Практика , Башкортостан ,  
0 

«Наша основная задача — накормить жителей Башкирии»

«Наша основная задача — накормить жителей Башкирии»
Эксперты рассказали о перспективах производства мяса индейки в Башкирии и развитии экспорта

Птицеводство в России не поспевает за спросом. В уходящем году импорт мяса птицы вырос почти на 40%, предприятия отрасли произвели свыше 3,6 млн т мяса. Растет и производство мяса индейки, эксперты связывают это с тем, что здоровый образ жизни набирает все большую популярность среди россиян. Башкирия, в свою очередь, вошла в число регионов — лидеров по производству индюшатины. О том, как развивается это направление, какие перспективы открываются перед птицеводами региона, в эфире телеканала РБК Уфа рассказали генеральный директор компании «Союзпромптица» Андрей Ковалев и исполнительный директор Ассоциации производителей мяса индейки Анатолий Вельматов.

— Андрей Алексеевич, несмотря на различные трудности в экономике, данный сегмент стабильно растет: за 11 месяцев года в стране произвели 435 тыс. т мяса индейки, прирост составил 3%. Каким был 2024 год для вашей компании?

«Наша основная задача — накормить жителей Башкирии»

Андрей Ковалев: Мы завершаем год с рекордными показателями: произвели 36 тыс. т мяса индейки, по объемам уверенно занимаем третье место в России. В Башкирии у нас есть производственная площадка в Мелеузовском районе, но думаем об открытии мощностей и в других районах республики.

В наступающем году мы планируем увеличить производство продукции не менее чем на 10%. В настоящее время завершаются строительные работы на новой площадке: мы возвели 22 тыс. кв. м производственных помещений, и, соответственно, первые партии индейки будут заселяться уже 8 января.

Мы считаем, что индейководство — это перспективное направление, потому что спрос на здоровое питание растет. Мясо индейки полезно, так как содержит нужные белки, аминокислоты и витамины.

— Достаточно ли годового прироста в 3%, чтобы удовлетворить спрос населения?

«Наша основная задача — накормить жителей Башкирии»

Анатолий Вельматов: Давайте начнем с того, что 435 тыс. т за 11 месяцев — это много или мало? Для сравнения, 15 лет назад мы производили всего около 20 тыс. т в год по всей стране и примерно столько же потребляли. За это время рынок очень сильно вырос, и в настоящее время производство не всегда успевает за растущим спросом.

При этом потребление мяса сегодня составляет 83-85 кг на человека, в том числе доля индюшатины — 2,5-2,8 кг. Мы стремимся к 2030 году выйти на показатель 5-6 кг. Задача нашей ассоциации — переключить хотя бы 10% от общего объема потребления на диетическое индюшиное мясо.

Все перспективы для этого есть. Сейчас мясо индейки активно начинает использоваться в меню школ и лечебно-профилактических заведений.

А. К.: Добавлю, что мы на сегодня представлены практически во всех торговых сетях и планируем развитие своего производства в соответствии с прогнозами ассоциации. Также «Индюшкин» является официальным поставщиком бренда «Фрутоняня»: наша продукция используется в производстве детского питания данной марки. Кроме того, все наше мясо выпускается строго под сертификатом «Халяль».

— Андрей Алексеевич, есть ли планы по модернизации существующих производств — в частности, для достижения независимости от импорта в этой сфере?

А. К.: Да, нам очень важно обеспечить себя качественным инкубационным яйцом. Сейчас мы закупаем яйцо в Канаде, Венгрии и других странах. Есть первые производители и в России. Очень актуально сейчас развитие отечественной селекции и производства инкубационного яйца. Я знаю, что такие планы есть у ассоциации, и мы совместно готовы работать в данном направлении. Без этого будет очень сложно развивать отрасль.

А. В.: За последние пять лет мы сделали качественный скачок в этом направлении. У нас были созданы несколько репродукторов второго порядка, которые начали выпускать неплохие объемы инкубационного яйца. В прошлом году мы произвели 55% инкубационного яйца в стране, по текущему году планируем достигнуть показателя в 65%. Действующие и строящиеся репродукторы позволяют производить порядка 40 млн штук ежегодно при потребности в 60 млн. В настоящее время обсуждается проект строительства репродуктора первого порядка: это важно для того, чтобы снизить эпизоотические риски.

Что касается генетики, все производители индейки используют импортные технологии всего двух генетических компаний — Aviagen и Hendrix Genetics. Есть российские кроссы, в частности Виктория, но данный кросс не удовлетворяет требованиям индустриального производства и ориентирован скорее на небольшие хозяйства. В то же время в России лишь 5% объемов производства индейки сегодня приходится на долю фермеров.

— Сегодня во всех отраслях остро стоит проблема нехватки специалистов, однако многие предприятия ведут масштабные программы развития. Как вы привлекаете сотрудников?

А. К.: Сегодня у нас на предприятии трудятся более 1,2 тыс. человек. Мы понимаем, что с вводом новых птичников необходимо привлекать кадры. Работаем с Башкирским аграрным университетом, Мелеузовским многопрофильным колледжем. В текущем году трудоустроены около 40 выпускников.

Кроме того, наши сотрудники через пять лет работы могут выкупить коттедж за 10% стоимости, через 10 лет работы — за 1%, практически бесплатно. Это федеральная программа, в ней участвуем не только мы, но и другие агрокомпании. Я считаю, за счет таких мер, как строительство жилья и работа с учебными заведениями, мы сможем привлечь новое поколение, которое будет готово работать на современных механизированных фермах.

Ведем и активную социальную работу. У «Союзпромптицы» есть своя футбольная команда, мы арендуем зал в Мелеузе для тренировок. Кроме того, наши сотрудники участвовали в Уфимском международном марафоне: более 20 человек пробежали под флагами «Индюшкина». В текущем году компания перечислила 2 млн руб. в фонд Римы Баталовой на покупку лыж и футбольных мячей для детей с ограниченными возможностями. Мы понимаем, что без такого вклада невозможно развиваться: помимо производства продукции, необходимо нести еще и социальную ответственность.

— Зачастую местные производители ориентируются на регион присутствия и изредка выходят в соседние субъекты. При этом производителей индейки не так много, и продукт высоко востребован, в том числе за рубежом. Как вы развиваете географию поставок, выходите ли на экспорт?

А. К.: Наша основная задача — накормить жителей республики. В Уфе действуют фирменные магазины под брендом «Индюшкин», и мы планируем расширять эту сеть. По России наша продукция представлена в 23 субъектах.

Если говорить об экспорте, мы поставляем продукцию в страны СНГ и Африки. В феврале планируем организовать первые поставки в Азию — Вьетнам, Гонконг. Но в первую очередь мы ориентированы на то, чтобы обеспечить индюшатиной жителей Башкирии.

— Анатолий, на ваш взгляд, насколько конкурентоспособна отечественная индейка на мировом рынке?

А. В.: В настоящее время мы продаем продукцию в 30 стран мира — Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Африка. В 2024 году мы вытеснили всех поставщиков мяса индейки из Китая: сегодня индюшатину в эту страну поставляет только Россия. При этом у нас конкурентные цены и высокотехнологичные производства.

— Насколько актуально для вас развитие сектора переработки?

А. К.: Сегодня мы производим более 100 видов полуфабрикатов. Сейчас у нас есть план по расширению линейки колбасных изделий и деликатесов. Думаю, в 2025 году сделаем большой шаг вперед в этом направлении.

— Сегодня много внимания уделяется экологичности производств, в том числе и со стороны контролирующих органов. Какую работу вы проводите в этом направлении?

А. К.: Экологический критерий для нас находится на первом месте. В этом году мы обеспечили производство современными санпропускниками, установили новые посты мойки. Значительная часть инвестиций была направлена на создание зон санитарной подготовки рабочих.

— Анатолий, насколько оптимистичны планы производителей на ближайшие годы?

А. В.: Мы с оптимизмом смотрим на рост спроса и готовы его удовлетворить. В планах на ближайшие три-четыре года — нарастить производство мяса индейки до 550-600 тыс. т. Здесь на планы развития влияют экономические факторы: размер процентной ставки, доступность льготных кредитов. Наша задача — добиваться поддержки от государства. Производители готовы наращивать объемы, потребители готовы покупать, осталось создать комфортные экономические условия для инвестиций.

От первого лица «Эффективность бизнеса зависит от окружающей культуры»
Содержание
Закрыть