Пресс-релизы , Башкортостан ,  
0 

В Томске прошла научная стажировка молодых ученых Евразийского НОЦ

В Томске прошла научная стажировка молодых ученых Евразийского НОЦ
Недельная стажировка позволила исследователям обсудить с экспертами актуальные проблемы образования и освоить современные подходы к проектированию образовательных программ

Центр развития компетенций Евразийского НОЦ мирового уровня направил 30 молодых ученых на недельную стажировку в Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Программа стажировки позволила молодым исследователям обсудить с экспертами актуальные проблемы и перспективы развития современной образовательной повестки.

— Томск — город с большими научными традициями. Почему стажировка проходит в Томском политехническом университете? Все просто: ТПУ — вуз с сильными инженерными научными школами. Университет в своих образовательных продуктах и проектах активно использует мировой опыт научно-образовательной деятельности, специалисты вуза проводят серьезные научные исследования. Нашим коллегам интересен такой опыт внедрения новых, гибких образовательных программ, которые реализуются в тесной взаимосвязи с индустриальными партнёрами. В рамках стажировки с коллегами из уфимских вузов мы обсуждаем и работаем над созданием новых направлений, которые могут быть встроены в образовательную деятельность вузов Евразийского НОЦ, — прокомментировала руководитель Центра развития компетенций управляющей компании НОЦ София Сайфуллина.

Ученые НОЦ освоили современные подходы к проектированию образовательных продуктов, в том числе с учетом интересов индустриальных партнеров. Исследователи переняли не только лучшие практики по взаимодействию томских вузов с индустриальными партнерами, но и эффективные механизмы внедрения НИОКР в образовательную деятельность университета.

В ТПУ совместно с индустриальным партнером «Газпром-Нефть» создан НОЦ на базе центра «Хериот-Ватт». Здесь студенты работают над исследованиями по запросам компании, а преподаватели получают доступ к бизнес-проектам. Итог такого синергетического взаимодействия — возможность адаптации образовательных продуктов под запросы реального сектора экономики. Эксперты Томского политехнического университета рассказали участникам стажировки о программе, ее уникальности и результатах применения образовательного продукта на практике.

В Томске прошла научная стажировка молодых ученых Евразийского НОЦ

Слушатель стажировки, директор Евразийской политехнической школы УГНТУ Денис Гулин подчеркнул, что основная цель стажировки — перенять опыт подготовки инженерных кадров.

— Подготовка магистров — задача сегодня неординарная: студенты поступают с разным уровнем подготовки, есть те, кто совмещает работу с образованием. При этом идет популяризация IT-направления среди молодежи, поэтому внедрение новых педагогических подходов, таких как массовое открытие онлайн-курсов, проектная деятельность, становится необходимым. Наша команда, используя опыт томского вуза, занимается разработкой реальной модели технологической магистратуры, запуск которой планируется на базе Евразийской политехнической школы в УГНТУ, — отметил Денис Гулин.

Один из дней стажировки был посвящен знакомству с вузами — научно-исследовательским Томским политехническим университетом, научно-исследовательским Томским государственным университетом, а также Томским университетом систем управления и радиоэлектроники.

Уфимских ученых познакомили с работой единственного действующего вузовского ядерного реактора в России, который открыт на базе научного центра «Исследовательский ядерный реактор ИРТ-Т». Он был запущен в 1967 году и с тех пор неоднократно модернизировался. Ежегодно на реакторе проходят обучение более 400 студентов, в том числе иностранных. Магистранты ТПУ не только изучают теорию, но и проводят научные исследования по ядерной физике и медицине. Такой подход к организации обучения и приобретенные навыки дают возможность выпускникам стать востребованными специалистами для госкорпорации «Росатом».

— В Башкортостане у вузов тоже есть индустриальные партнеры. Но есть нюансы: студенты могут посещать предприятия и изучать документацию, однако получить реальный доступ к цехам или отдельным подразделениям сложно. Пример организации получения образования в исследовательском реакторе показателен. Кроме того, в ТПУ умело позиционируют дополнительные программы образования, что дает большой спрос на них, — рассказала участник стажировки, доцент кафедры безопасности производства и промышленной экологии УГАТУ Наталья Кострюкова.

В финальный день стажировки четыре команды из числа ученых Евразийского НОЦ защищали свои проекты перед экспертами Томского политеха. Каждая из групп в течение недели работала над новой современной моделью образовательного продукта, который сможет не только качественно улучшить получение новых знаний, но и учесть потребности ключевых стейкхолдеров образовательного процесса: студента, преподавателя, ученого и индустриального партнера.

Образовательный продукт «Программа проектного обучения» предполагает создание консорциума из трех вузов Евразийского НОЦ и предприятия Роскосмос. По мнению команды молодых ученых, такая образовательная коллаборация поможет более качественно подавать технические знания, в результате чего индустриальные партнеры будут заинтересованы в специалистах — выпускниках вузов.

«Предвуз» — еще один проект команды ученых, который предполагает выстроить модель довузовской подготовки университета. Повышение уровня знаний абитуриентов, формирование целостного представления об образовательных программах вуза и деятельности индустрии региона, по мнению команды, приведет к снижению потерь абитуриентов и студентов младших курсов в вузах региона.

В проекте организационной модели образовательного продукта участники стажировки планируют включить в образовательный процесс более широкий круг участников: школы, вузы Евразийского НОЦ, индустриальных партнеров и центры занятости. Одним из элементов программы станет использование профориентационной работы и внедрение специальных образовательных сертификатов для абитуриентов, что, по мнению команды, позволит повысить средний балл ЕГЭ и снизить отток абитуриентов в другие регионы.

«Оценка качества образовательных программ» — так называется следующий проект модели одной из управленческих команд. Участники представили экспертам анализ системы средне-профессионального и высшего образования. По мнению представителей команды, создание универсальной модели оценки качества программ как со стороны вузов, так и со стороны министерства науки и образования и предприятий реального сектора экономики позволит достичь несколько целей. Во-первых, сократить невостребованные образовательные программы, во-вторых, сэкономить затраты на ресурсы и содержание учебных программ и, в-третьих, на основе такой оценки можно будет создать рейтинг вузов с наиболее востребованными образовательными программами у работодателей.

Проект модели образовательного продукта «Модель прикладной магистратуры», которую создала четвертая управленческая команда, ставит задачи в удовлетворении потребностей трех стейкхолдеров. Для вуза — это увеличение НИОКР, проводимых в университете и привлечение к образовательным программам экспертов из индустрии. Студенты получат опыт участия в реальных проектах, что даст понимание и в карьерной траектории после выпуска. У индустриальных партнеров свои плюсы: в результате реализации новой модели будет создана большая «воронка» потенциальных сотрудников. Таким образом, университет для предприятий становится полигоном для тестирования перспективных проектов, а выпускник — готовым специалистом для предприятия.

В Томске прошла научная стажировка молодых ученых Евразийского НОЦ

Планируется, что заявленные в качестве проектов модели образовательных инициатив участники стажировки будут реализовывать в университетах Евразийского НОЦ. Эксперты из Томского политеха дистанционно продолжат сопровождать команды и оказывать экспертную поддержку.

Напомним, ранее глава региона Радий Хабиров дал поручение по организации стажировок в рамках деятельности Евразийского НОЦ для студентов и молодых ученых республики в ведущих научно-образовательных организациях страны и зарубежья.