезд «Дино экспресс»
Тематический поезд «Дино экспресс»

Наша Башкортостанская пригородная пассажирская компания регулярно выступает официальным перевозчиком крупнейших туристических фестивалей в Башкирии, успешно реализуются различные анимационные программы в пригородных поездах — «Магический экспресс», «Полярный экспресс», «Дино экспресс». Стоит отметить, что тематический поезд «Дино экспресс» с макетами динозавров впервые был организован именно на территории республики и на текущий момент не имеет аналогов в России.

Я считаю, что еще одним драйвером в развитии внутреннего туризма станет крупнейшая железнодорожная конференция «PRO//Движение.Туризм», запланированная на 18 апреля 2024 года, в рамках которой будут рассмотрены ключевые вопросы развития туристической отрасли в регионах Приволжья. Мне очень приятно, что турагентства, профессиональные ассоциации, профильные министерства Республики Башкортостан проявили большой интерес к деловой программе мероприятия и будут среди наших ключевых гостей в Тольятти.

О грузовых перевозках

«Мы находимся в постоянном поиске инноваций»

— Вячеслав Витальевич, промышленность Республики Башкортостан показывает уверенный рост. Все мы понимаем, что стабильность работы предприятий, своевременный вывоз и ввоз продукции и сырья во многом зависит от работы железной дороги…

— Работа в данном сегменте является для нас приоритетной. Вы совершенно правильно отметили взаимосвязь показателей грузовых перевозок с состоянием дел в промышленности. 2023 год был сложным для всех отраслей экономики, неоднозначным, с заметными колебаниями. Всего по году из Республики Башкортостан мы отправили 21 млн т различных грузов. А это более 30% в объеме грузоперевозок по всей железной дороге. Основные номенклатуры — это, конечно же, нефть и нефтепродукты, продукция предприятий химической отрасли, черной металлургии и агропромышленного комплекса.

Если говорить об экспорте, доля перевозок за рубеж в 2023 году составила 32%, что на 2% больше, чем годом ранее. При этом мы наблюдаем изменения в географии поставок. Отправления в европейские страны сократились вдвое — с 3,5 млн до 1,75 млн т. В то же время растут поставки в дружественные страны: так, в минувшем году только в Китай было отправлено 475 тыс. т грузов (+87%).

«Мы находимся в постоянном поиске инноваций»

— Тренд на контейнеризацию — насколько он актуален для нашего региона?

— В 2023 году со станций в Башкирии мы перевезли более 1 млн т различных грузов в контейнерах, или 65,9 тыс. в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ). Рост составил 7,9%, что связано с расширением номенклатуры грузов. Если в 2022 году основная доля приходилась на лес и химикаты, то в прошлом году по железной дороге стали активно отправлять и продовольственные товары: подсолнечное и рапсовое масла, зерновые культуры, жмых.

В основном перевозки осуществляются по расписанию контейнерными поездами с фиксированным временем отправления и прибытия. На текущий момент такие поезда отправляются по 10 направлениям с дальнейшей отправкой грузов в Турцию и Китай. До конца года планируется организовать перевозки еще по четырем новым маршрутам.

— Каковы итоги работы Стерлитамакского терминала?

— После модернизации и открытия этого современного грузового терминала мы наблюдаем значительный рост по всем показателям его работы. За 2023 год грузопереработка выросла на 177%, а объем переработки контейнерных грузов составил 163% к 2022 году. В том числе переработка контейнерных поездов (КП) составила 168,33% (+41 КП) к аналогичному периоду 2022 года.
За два месяца текущего года терминалом в Стерлитамаке обработано 69,5 тыс. т грузов. Ключевым клиентом данного терминала является Башкирская содовая компания, контейнерные поезда с грузом соды отправляются в Индию, Китай и Турцию.

«Мы находимся в постоянном поиске инноваций»

— Расскажите о полноформатном фронт-офисе для работы с клиентами. Почему при бурном развитии онлайн-продаж сохраняется важность личных коммуникаций?

— Мы на системной основе повышаем качество обслуживания и взаимодействия с нашими клиентами. На железной дороге и в компании в целом развиваются цифровые сервисы, предоставляя полный спектр возможностей для бизнеса без обязательного посещения точки продаж. Это и маркетплейс «РЖД-Маркет», услуга по дистанционному оформлению вагонов «Цифровой приемосдатчик», личный кабинет, электронная торговая площадка и многие другие. Вместе с тем, несмотря на популярность этих сервисов, мы видим интерес клиентов к формату личных коммуникаций, поэтому свою востребованность сохраняют Центры продажи услуг. Только в минувшем году их специалистами к железнодорожным перевозкам в масштабах всей дороги привлечено 433 предприятия, дополнительный объем перевозок превысил 2 млн т. Учитывая эту тенденцию, мы продолжим расширение спектра услуг и обновления самих площадок центров. В прошлом году подобные площадки открыли в Самаре, Жигулевском Море и Сызрани, а в этом году запланировано открытие Центров продажи услуг в Ульяновске и Уфе.

Курс на инновации

«Мы находимся в постоянном поиске инноваций»

— Расскажите о развитии инновационной среды на железных дорогах Башкирии. Какие наиболее значимые проекты вы ведете?

— Уже пять лет на железной дороге функционирует Региональная инновационная площадка. Только в прошлом году было внедрено 35 инновационных проектов, всего за 4,5 года — 50. При этом решения, апробированные на нашей магистрали, активно тиражируются по всей сети железных дорог. Один из таких проектов, связанный с ПО для обработки информации с БПЛА, позволяет строить и анализировать 3D-модели для быстрого поиска нужного участка и оценки его параметров. Система «Облачный смарт-мониторинг» сделала наши вокзалы «умными», она внедрена на Самаре, Уфе и Волгограде.

Мы постоянно находимся в поиске инноваций. Ориентируемся на принципиально новые подходы, которые соответствуют стратегии развития РЖД: цифровые и интеллектуальные производственные технологии, роботизированные комплексы, машинное обучение, искусственный интеллект. Ищем решения и в области технологического суверенитета для железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава.

Ежегодно мы расширяем круг сотрудничества. Так, инструмент софинансирования, впервые запущенный в Самарской области четыре года назад, в текущем году будет реализован и в Башкирии. Совместно с Министерством промышленности, энергетики и инноваций РБ запланирован конкурс проектов, направленных на развитие отрасли железнодорожного транспорта. Размер общего фонда составит 15 млн руб. Уже сейчас идет предварительный отбор проектных решений от предприятий республики.

«Мы находимся в постоянном поиске инноваций»

Такой механизм софинансирования позволяет в течение месяца-двух выделить финансирование на адаптацию, доработку, проведение испытаний инновационной технологии. По сравнению с включением в инвестиционную программу это как минимум в четыре раза быстрее. Всего уже проведено девять таких конкурсов, 34 проекта получили поддержку, пять из них внедрены на железной дороге. Экономический эффект от их использования оценивается в 9,5 млн руб.

Мы не просто следуем трендам в инновациях, мы сами задаем их, продвигая идею передовых технологий. Именно с этим посылом 19 апреля мы проведем День инноваций РЖД. Сейчас также готовимся к Международной неделе бизнеса, которая пройдет в Уфе осенью: нам важен диалог с инновационным сообществом. Убежден, что подобные мероприятия не только привлекают свежие идеи в нашу отрасль, но и открывают новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества.