Компетенция , Башкортостан ,  
0 

Эксперт — об импортозамещении в IT и онлайн-ретейле будущего

Никита Зимин, руководитель обособленного подразделения Mango Office в Уфе
Никита Зимин, руководитель обособленного подразделения Mango Office в Уфе
Интервью с руководителем обособленного подразделения Mango Office в Уфе Никитой Зиминым

В 2022 году российские компании — потребители IT-решений столкнулись с проблемами при обслуживании зарубежного программного обеспечения. Некоторые пользователи продолжили работать с ПО без обновления и поддержки, другие стали присматриваться к российским разработкам. Кроме того, особое внимание компании стали уделять сохранности корпоративной информации.

Об интересе российских компаний к отечественным платформам хранения данных и IT-инфраструктуре, безопасности работы с зарубежным ПО и о том, какие решения востребованы у бизнеса сегодня, в интервью РБК-ТВ Уфа рассказал руководитель обособленного подразделения Mango Office в Уфе Никита Зимин.

— Какой модели сейчас придерживаются российские компании? Переходят ли они на отечественное ПО или продолжают работать с зарубежным?

— В текущих реалиях компании крупного сегмента работают, я бы сказал, в режиме сокращения затрат, когда решения о смене программного обеспечения принимаются исходя из цены. На мой взгляд, это не самый лучший подход, так как на длинной дистанции он несет в себе либо проблемы, либо дополнительные издержки. ПО с меньшей ценой — это почти всегда проблемы на длинной дистанции, связанные с поддержкой этих решений и затратами на масштабирование. Стабильные и качественные решения не стоят дешево, и, когда бизнес сталкивается с оптимизацией или бурным ростом, не заложенными в самом начале, случаются большие затраты на IT.

— Безопасно ли сейчас работать c зарубежным ПО или есть какие-то риски?

— Как показывает практика, и да, и нет. Никто не даст гарантии, что завтра ваш поставщик не закроет представительство в России или не отменит техническую поддержку. Готов ли ваш бизнес к такому стресс-тесту? Это большой открытый вопрос. У вашего директора всегда должно быть несколько козырей в рукаве на такой случай.

Если взять, к примеру, прошлый год, кризис затронул в первую очередь банки, которые при всей своей прочности справились с нагрузкой и успели за полгода-год перестроиться, выйти из ситуации, стабилизироваться. Сейчас практически в любом магазине можно оплатить покупки QR-кодом, в любой платежке есть QR-код, банковские приложения стали работать лучше и качественнее, появились новые продуктовые подходы у разработчиков. Я бы сказал, что появился запас прочности на ближайшие годы.

— Сузился ли выбор платформ, решений и сервисов унифицированных коммуникаций после ухода зарубежных игроков?

— Нет, свято место пусто не бывает. Сейчас расцветают и стартапы, и онлайн-решения. Крупные финтех-корпорации внутри себя организуют так называемые инхаус-агентства, такие творческие лаборатории, где обкатывают новые продуктовые подходы. И мы, и наши партнеры по отрасли активно развиваем свои продукты, кастомизацию, ведем очень плотную работу. Я бы сказал, что на рынке сейчас есть сервисы и платформы на любой вкус и цвет.

— Как в новых условиях трансформируются облачные разработки?

— По прижившемуся с легкой руки главы ЦБ выражению, бизнес и экономика претерпевают структурную трансформацию. В этих условиях выигрывает тот, кто быстрее эволюционирует. Взять, например, тренды на 2024 год: существует принцип Data Driven, который подразумевает маркетинговый подход к клиенту. С его помощью выясняется, как лучше с потребителями общаться, как им выгоднее, удобнее и привычнее. На основании больших объемов данных выстраивается общение с заказчиками. В противовес этому есть тренд, о котором мы слышим каждый день, — цифровизация, автоматизация, роботизация. На контрасте с роботами и чат-ботами действует эмпатия, простое общение человека с человеком. Этот метод выигрывает и повсеместно распространяется.

Эксперт — об импортозамещении в IT и онлайн-ретейле будущего

— Какие коммуникационные решения сейчас востребованы у российских компаний? Спрос на какие решения от Mango Office вы отмечали в прошлом году и в текущем?

— В целом это решения для автоматизации и цифровизации отчетов, больших объемов данных по звонкам и текстовым обращениям, роботы для решения типовых задач, типа голосовых помощников и чат-ботов, модули речевой аналитики для оценки эмоций или чистоты речи. Самый высокий спрос мы отмечаем на программный продукт «Контакт-центр», который как конструктор объединяет в себе все эти решения.

— Кто был в числе заказчиков Mango Office в 2023 году и какие интересные решения удалось внедрить в работу этих компаний? Какого экономического эффекта удалось добиться заказчикам?

— Об этом я рассказывал в августе на форуме «Дни ретейла в Приволжье». Заказчики у нас самые разные, в основном это средний и крупный бизнес. Например, крупнейший российский e-commerce банк, сетевые магазины, сети клиник. Также мы сейчас ведем переговоры с двумя крупнейшими онлайн-магазинами электроники, крупным агентством недвижимости, федеральной сетью франшиз. Если брать компании Башкирии, то в числе наших клиентов — крупнейшие республиканские застройщики, практически все государственные санатории, автодилеры.

— Готов ли бизнес вкладываться в доработки продуктов под свои требования? Что показывает ваша практика?

— Безусловно, готов. Сейчас кастомизация решений под определенные задачи или модель бизнеса — это ключевое требование крупного и даже среднего бизнеса. Сейчас в связи с уходом зарубежных вендоров открылись большие просторы для отечественных компаний, как поставщиков IT-услуг, так и самих потребителей. Новый рынок перестраивается, и остальные компании будут, скажем так, играть по рыночным правилам, которые формируются сейчас потребностями и запросами крупных компаний.

— Летом вы презентовали решение для онлайн-торговли. Расскажите подробнее об этой разработке, какие задачи она помогает решить?

— По прогнозам крупных аналитических агентств, через 10 лет доля онлайн-заказов станет подавляющей. Есть интересное исследование, которое говорит о том, что в будущем маркетплейсы займут свою нишу в реализации товаров повседневного спроса и продуктов питания. В онлайн перейдут продажи более дорогостоящих товаров и услуг, которые требуют подбора характеристик и проведения сложного переговорного процесса. Кстати говоря, у нас есть комплексное решение для интернет-магазинов, которое позволит сократить затраты на рекламу, улучшить взаимодействие с клиентами, увеличить долю повторных заказов, сократить почти до нуля долю пропущенных обращений и отладить выполнение всех показателей по продажам и сервису.

— Над чем сейчас работает Mango Office? Какие новые продукты вы планируете выпустить на рынок в ближайшее время?

— Как я уже сказал, мы занимаемся оптимизацией и кастомизацией существующих решений. При этом выходят постоянно новые продукты, например недавно мы представили сервис «Анализ конкурентов», позволяющий держать руку на пульсе работающих трендов в маркетинге и понимать, как ведется маркетинговая активность. Активно развивается направление роботов и чат-ботов. И еще один очень популярный сейчас запрос — это речевая аналитика.

— Удается ли экспортировать эти разработки за рубеж? Есть ли спрос на них, например, в странах БРИКС?

— Я думаю, планы экспорта есть, потому что спрос за рубежом точно присутствует. Сейчас мы ведем переговоры с телекоммуникационным провайдером в Казахстане. Это интересная задача. При этом спрос высок и на внутреннем рынке, и лично я вижу смысл работать в первую очередь с российским бизнесом и ближним зарубежьем.

Содержание
Закрыть