Компания «Башнефть» (входит в структуру «Роснефти») представила программно-аппаратный обучающий комплекс с использованием технологии дополненной реальности1. Над разработкой трудились специалисты проектного института «РН-БашНИПИнефть» и ООО «Башнефть-Добыча» по заказу ПАО АНК «Башнефть».
Нефтегазовая промышленность – сложнейшая техническая отрасль. С помощью технологии дополненной реальности обучающиеся сотрудники смогут детально погрузиться в технологические процессы, отработать навыки по правильному и безопасному поведению на производстве.
Одна из разработчиков тренажёров, инженер «РН-БашНИПИнефть» Елена Белобородова, рассказала об основных этапах работы: «Мы прорабатывали различные варианты сценариев, ситуаций — штатные, нештатные, аварийные. Затем выезжали на производственный объект, производили его съёмку, изучали все этапы процесса до самых мелочей с экспертами-производственниками, чтобы отразить всё в сценариях».
Всё это — обязательные этапы для создания цифровой копии — модели, максимально похожей на реальный объект. Готовую модель разработчики перекладывают в редактор для игр, и там тренажёр обретает свою цифровую жизнь. Между стартом разработки до введения тренажёра в эксплуатацию — 2-3 месяца.
«Применение дополненной реальности в процессе обучения осуществляется в рамках стратегии "Роснефть-2022", — говорит директор по проектам инжиниринговой и цифровой трансформации департамента добычи нефти и газа "Башнефти" Руслан Еникеев. — Наша ключевая задача — обеспечение технологического лидерства. В 2018 году мы инициировали пилотный проект, оценили эффекты и границы применимости технологии в рамках обучающей программы «Башнефть-Добыча» «Школа мастеров», а за следующие два года реализовали НИОКР с шестью обучающими программами. На сегодняшний день ведутся работы по встраиванию тренажёров в обучающие процессы "Роснефти"».
Сейчас разработчики AR2-тренажёров строят планы по внедрению технологии дополненной реальности в корпоративные учебные центры «Роснефти».
[1] Дополненная реальность — результат введения в зрительное поле любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и изменения восприятия окружающей среды; воспринимаемая смешанная реальность, создаваемая с помощью компьютера с использованием «дополненных» элементов воспринимаемой реальности, когда реальные объекты монтируются в поле восприятия.
[2] Термин Augmented Reality (AR) переводится как «дополненная реальность».