Гостем «Открытой студии» РБК-ТВ Уфа на Российском нефтегазохимическом форуме и XXXI Международной выставке «Газ. Нефть. Технологии» стал генеральный директор компании «Промприбор-Р» Иван Лебедев. В интервью главному редактору телеканала Равилю Ватолину эксперт рассказал о влиянии санкций на производство промышленных газоанализаторов, предпочтениях потребителей и перспективах рынка.
— Иван Викторович, после ухода с рынка западных производителей спрос на промышленные газоанализаторы в России не снизился, но многие заказчики переключились на Китай, минуя российского производителя. Сохраняется ли эта проблема на сегодняшний день?
— Проблема осталась. Прежде люди смотрели на Запад, сейчас они смотрят на Восток. Однако между Западом и Востоком — наша большая страна. Потребность в газоанализаторах в России большая: у нас очень развит ТЭК, и все санкции не зря направлены в основном на эту сферу.
Да, российские производители, я сейчас говорю об отрасли в целом, не могут сегодня обеспечить потребности потребителей на 100%. Но им и не дают это сделать на 100%: ответственные лица по каким-то причинам выбирают западное оборудование при том, что российские аналоги не хуже технически, а по стоимости — в разы дешевле.
— На ваш взгляд, на чем основано это отсутствие «промышленного патриотизма»?
— Я думаю, это восходит к истокам нового российского государства. С 1991 года прошло чуть больше 30 лет, и до сих пор сохраняется такой миф, что отечественная продукция не соответствует импортным аналогам. Страна взращивалась в этой парадигме, и сейчас, конечно, надо от нее отказываться.
С одной стороны, люди привыкли покупать импортное, с другой стороны, есть некая привычка, партнерские отношения с западными коллегами, и на данный момент многие потребители газоанализаторов продолжают закупать западные приборы, несмотря на то, что логистические цепочки усложнились и стоимость таких устройств кратно возросла. Я связываю это с партнерскими отношениями, которые финансово выгодны определенным лицам.
— Ситуация не изменилась за последний год?
— Я не вижу изменений именно по нашей отрасли, потому что даже если смотреть статистические данные, импорт вообще вырос: это означает, что предприятия начали еще больше покупать в соседних странах.
— Как сказались санкции на вашем предприятии?
— Сказались скорее положительным образом. Мы переориентировались, где могли, на российских поставщиков комплектующих, средств производства. Мы много слышим, что какой-то продукт готов на 99%, но не хватает какой-то импортной части, поэтому реализовать проект нельзя: соответственно, и производитель стоит, и потребитель с оплаченным контрактом ждет. У нас такого не было: ни один наш продукт не ушел с рынка, мы не подвели своих контрагентов. Это еще связано с тем, что мы никогда не ориентировались на какого-то одного производителя деталей: наши инженеры всегда делали так, чтобы можно было по возможности сделать некий реверс.
— Как вы оцениваете деятельность компании с точки зрения перспектив и рисков?
— Смотрим в будущее с оптимизмом. Будем работать и развиваться. Стараемся идти в ногу со временем, наблюдать тенденции, удовлетворять запросы потребителей. Что касается рисков, они, конечно, существуют. Мы с легкостью можем удвоить объемы производства, были бы заказы. Многие российские производители в этой отрасли могут увеличить производство: хотелось бы некой государственной помощи в поддержке спроса, переориентирования заказчиков с азиатской продукции на отечественную.
— Насколько выросли затраты предприятий на обеспечение требований промышленной безопасности, в том числе и по наличию газоанализаторов?
— Эти требования установлены федеральным законом и регулируются Ростехнадзором. Опасные производственные объекты обязаны оснащаться как индивидуальными, так и стационарными системами газового анализа. Это необходимо для предотвращения техногенных катастроф: достаточно вспомнить разлив нефтепродуктов в Норильске, многочисленные аварии в шахтах. Одной из причин аварий было отсутствие средств, которые предприятия законодательно обязаны были использовать. Времена канареек в шахтах давно уже прошли.