От первого лица , Башкортостан ,  
0 

В Уфе пройдет конференция PRO//Движение.Поволжье

В Уфе пройдет конференция PRO//Движение.Поволжье
Транспортно-логистическая конференция PRO//Движение.Поволжье объединит крупнейших представителей бизнеса, органов власти и транспортной логистики со всего Поволжья

31 мая Конгресс-холл «Торатау» станет площадкой крупнейшей транспортно-логистической конференции ПФО, посвященной развитию грузовых перевозок, государственно-частному партнерству, изменению логистических цепочек, мерам реагирования на ограничения, введенные западными странами в отношении России. Мероприятие будет организовано в гибридном формате — очно и онлайн.

Об этом и о текущей обстановке в сфере грузовых железнодорожных перевозок РБК рассказал начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев.

— Вячеслав Витальевич, как меняется железнодорожная логистика в Башкирии в условиях санкций?

— Погрузка трети грузов, перевозимых по Куйбышевской железной дороге, приходится на Башкирию. В январе—марте текущего года объем погрузки составил 5,5 млн тонн, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основной рост произошел по нефти и нефтепродуктам (+11,1%, или на 345 тыс. тонн), строительным грузам (+26%, или на 30 тыс. тонн), химикатам и соде (+4,8%, или на 28 тыс. тонн). Несомненно, санкции, введенные Евросоюзом и США в отношении Российской Федерации, оказали влияние на изменение логистики предприятий, находящихся в Республике Башкортостан.

Основное снижение погрузки произошло в экспортном направлении — Италия (Вышестеблиевская, Туапсе), Нидерланды (Автово, Высоцк, Лужская, Мангали, Вентспилc), а также Польша, Румыния, Объединенные Арабские Эмираты. Прекращены перевозки на Украину и через нее. При этом погрузка во внутреннем сообщении увеличена.

На фоне дестабилизации экономической ситуации необходимо отметить положительные моменты, вызванные перестраиванием логистических цепочек. Так, увеличена погрузка на дороги Восточного полигона (КРС, ЗСБ, ДВС, ВСБ), а также в Бразилию (удобрения), Беларусь (химикаты и нефтепродукты), Азербайджан (лесные и продовольственные товары).

— Какие товары сегодня преимущественно перевозятся по Куйбышевской железной дороге?

— Основными грузами, отгружаемыми со станций Куйбышевской железной дороги, являются нефть и нефтепродукты. Их доля превышает 60% от общедорожной погрузки. Второе место по объему занимают химикаты и сода (8,3%), далее следуют промышленное сырье (5,8%) и строительные грузы (5,5%), а также удобрения (5,7%).

По железной дороге перевозятся и продовольственные товары, и продукты питания — сахар, соль, мясо, продукты перемола. Суммарный объем их перевозок по итогам первого квартала 2022 вырос на 10% к аналогичному периоду прошлого года. Погрузка грузов в контейнерах на Куйбышевской железной дороге составляет в среднем 3,2% от общедорожной. В контейнерах в основном перевозятся химикаты и сода, химические и минеральные удобрения, лесные грузы.

Наибольшую долю среди всех поступающих на дорогу грузов — 42% — занимают минерально-строительные грузы. Около 30% составляют нефтяные грузы и 10% — черные металлы. Также на дорогу поступают лесные грузы (4%), хлебные (1%) и уголь (1%). Прибытие остальных грузов составляет 11%.

Санкции добрались до железной дороги

— Насколько были готовы железнодорожники к введению новых санкций?

— Железная дорога умеет работать с новыми трудностями и вызовами. Два года назад, когда началась пандемия коронавирусной инфекции, мы столкнулись с теми или иными ограничениями, и нам приходилось тоже принимать решения о переориентации грузов. Если помните, в тот год закрывались отдельные города, отдельные регионы для въезда автомобильного транспорта. Но железная дорога работала. Мы сумели быстро переориентироваться и сформировать альтернативные предложения для наших клиентов.

Поэтому опыт работы в кризисных условиях у нас есть, и мы привыкли реагировать на эти ситуации оперативно и своевременно. Пандемия в этом смысле помогла нам накопить дополнительный опыт.

Мы в ежедневном режиме анализируем вводимые ограничения и их влияние на перевозку грузов железнодорожным транспортом, совместно с грузоотправителями ведем поиск альтернативных направлений перевозок. На дороге работает оперативный штаб по вопросам погрузки, подвода подвижного состава и формированию логистических цепочек. В каждом регионе определены ответственные сотрудники, которые консультируют клиентов по вопросам санкционных ограничений, работает горячая линия.

В настоящее время во взаимодействии с грузоотправителями рассматривается направление контейнерных перевозок железнодорожного пропуска Самур и далее в Азербайджан, Иран.

— Сказался ли уход с российского рынка международных операторов?

— Если говорить про Куйбышевскую железную дорогу, в настоящее время это влияние не ощущается, но прогнозируется в дальнейшем. В большей степени это коснется перевозки контейнеров и может отразиться на транзитных перевозках.

Один из крупнейших контейнерных операторов Maersk, который тоже работал на нашей дороге, заключил ряд соглашений, в частности с Казахстаном, на перевозку грузов своим парком. Сейчас приходится переориентироваться, искать других операторов.

На дороге на постоянной основе проводится работа с собственниками и операторами подвижного состава, с которыми заключены агентские договоры. На сегодняшний день с 20 операторскими компаниями заключены договорные отношения, в том числе с двумя — в 2022 году: ООО «Бизнес-Транс» и ООО «АльянсТрансТорг».

— С введением новых санкций пришлось ли менять маршруты составов?

— Как вам известно, были объявлены санкции против крупнейших банков, которые выступали в качестве лизингодателей при приобретении нового подвижного состава. Вагоны этих лизингодателей не принимают страны Балтии и Польша. Финляндия только в марте два раза объявляла о прекращении приема всех грузов. В настоящее время прием все-таки возобновился: по старым контрактам он будет выполняться, но грузы в вагонах банков-лизингодателей в Финляндию не пропустят.

Но, несмотря на текущие ограничения, мы успешно формируем новые логистические цепочки на Восточный полигон, в том числе на Западно-Сибирскую, Дальневосточную, Красноярскую и Забайкальскую железные дороги, а также на Китай. Достаточно перспективным является пока еще не загруженное направление «Север — Юг». Погрузка может осуществляться через порты Каспийского моря, в частности, Оля в Астраханской области. Оттуда товары отправляются в Иран, имеющий выход к океану.

В целях временной поддержки предприятий грузоотправителей, грузополучателей с 5 марта 2022 года введен временный мораторий на взимание сборов за переадресовку порожних вагонов, возвращающихся на станцию погрузки в связи с невостребованностью, возникшей из-за невозможности погрузки санкционных грузов и перенаправляемых на предназначенные станции для постановки в отстой, а также отмена плат, сборов и штрафов за переадресовку вагонов, непредъявление грузов для перевозки, невыполнение принятой заявки, неиспользование поданных рефрижераторов или транспортеров, следующих назначением на Украину и транзитом через Украину, а также в страны, внесенные правительством в список недружественных России.

Диалог и приоритеты

— Ожидаются ли какие-то законодательные инициативы и нововведения, которые коснутся грузоотправителей и перевозчиков?

— Правительство РФ приостановило действие правил недискриминационного доступа перевозчиков (то есть обеспечения равных условий для них) к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования до 1 июля 2022 года.

В РЖД приняты временные правила приоритета приема грузов. Сейчас приоритет отдается в первую очередь внутрироссийским перевозкам: социально значимым грузам, продовольственным товарам, товарам для обеспечения предприятий непрерывного цикла.

— Какие еще меры предпринимаются для поддержки отрасли в условиях санкционного давления?

— Сейчас очень важен диалог между участниками рынка перевозок. Есть вопросы по организации перевозок железнодорожным транспортом и мультимодальных перевозок в условиях санкционных ограничений. Что необходимо сделать нам для грузоотправителей, какие у них сегодня запросы и потребности, как выстраивать логистические цепочки в современных реалиях — все эти вопросы мы планируем обсудить на конференции «PRO//Движение.Поволжье». которая состоится 31 мая в Уфе.

Мероприятие будет транслироваться онлайн. Со стороны ОАО «РЖД» примут участие заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило и начальник центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом Алексей Бельский. Прорабатывается вопрос об участии главы Башкирии, приглашения будут направлены руководителям регионов Поволжья.

Среди услуг, которые мы предлагаем нашим клиентам и партнерам, выделю маркетплейс «РЖД Маркет». Данная площадка позволяет грузоотправителям размещать свою продукцию на сайте, а клиентам выбирать более выгодные предложения с оформлением доставки door to door.

В рамках развития цифрового формата обслуживания и взаимодействия с клиентом Центр продажи услуг выступает агентом электронно-торговой площадки «Грузовые перевозки», что позволяет в режиме реального времени рассчитать стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом, включая экспедирование, предоставление подвижного состава и при необходимости — охрану груза и другие сопутствующие услуги. Клиент при заказе комплексного транспортного продукта может самостоятельно выбирать предложения поставщиков услуг, в том числе сформированные с учетом программ лояльности.

Также мы оказываем полный комплекс услуг по приему и отправке контейнерных поездов, в том числе услугу «первой и последней мили», льготное размещение на наших складах грузов, которыми не могут распорядиться в настоящее время грузоотправители и грузополучатели. Мы продолжаем мероприятия по обновлению грузового терминала и клиентской зоны на станции Стерлитамак. Отремонтировали контейнерные площадки, площадки для выгрузки тяжеловесных грузов, здание склада, приобрели новую специальную технику и многое другое. После окончания всех видов работ грузовой терминал на станции Стерлитамак станет самым современным на полигоне Куйбышевской железной дороги.

По результатам нашего взаимодействия и решений, которые будут приняты на «PRO//Движение.Поволжье», будет расширена география поставок, будут найдены новые рынки сбыта продукции бизнесом, а также расширены каналы продаж производимого товара.

Регистрация на участие в конференции будет доступна на сайте Railwayforum.ru.

Также для всех желающих на железнодорожном вокзале Уфа на первом пути в течение дня 31 мая будет организована выставка исторических и современных пассажирских составов — в том числе будет подан настоящий паровоз. На автомобильной площадке возле Конгресс-холла гости конференции и жители города смогут увидеть специализированную грузовую технику, контейнеры и многое другое.