В 2023 году из Башкирии по железной дороге было отправлено 21,0 млн т различных грузов, около трети от общего объема составили экспортные перевозки. Об этом РБК Уфа сообщил начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев. В интервью эксперт подробно рассказал об итогах работы в прошлом году и планах на будущее, о развитии туризма в регионе и инновационных технологиях в железнодорожной отрасли.
Значимые вехи
— Вячеслав Витальевич, в этом году Куйбышевская железная дорога отмечает юбилей — 150 лет. У нас в республике тоже юбилейная дата — 450 лет Уфе!
— Да, это, безусловно, два значимых события для всех нас. Самое главное — их символичность. Ведь приход железной дороги в Башкирию в конце 19 века в одночасье развернул этот регион в направлении промышленного развития и послужил импульсом в становлении всех отраслей экономики и социальной жизни. Есть еще один интересный факт: в конце июня 1904 года в Уфу именно по железной дороге прибыл император Николай II, который с удовольствием отведал башкирские хлеб-соль и поручил своему фотографу Сергею Прокудину–Горскому сделать серию цветных фотографий этого удивительного края.
Сейчас это уже история, но вместе с тем она подчеркивает тот факт, что мы вместе продолжаем идти вперед. «Тулайым» по-башкирски! Очень люблю башкирский народ, природу, язык и культуру этого края! Хочу поблагодарить главу республики Радия Хабирова за то внимание, которое он уделяет развитию железнодорожного транспорта и повышению качества транспортной составляющей Башкортостана. За последние годы было сделано очень многое. И возможным это стало в первую очередь благодаря нашему партнерскому союзу.
О результатах
— Как развивается проект «Городская электричка»?
— Сейчас пригородные электропоезда — это один из ключевых элементов уфимской транспортной системы. Особенно это стало очевидно минувшим летом, когда в Уфе начался ремонт Шакшинского моста. Чтобы обеспечить транспортную доступность для жителей отдаленных районов столицы, мы сократили интервалы движения в часы пик (не более 30 минут между поездами). Задействовали в перевозках 25 составов. Ежесуточно они перевозят порядка 4,5 тыс. пассажиров, а в «пиковые» дни — до 6 тыс. жителей Уфы и республики. С начала года назначены семь новых электропоездов на участке Шакша — Уфа, увеличена составность до шести вагонов.
Мы отремонтировали и модернизировали 18 пассажирских платформ на девяти остановочных пунктах, обновили подвижной состав, а на станциях Дема и Спортивная внедрили систему автоматизированной оплаты. В этом году обновление коснется и остановочного пункта Черниковка.
— Как идет реконструкция уфимского железнодорожного вокзала? Какие работы запланированы?
— Для нас это один из приоритетных проектов, так как вокзал является визитной карточкой столицы Башкортостана и должен быть не только комфортным транспортно-пересадочным узлом, но и центром притяжения в культурном и досуговом плане. В прошлом году, как вы знаете, мы завершили первый этап запланированных работ. Реконструированы здание вокзала и платформа № 1, построены здание-вставка, конкорс, платформа № 4; реконструированы внутренние и наружные инженерные сети. Кстати, первый на территории Куйбышевской железной дороги бизнес-зал открыли именно на Уфимском железнодорожном вокзале. Сейчас это не только место ожидания с высоким уровнем комфорта, но и деловое пространство.
Следующим этапом мы планируем обновить зал ожидания в Центре содействия мобильности, реконструировать платформы № 2 и № 3, а также продлить пешеходный тоннель до платформы № 4.
— Удается ли обновлять парк поездов? Как это влияет на показатели перевозок?
— Современный пассажир по-хорошему требователен к качеству услуги перевозки. И в первую очередь это касается подвижного состава. Башкирия является лидером по темпам его обновления. За последние три года в республику поступили десятки новых пассажирских вагонов. Пригородный парк поездов сформирован из электропоездов «Ласточка», ЭП2Д и ЭП2ДМ, а также рельсовых автобусов «Орлан». В этом году к началу летнего сезона мы ждем поступление двух дополнительных составов «Ласточка», которые будут курсировать из Уфы в Раевку и Улу-Теляк. В следующем году планируется организация пригородного движения из Уфы в Магнитогорск.
О результатах нашей совместной с региональным правительством работы по данному направлению лучше всего расскажут цифры. В 2023 году мы перевезли более 5 млн пассажиров, в том числе 4,4 млн в пригородном сообщении. Рост пассажиропотока относительно уровня 2022-го составил 21,2% и 23,3% соответственно. По динамике прироста количества отправленных пассажиров республика вошла в десятку регионов-лидеров в стране.
Путь туриста
— В последние годы в Башкирии активно развивается сфера туризма. На ваш взгляд, какую роль в этом может сыграть Куйбышевская железная дорога?
— Развитие внутреннего туризма — это федеральная повестка и мы безусловно гармонично в ней работаем. Я считаю, что туристический потенциал Башкирии безграничен. Мы успешно реализуем порядка десяти туристических проектов, участвуем в региональных программах.
Так, в рамках программы «Башкирское долголетие» за год перевезено более 1,2 тыс. пенсионеров, а по программе «Школьный туризм» услугами пригородного сообщения воспользовались 13,5 тыс. детей, что в два раза выше уровня 2022 года. Туристический поезд «Айгир» в 2023 году выбрали более 66 тыс. человек, это в 2,5 раза больше, чем годом ранее.
Такие высокие результаты в том числе обусловлены тем, что Республика Башкортостан стала первым и пока единственным регионом, который установил отдельный тариф для организованных групп в летний период: это позволяет получить скидку на проезд до 50%. В этом году нам удалось не только сохранить действие отдельного тарифа, но и расширить его период с мая по сентябрь.
Наша Башкортостанская пригородная пассажирская компания регулярно выступает официальным перевозчиком крупнейших туристических фестивалей в Башкирии, успешно реализуются различные анимационные программы в пригородных поездах — «Магический экспресс», «Полярный экспресс», «Дино экспресс». Стоит отметить, что тематический поезд «Дино экспресс» с макетами динозавров впервые был организован именно на территории республики и на текущий момент не имеет аналогов в России.
Я считаю, что еще одним драйвером в развитии внутреннего туризма станет крупнейшая железнодорожная конференция «PRO//Движение.Туризм», запланированная на 18 апреля 2024 года, в рамках которой будут рассмотрены ключевые вопросы развития туристической отрасли в регионах Приволжья. Мне очень приятно, что турагентства, профессиональные ассоциации, профильные министерства Республики Башкортостан проявили большой интерес к деловой программе мероприятия и будут среди наших ключевых гостей в Тольятти.
О грузовых перевозках
— Вячеслав Витальевич, промышленность Республики Башкортостан показывает уверенный рост. Все мы понимаем, что стабильность работы предприятий, своевременный вывоз и ввоз продукции и сырья во многом зависит от работы железной дороги…
— Работа в данном сегменте является для нас приоритетной. Вы совершенно правильно отметили взаимосвязь показателей грузовых перевозок с состоянием дел в промышленности. 2023 год был сложным для всех отраслей экономики, неоднозначным, с заметными колебаниями. Всего по году из Республики Башкортостан мы отправили 21 млн т различных грузов. А это более 30% в объеме грузоперевозок по всей железной дороге. Основные номенклатуры — это, конечно же, нефть и нефтепродукты, продукция предприятий химической отрасли, черной металлургии и агропромышленного комплекса.
Если говорить об экспорте, доля перевозок за рубеж в 2023 году составила 32%, что на 2% больше, чем годом ранее. При этом мы наблюдаем изменения в географии поставок. Отправления в европейские страны сократились вдвое — с 3,5 млн до 1,75 млн т. В то же время растут поставки в дружественные страны: так, в минувшем году только в Китай было отправлено 475 тыс. т грузов (+87%).
— Тренд на контейнеризацию — насколько он актуален для нашего региона?
— В 2023 году со станций в Башкирии мы перевезли более 1 млн т различных грузов в контейнерах, или 65,9 тыс. в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ). Рост составил 7,9%, что связано с расширением номенклатуры грузов. Если в 2022 году основная доля приходилась на лес и химикаты, то в прошлом году по железной дороге стали активно отправлять и продовольственные товары: подсолнечное и рапсовое масла, зерновые культуры, жмых.
В основном перевозки осуществляются по расписанию контейнерными поездами с фиксированным временем отправления и прибытия. На текущий момент такие поезда отправляются по 10 направлениям с дальнейшей отправкой грузов в Турцию и Китай. До конца года планируется организовать перевозки еще по четырем новым маршрутам.
— Каковы итоги работы Стерлитамакского терминала?
— После модернизации и открытия этого современного грузового терминала мы наблюдаем значительный рост по всем показателям его работы. За 2023 год грузопереработка выросла на 177%, а объем переработки контейнерных грузов составил 163% к 2022 году. В том числе переработка контейнерных поездов (КП) составила 168,33% (+41 КП) к аналогичному периоду 2022 года.
За два месяца текущего года терминалом в Стерлитамаке обработано 69,5 тыс. т грузов. Ключевым клиентом данного терминала является Башкирская содовая компания, контейнерные поезда с грузом соды отправляются в Индию, Китай и Турцию.
— Расскажите о полноформатном фронт-офисе для работы с клиентами. Почему при бурном развитии онлайн-продаж сохраняется важность личных коммуникаций?
— Мы на системной основе повышаем качество обслуживания и взаимодействия с нашими клиентами. На железной дороге и в компании в целом развиваются цифровые сервисы, предоставляя полный спектр возможностей для бизнеса без обязательного посещения точки продаж. Это и маркетплейс «РЖД-Маркет», услуга по дистанционному оформлению вагонов «Цифровой приемосдатчик», личный кабинет, электронная торговая площадка и многие другие. Вместе с тем, несмотря на популярность этих сервисов, мы видим интерес клиентов к формату личных коммуникаций, поэтому свою востребованность сохраняют Центры продажи услуг. Только в минувшем году их специалистами к железнодорожным перевозкам в масштабах всей дороги привлечено 433 предприятия, дополнительный объем перевозок превысил 2 млн т. Учитывая эту тенденцию, мы продолжим расширение спектра услуг и обновления самих площадок центров. В прошлом году подобные площадки открыли в Самаре, Жигулевском Море и Сызрани, а в этом году запланировано открытие Центров продажи услуг в Ульяновске и Уфе.
Курс на инновации
— Расскажите о развитии инновационной среды на железных дорогах Башкирии. Какие наиболее значимые проекты вы ведете?
— Уже пять лет на железной дороге функционирует Региональная инновационная площадка. Только в прошлом году было внедрено 35 инновационных проектов, всего за 4,5 года — 50. При этом решения, апробированные на нашей магистрали, активно тиражируются по всей сети железных дорог. Один из таких проектов, связанный с ПО для обработки информации с БПЛА, позволяет строить и анализировать 3D-модели для быстрого поиска нужного участка и оценки его параметров. Система «Облачный смарт-мониторинг» сделала наши вокзалы «умными», она внедрена на Самаре, Уфе и Волгограде.
Мы постоянно находимся в поиске инноваций. Ориентируемся на принципиально новые подходы, которые соответствуют стратегии развития РЖД: цифровые и интеллектуальные производственные технологии, роботизированные комплексы, машинное обучение, искусственный интеллект. Ищем решения и в области технологического суверенитета для железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава.
Ежегодно мы расширяем круг сотрудничества. Так, инструмент софинансирования, впервые запущенный в Самарской области четыре года назад, в текущем году будет реализован и в Башкирии. Совместно с Министерством промышленности, энергетики и инноваций РБ запланирован конкурс проектов, направленных на развитие отрасли железнодорожного транспорта. Размер общего фонда составит 15 млн руб. Уже сейчас идет предварительный отбор проектных решений от предприятий республики.
Такой механизм софинансирования позволяет в течение месяца-двух выделить финансирование на адаптацию, доработку, проведение испытаний инновационной технологии. По сравнению с включением в инвестиционную программу это как минимум в четыре раза быстрее. Всего уже проведено девять таких конкурсов, 34 проекта получили поддержку, пять из них внедрены на железной дороге. Экономический эффект от их использования оценивается в 9,5 млн руб.
Мы не просто следуем трендам в инновациях, мы сами задаем их, продвигая идею передовых технологий. Именно с этим посылом 19 апреля мы проведем День инноваций РЖД. Сейчас также готовимся к Международной неделе бизнеса, которая пройдет в Уфе осенью: нам важен диалог с инновационным сообществом. Убежден, что подобные мероприятия не только привлекают свежие идеи в нашу отрасль, но и открывают новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества.