От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«Люди становятся все более требовательными к качеству городской среды»

Заместитель коммерческого директора Уральского завода противогололедных материалов Рудольф Пономарев.
Заместитель коммерческого директора Уральского завода противогололедных материалов Рудольф Пономарев.
Интервью с представителем Уральского завода противогололедных материалов Рудольфом Пономаревым — о сезонном содержании дорог, безопасности реагентов и импортонезависимости производителей

Вопросы сезонного содержания дорог в городах каждый год встают с новой силой. На столичных улицах на смену привычной пескосоляной смеси приходят современные противогололедные материалы. Ужесточается и государственный контроль отрасли: новые стандарты предъявляют строгие требования к качеству, составу и безопасности подобных реагентов. Подробнее о ситуации в сезонном содержании дорог и улиц, а также о перспективах развития отрасли в «Открытой студии» РБК-ТВ Уфа на форуме «ЖКХ и строительство» рассказал заместитель коммерческого директора Уральского завода противогололедных материалов Рудольф Пономарев.

— Расскажите, пожалуйста, с какой целью ваше предприятие участвует в форуме «ЖКХ и строительство»?

— Уральский завод противогололедных материалов является одним из крупнейших производителей современных средств для борьбы с зимней скользкостью. Уфа — один из наших крупнейших потребителей. Это город, который динамично развивает современное зимнее и межсезонное содержание дорог. Мы тесно связаны с вопросами экологии, потому что наши продукты позволяют содержать городскую среду в экологически безопасном состоянии в зимний и летний периоды.

— Какую продукцию вы предлагаете? В чем ее функционал?

— Основное направление нашей работы связано с технологиями для зимнего содержания, поэтому основная номенклатура — это современные, многокомпонентные, эффективные и экономичные противогололедные материалы. Они подразделяются на разные типы применения — для содержания дорог, пешеходных зон, сложных участков, подъемов, спусков и так далее.

Вторым основным для нас направлением являются технологии для межсезонного содержания. Это средства, которые применяются осенью или весной: в частности, материалы для мытья городской инфраструктуры — дорог, остановок общественного транспорта, различных заграждений.

Третий важный аспект работы — это противопылевые составы. Ими обрабатываются неукрепленные обочины дорог с нетвердым покрытием, это необходимо для того, чтобы избежать пылевых бурь, которые часто встречаются в современном промышленном городе.

Предлагаем материалы и для более узкого применения: средства для зимнего содержания аэропортов, нефтепромысловых объектов и так далее.

— Насколько активно налажены связи с потребителями из Башкирии?

— Должен отметить, что мы с Республикой Башкортостан и, в частности, с Уфой работаем уже на протяжении порядка 10 лет. В последние годы Уфа применяет наши современные противогололедные материалы, соответствующие ГОСТу: для зимнего содержания используется «Бионорд», им обрабатываются как дороги, так и пешеходные зоны. В межсезонный период нашими шампунями обрабатываются центральные улицы, сейчас рассматривается возможность применения противопылевых составов.

Другие города республики также проявляют интерес к нашей продукции, в частности, Нефтекамск и Кумертау сейчас рассматривают возможность хотя бы частичного перехода на современные противогололедные материалы.

— Насколько независимо от импорта ваше производство?

— Безусловно, производство части компонентов, особенно тех, что связаны с высокотехнологичными добавками, в России несколько снизилось. Некоторое сырье ранее завозилось из-за рубежа, в том числе из Европы и Китая. На сегодняшний день вся технологическая и компонентная база поступает к нам от российских поставщиков. Частично используем собственные источники, свою сырьевую базу.

Что касается оборудования, мы были зависимы от некоторых компонентов. На сегодняшний день мы постепенно заменяем техническую базу на российские и азиатские аналоги. В целом наше производство современных противогололедных материалов импортонезависимо и работает на отечественных сырьевых компонентах.

«Люди становятся все более требовательными к качеству городской среды»

— В августе прошлого года вступили в силу новые государственные стандарты производства противогололедных материалов. Как компания адаптировалась под новые требования?

— Новые ГОСТы по федеральным автодорогам приняты в прошлом году, по населенным пунктам — чуть раньше. Это связано с тем, что последние методики государственной сертификации противогололедных материалов разрабатывались много лет назад, некоторые стандарты действовали еще с советских времен. Понятно, что сегодня современные материалы имеют совершенно иную технологическую основу, поэтому профильными институтами и законодателями были разработаны более жесткие стандарты по противогололедным материалам: в частности, были ужесточены требования к экологической составляющей таких средств, особенно предназначенных для применения в населенных пунктах.

Такие материалы должны обязательно пройти государственную экологическую экспертизу, иметь весь пакет разрешительной документации. Материалы, которые применяются на тротуарах, должны дополнительно иметь заключение о безопасном влиянии на кожу обуви и о степени агрессивного воздействия на городскую инфраструктуру и транспорт.

Любой производитель, который работает по ГОСТу, должен соответствовать этим требованиям, поэтому возможность недобросовестной конкуренции или применения некачественных материалов практически отсутствует. За этим осуществляется тщательный контроль со стороны Роспотребнадзора, Росприроднадзора, ГИБДД и других ведомств.

— Сейчас существует тренд на экологичность, это требование есть не только в стандартах, но и озвучивается со стороны общества. Что делается в этом направлении?

— Мы понимали, что рано или поздно требования к материалам будут ужесточаться, в том числе и по экологическим характеристикам. Есть научно-исследовательский институт, который занимается современными перспективными разработками и улучшением действующих составов, осуществляет внешний контроль качества. Мы были одними из первых, кто сделал материалы с четвертым классом безопасности, что сопоставимо с некоторыми продуктами питания, например, кофе. Для сравнения, соль имеет третий класс.

Мы начали проходить экологическую эксперитизу заранее, еще до того, как такое требование появилось в ГОСТах. Сегодня контроль со стороны и граждан, и заказчиков становится все более тщательным, люди становятся более требовательными к городской среде.

— Хотелось бы поговорить о ценообразовании. Расскажите, как формируется стоимость противогололедных материалов для заказчиков?

— Тут есть два аспекта: города, которые уже на протяжении какого-то периода времени закупают противогололедные материалы, видят, что ежегодный небольшой прирост цен связан с инфляцией, удорожанием сырья, логистикой, внешнеполитическими обстоятельствами. Те, города, которые осуществляют резкий переход с устаревших технологий, для них затраты на переход изначально представляются достаточно серьезными: стоимость современных материалов в несколько раз выше, чем у традиционно применяемых смеси песка и соли.

Однако если обратить внимание на затраты по сезону, можно заметить, что это сопоставимые расходы: пескосоляная смесь требует косвенных трат на вывоз песка, уборку улиц, дорожные пылесосы, восстановление газонов и прочистку ливневой канализации, а также дополнительную трату топлива, связанную с тем, что расход песка и соли значительно выше, чем у современных материалов. Если брать все затраты по сезону, то заказчик обычно видит, что это плюс-минус те же самые бюджеты, поэтому переход становится плавным, без резких скачков в бюджетировании. В целом содержать дороги с применением современных противогололедных материалов получается достаточно экономично.

— Какова стратегия компании в среднесрочной перспективе?

— В целом по стране тенденции отрасли одинаковы. На сегодняшний день наши материалы активно применяются в крупных городах. Мы сейчас видим курс развития в небольших муниципалитетах: в них тоже растут требования к содержанию и к качеству городской среды. Сегодня города с населением от 50 тыс. человек рассматривают переход на современные материалы. Понятно, что этот переход будет поэтапным — от основных магистралей и центральных улиц с постепенным расширением зоны применения. То же самое происходит и в Башкирии: небольшие города и райцентры идут следом за Уфой, консультируются со столицей по вопросам применения наших материалов. Поэтому дальнейшая стратегия Уральского завода противогололедных материалов связана именно с такими населенными пунктами.