Новости партнеров , Башкортостан ,  
0 

Уроки пандемии: эффективные IT-решения для бизнеса

Уроки пандемии: эффективные IT-решения для бизнеса
Эффективные IT-решения для бизнеса были темой онлайн-конференции, организованной 6 августа газетой «Коммерсантъ-Башкортостан».

Пандемия нового коронавируса заставила миллионы людей во всем мире, в том числе владельцев бизнеса и руководителей предприятий, пересмотреть свое отношение к цифровым технологиям и сервисам. Они стали неотъемлемой частью повседневной работы компаний и жизни сотрудников, переведенных на удаленную работу. Практика деятельности предприятий в этот период показала, что диапазон имеющихся IT-решений позволяет без видимых потерь и даже со значительной выгодой поддерживать работу практически каждого предприятия. Эффективные IT-решения для бизнеса были темой онлайн-конференции, организованной 6 августа газетой «Коммерсантъ-Башкортостан». В дискуссии приняли участие руководители министерства цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан, регионального центра поддержки предпринимательства, компаний MangoOffice и Ovodov RPA.

Период пандемии, сопровождавшийся переводом на дистанционное обучение не только сотрудников предприятий и организаций, но и школьников и студентов, еще раз напомнил об актуальности преодоления так называемого цифрового неравенства, отметил министр цифрового развития госуправления Геннадий Рузумикин. В Башкирии без интернета остаются, по оценке ведомства, более 900 населенных пунктов, в которых проживают более 300 тыс. человек. В сентябре в республике стартует проект «Доступный интернет», целью которого является доведение оптоволоконных линий до 260 населенных пунктов, в которых проживают около 100 тыс. человек. «Без наличия интернета, без доступа к сервисам и услугам сегодня просто невозможно жить и работать», — признают в министерстве.

Вторая проблема, с которой столкнулись в период пандемии и бизнес, и органы власти, — это обеспечение информационной безопасности. Перевод сотрудников на удаленный режим был сопряжен с необходимостью создания защищенных каналов связи. Серьезная проблема, которая оказалась наиболее актуальной для сферы образования, — неготовность существующих сервисов, поддерживающих возможность работы и учебы на удаленном режиме, к возросшей нагрузке. Кроме того, на этом рынке практически отсутствуют качественные отечественные решения, например, платформы для обучения детей, отметил Геннадий Разумикин.

Говоря о цифровизации услуг для бизнеса, министр отметил, что задача стоит оказывать их полностью в электронной форме. В прошлом году ведомству удалось типизировать ряд муниципальных услуг, например, в области земельных и имущественных отношений. «До этого в каждом муниципалитете существовал свой регламент, свой подход к оказанию такой услуги. Фактически это были 63 разные госуслуги. Сейчас одна»,— отметил господин Разумикин и добавил, что в перспективе госуслуги для бизнеса в электронном виде планируется перевести на один портал. «Сейчас у нас есть федеральный, есть региональный и муниципальные порталы оказания таких услуг. Гораздо эффективнее — единая точка входа», — отметил он.

Руководитель Центра поддержки предпринимательства республики Рустам Зубаиров рассказал о региональной программе господдержки IT-сектора, которая была разработана в период пандемии. Субсидии на возмещение затрат на цифровизацию в размере до 150 тыс. руб. могут получить как разработчики технологий, так и их пользователи. Программа рассчитана до конца года. Подробности, как сообщил господин Зубаиров, можно узнать на горячей линии центра (347) 224-99-99 или у заместителя главы администрации муниципалитета, курирующего бизнес («бизнес-шерифа»).

Кроме региональных субсидий на поддержку IT-сектора, отметил Геннадий Разумикин, есть большое количество федеральных грантов, о которых бизнес зачастую не знает. В 2019 году министерство помогло привлечь в региональные компании более 90 млн руб. федеральных грантов. Заявки принимаются на сайте rbgrant.ru. «Это очень эффективный инструмент: есть гранты практически по всем направлениям — от стартапов, где можно получить деньги практически безвозмездно и без обеспечения со своей стороны, до крупных сумм для развитых компаний, у которых есть успешные продукты», — отметил господин Разумикин.

Об эффективных IT-решениях для бизнеса рассказали представители компаний MangoOffice и Ovodov RPA.

Продукты компании MangoOffice позволяют минимизировать риски, возникающие при переводе сотрудников на удаленный режим работы, поддерживать мотивацию персонала и обеспечивать контроль над качеством работы, сообщила руководитель обособленного подразделения в Уфе компании MangoOffice Ольга Хайбуллина.

«Когда мы не видим сотрудников рядом, сложнее контролировать их работу. Дома более расслабленная обстановка, а задача руководителя — не уронить производительность труда. В этом как раз и помогает наш облачный контакт-центр, функционал которого позволяет руководителю легко в режиме реального времени отслеживать работу консультантов-операторов, к примеру, в какое время сотрудник открыл программу, сколько совершил и пропустил вызовов, узнать длительность нахождения на линии и количество перерывов, а также многие другие показатели. Кроме того, в режиме онлайн система выдает информацию о наиболее эффективных сотрудниках, что помогает постоянно поддерживать их мотивацию, либо добиваться более высокого сервиса обслуживания. К слову, среди наших клиентов есть множество тех, кто изначально строил колл-центр на базе удаленных сотрудников. И сотрудники этих компаний, используя облачный контакт-центр MangoOffice, изначально выходят на линию прямо из дома», — сообщила эксперт.

«Для увеличения эффективности контроля можно использовать еще и речевую аналитику MangoOffice. Этот сервис работает с непосредственным содержанием разговоров, автоматически распознает речь и анализирует ее по заданным словам и фразам, проверяет, действительно ли менеджеры следуют скриптам. Более того, система способна определять конфликтные ситуации и информировать о них руководителя», — добавила Ольга Хайбуллина.

О кибербезопасности и готовых решениях для перевода сотрудников на удаленный режим рассказал руководитель компании Ovodov RPA Александр Оводов. «Информационная безопасность современных компаний больше не ограничена их оффлайн-периметром. У каждой из них все больше цифровых активов — CRM, учетные системы, почта, телефония, сайты, аккаунты в соцсетях, — отметил Александр Оводов.— В эти каналы зачастую вкладывается много сил и средств. В результате халатности или равнодушия к информационной безопасности может произойти ситуация, когда все вложенные в раскрутку каналов продвижения деньги уйдут в никуда». Ovodov RPA готов взять на себя функции внештатного специалиста по кибербезопасности, который будет оценивать риски, следить за соблюдением правил, выстраивать рабочую систему защиты во всей цифровой среде, а не только в корпоративном периметре.

Другое направление услуг компании— это создание программных роботов, которые берут на себя рутинные действия пользователей. Роботы умеют читать, распознавать картинки, делать сводные отчеты, работать с почтой, cайтами и социальными сетями. В период пандемии одним из преимуществ компаний, взявшим на вооружение роботов, стала быстрая скорость внедрения и очень быстрая окупаемость затрат. «По факту, весь процесс от исследования того или иного процесса до запуска робота занимает одну неделю. При этом не надо составлять никаких техзаданий: наши клиенты просто снимали на телефон, что делает пользователь, отправляли нам, и на основании этого наши программисты создавали робота,— сообщил Александр Оводов.— Некоторым нашим клиентам это позволило запустить процессы, которые у них встали из-за того, что сотрудники не смогли дистанционно выполнять работу».

Роботизированный подход показал свою эффективность в бухгалтерском учете и обработке первичных входящих документов, например, он позволяет снизить трудозатраты на внесение данных в 1C до 70%. В числе клиентов Ovodov RPA есть такие крупные машиностроительные компании Башкирии как ОДК-УМПО, сообщил господин Оводов.