Пресс-релизы , Башкортостан ,  
0 

Эксперт — современное общественное пространство должно быть интересным

Эксперт — современное общественное пространство должно быть интересным
Интервью с исполнительным директором компании «Новые горизонты» Романом Храмовым

В Уфе прошел форум «ЖКХ и строительство»: уже не первый год внимание профессионалов отрасли приковано к вопросам урбанизации, создания комфортной среды для жителей городов. О том, какими должны быть современные общественные пространства и какие тренды задает рынок, в интервью ведущему программы «Ракурс» на РБК-ТВ УФА Максиму Окуневу рассказал исполнительный директор компании «Новые горизонты» Роман Храмов.

— Роман Николаевич, почему для компании интересно участие в форуме в Уфе? Какие перспективы развития рынка в Башкирии вы видите?

— Мы давно занимаемся благоустройством общественных пространств, и тренд развития в этой сфере, на наш взгляд, находится в регионах. Уфа — один из крупнейших регионов России, здесь достаточно перспективный рынок. Но дело не только в Уфе, но и в том, что в России развивается понимание необходимости благоустройства общественных пространств.

— Расскажите более подробно о тенденциях в интересах жителей, связанных с композицией дворовых и общественных территорий. В Уфе и других городах региона ставку прежде всего делают на создание детских площадок и лишь изредка девелоперы дополняют дворы, например, воркаут-зонами и другими площадками. Что сейчас нужно жителям многоэтажек?

— Эта проблема распадается на несколько. Во-первых, есть старые дворовые территории, которые застраивались десятилетия назад. Там, конечно, сложно сделать что-то глобальное. Во-вторых, население становится более взрослым, но продолжает быть активным, следует тренду на здоровый образ жизни. Существующие площадки не очень подходят для разных возрастных категорий граждан, хотя взрослые люди тоже хотят получать свою долю от пользования общественными пространствами. Двор — это не только детская площадка.

Должны быть предусмотрены активности для каждого жителя: отдельная территория для малышей, отдельная для подростков, для спортсменов. Таким должно быть современное общественное пространство. Еще один немаловажный фактор заключается в том, что оно должно чем-то привлекать, быть знаковым объектом.

Эксперт — современное общественное пространство должно быть интересным

— Роман Николаевич, как ваша компания адаптируется к условиям ограниченного пространства, в первую очередь в кварталах старой и точечной застройки?

— Одна из наших ключевых фишек — это создание уникальных решений, которые позволяют минимизировать эти недостатки, в том числе узкие маленькие дворы, где все заставлено машинами и создать сколько-либо удобную площадку невозможно. Поэтому мы несколько лет назад нашли интересный способ: создали площадку, которая выросла вверх. То есть площадка занимает минимальную площадь на земле, а ее высота составляет 4,5 м. Такая высота позволяет увеличить и возрастной интерес: чем выше площадка, тем более старшего возраста дети могут на ней играть.

Еще хотелось бы напомнить, откуда изначально родилась идея создания детских площадок. При урбанизации, строительстве больших кварталов из городской среды стал пропадать лес, и дети перестали получать опыт лазания, то есть опыт контролируемой опасности: собственно, изначально все детские площадки создавались для того, чтобы обеспечить такой опыт. Это возможно только на достаточно высоких площадках, но я хочу подчеркнуть, что все наши изделия соответствуют строжайшим российским нормам безопасности.

Эксперт — современное общественное пространство должно быть интересным

— Как вы оцениваете интерес к игровым зонам в торговых центрах, которые сейчас широко распространены?

— Такой опыт у нас тоже есть. Конечно, сейчас торговые центры переживают сложные времена, и одним из способов решения проблем является создание общественных пространств: торговые центры все больше из мест для шопинга превращаются в точки сбора, место тусовки для разных категорий, от пенсионеров и до подростков. Причина очень проста: в большинстве регионов России холодно до восьми месяцев в году, и, конечно, в этот период удобнее находиться в помещении. Многие торговые центры приходят к тому, что комплекс должен обязательно иметь зону для активного времяпрепровождения. Мы проектируем и разрабатываем такие площадки. Один из недавних наших проектов такого типа находится в ТРЦ «Мега Парнас» в Санкт-Петербурге: это уличная площадка внутри помещения, которая помогает привлечь трафик в торговый центр, особенно в зимнее время.

Эксперт — современное общественное пространство должно быть интересным

— В торговых центрах уже долгое время существуют подобные пространства, но все равно многие подростки сидят на подоконниках, играют в телефонах… Как изменить подход владельцев торговых центров к организации таких площадок, чтобы не на бумаге, а на деле привлечь разные категории посетителей?

— Это хороший вопрос. Проблема в том, что при создании концепции торговых центров о подростках забывают: есть дети, есть взрослые, иногда вспоминают о спортсменах, маломобильных гражданах, пенсионерах. Но подростки выпадают из принципиальной концепции, поэтому, к сожалению, они зачастую находят себе место только на подоконнике возле туалета. Я много лет говорю, что надо задуматься, что есть такая категория посетителей. Есть оборудование для паркура, есть различные технические решения, которые позволяют привлечь эту категорию. Другой плюс нахождения подростков в контролируемой зоне — это в том числе и их безопасность. Надо понимать, что если мы создаем какое-то пространство, где есть и взрослые, и дети, и пенсионеры, — там и самоконтроль значительно выше, и органы власти могут это более тщательно контролировать. Но еще раз повторюсь, что при проектировании общественных пространств об этой категории часто забывают.

— Есть ли у вашей компании проекты, ориентированные именно на подростков?

— Да, у нас есть решения, которые позволяют в рамках больших проектов создавать отдельные зоны для того, чтобы в них могли собираться подростки.

Эксперт — современное общественное пространство должно быть интересным

Эксперт — современное общественное пространство должно быть интересным

— Насколько застройщики заинтересованы в создании специальных пространств во дворах, в том числе и в проектах эконом-класса?

— Общаясь с девелоперами, которые строят такие объекты, могу абсолютно четко сказать, что сейчас благоустройство дворовых территорий — это одно из важнейших преимуществ при выборе жилья. Конкуренция между застройщиками очень большая, и одним из ключевых критериев выбора квартиры в том или ином ЖК является наличие удобной инфраструктуры, в том числе общественного пространства. Поэтому застройщики, с которыми мы работаем, очень большое внимание уделяют наполнению своих комплексов. Мы зачастую обсуждаем не только детские площадки, но и общественные пространства — сейчас этот аспект проникает в умы покупателей, в том числе и благодаря моим усилиям. Но это в первую очередь относится к жилью комфорт- и бизнес-класса.

Эксперт — современное общественное пространство должно быть интересным

Эксперт — современное общественное пространство должно быть интересным

Что касается органов власти, могу сказать, что на сегодняшний день государство уделяет огромное внимание проектированию жилых комплексов. За последние два года очень сильно изменился подход: главы городов и районов лично участвуют в обсуждении этих проектов, поддерживают создание точек притяжения, чтобы разные категории жителей могли собраться, в том числе на праздники. Одну большую площадку всегда проще обслуживать, чем множество мелких.

— Все регионы, в том числе и Башкирия, имеют свои особые локальные традиции. Есть ли у вас проекты, которые учитывают национальную специфику?

— Я уже говорил, что мы специализируемся на разработке индивидуальных изделий. Конечно, там можно учитывать в том числе и национальные символы. У нас был очень интересный проект, где нам нужно было сделать детскую площадку и привязать ее по дизайну к общему оформлению пространства. Мы в кратчайшие сроки смогли справиться с этой непростой задачей.

— Какова стратегии развития компании в долгосрочной перспективе? На что вы делаете ставку?

— На сегодняшний день мы видим основной блок развития нашей компании в том, что касается уличного оборудования, общественных пространств, создания уникальных индивидуальных изделий, которые позволяют реализовать самые смелые задумки архитекторов. Эти пространства зачастую становятся знаковыми объектами в городах, они имеют собственное имя. Это заставляет развиваться и компанию, и наше производство. В том числе такая работа приносит известность и компании «Новые горизонты».