По итогам трех кварталов уходящего года банковский сектор России продолжил успешно развиваться. За этот период банкам удалось заработать более 2 трлн руб., при этом объемы кредитования снижаются, а сберегательные программы пользуются все большим спросом как физических, так и юридических лиц. Аналитики отмечают, что тенденции к росту сохранятся, несмотря на высокие ставки.
В Башкирии банки также фиксируют положительные результаты. О работе в условиях экономической нестабильности, итогах деятельности в 2024 году и планах на будущее в эфире телеканала РБК Уфа рассказал исполнительный директор, руководитель Макрорегиона Поволжья Банка Уралсиб Марат Мамлеев.
— Марат, как экономические потрясения уходящего года отразились на банковском секторе?
— Уходящий год действительно стал серьезной проверкой для банковского сектора. Мы столкнулись с высоким уровнем волатильности, которая оказала значительное влияние на экономическую ситуацию в стране и за ее пределами. Изменилось потребительское поведение населения. Ужесточение регуляторных требований добавило дополнительные сложности, требуя от банков адаптации к новым условиям. Однако для банка Уралсиб этот период стал не только вызовом, но и временем новых возможностей. Мы в очередной раз продемонстрировали нашу устойчивость, и, благодаря своей 35-летней истории, диверсифицированной бизнес-модели и накопленному за годы профессиональному опыту, не только сохранили стабильность, но и продемонстрировали положительную динамику.
— С какими результатами Уралсиб завершает 2024 год?
— Уже сейчас можно уверенно сказать, что в 2024 году Банк Уралсиб в целом достиг всех ключевых целей, заложенных в годовом бизнес-плане. Год мы планируем завершить с прибылью на уровне 10,7 млрд рубл.. У банка на сегодня довольно солидная позиция по капиталу, по активам в этом году мы превысили отметку в 700 млрд руб.. Продолжилась тенденция по приросту нашей клиентской базы, сегодня нам доверяют более 2,5 млн человек. Стабильную работу банка подтверждают оценки и прогнозы сторонних экспертов. Так, в 2024 году крупнейшие рейтинговые агентства повысили, либо подтвердили наши рейтинги с положительными прогнозами.
— Какие тренды этого года вы можете назвать?
— Одним из ключевых трендов в условиях текущей ключевой ставки стало увеличение спроса на цифровые банковские услуги и, конечно же, на сберегательные продукты. Например, прирост по депозитам в Уралсибе в этом году составил 39% по сравнению с прошлым годом, пассивы физлиц выросли на 22%. У нас никогда не было такого темпа роста пассивного портфеля.
— Ранее банк сообщал о росте выдачи автокредитов в 2024 году. Какова динамика на конец года? Как обстоят дела в других сегментах кредитования?
— Портфель автокредитования в целом по банку показал серьезный прирост в размере 47%. В Макрорегионе Поволжья прирост составил 45% по сравнению с прошлым годом. Не меньший интерес среди наших продуктов мы видим по кредитным картам. Рост по кредитным картам в по банку составил 49%, в регионе больше 50%. К концу года прирост по ипотечному кредитованию был небольшой и составил 4% по сравнению с прошлым годом. По кредитам наличными ситуация обстоит совсем иначе, каждый месяц рынок падает в выдачах.
— С чем связан интерес к кредитным картам и автокредитованию в условиях текущей ключевой ставки?
— В нашем случае основная причина — условия флагманских продуктов. Например, самой востребованной у клиентов стала кредитная карта «120 дней на максимум». У этой карты длинный льготный период и лимит до 1,5 млн руб. включительно. При оплате покупок на сумму от 10 тыс. руб. в месяц комиссия за обслуживание не взимается, а снимать наличные с карты можно бесплатно в банкоматах Уралсиба и банков-партнеров. Кроме того, можно получить дополнительный кешбэк до 30% за покупки у партнеров. Еще один интересный продукт в линейке «кредиток» Уралсиба — кредитная карта с кешбэком до 3% и льготным периодом до двух месяцев. В целом Уралсиб стабильно входит в топ-10 рейтинга по выдачам «кредиток».
Что касается автокредитования, по сравнению с другими кредитными организациями у нас достаточно большое количество программ. Это позволяет клиентам подобрать условия под свои индивидуальные потребности. Есть программы без первоначального взноса, без залога, отдельный продукт для самозанятых, услуга «Своя ставка», позволяющая снизить ставку по автокредиту. Еще одно конкурентное преимущество — максимальный срок кредитования до 10 лет.
— Учитывая сегодняшнюю ключевую ставку, ипотека стала болезненной темой как для банков, так и для населения. Как обстоят дела с ипотечными программами в банке?
— Действительно, повышение ключевой ставки оказало значительное влияние на спрос по ипотечным программам по всей стране. Многие банки столкнулись с сокращением числа заявок, однако мы в течение года продолжали и продолжаем выдавать ипотеку в рамках действующих льготных программ. Сейчас, после увеличения размера субсидии, считаем этот продукт экономически целесообразным и по риску, и по доходности. К слову, совсем недавно возобновили прием заявок на семейную ипотеку, что вновь открыло возможности для многих семей, желающих улучшить свои жилищные условия.
— Поменялась ли стратегия банка в работе с сегментом МСБ?
— В этом году мы разделили малый и средний бизнес, выведя последний в отдельную категорию. Мы понимаем, что средний бизнес — основа экономики региона, поэтому приняли стратегическое решение о создании специализированного подразделения, которое сосредоточится на решении финансовых задач клиентов данного сегмента. Уверен, что это станет важным шагом в развитии отношений с представителями среднего бизнеса в Уфе и даст им новые возможности и инструменты для роста и развития.
С 2022 года в Уфе успешно работает центр дистанционного обслуживания бизнеса (ЦДО). В декабре этого года мы запустили вторую площадку ЦДО в Казани. Это очередной этап в развитии дистанционных услуг банка для сегмента малого и среднего бизнеса во всех регионах присутствия в режиме 24/7. Открытие второго центра позволит не только удовлетворить постоянно растущий спрос клиентов на дистанционное обслуживание, но и существенно улучшит качество предоставляемых услуг, повысив их доступность и оперативность. Кроме того, ЦДО в Казани обеспечит более равномерное покрытие часовых поясов, что гарантирует оперативную поддержку клиентов, работающих в разных регионах России и за ее пределами.
— Что можете рассказать о планах Уралсиба на 2025 год?
— Мы будем продолжать стремиться к тому, чтобы обслуживание в нашем банке оставалось эффективным и комфортным для клиентов. Наша стратегия направлена на поступательное и сбалансированное развитие, а также на повышение эффективности бизнеса. Поэтому планируем активно развивать цифровые каналы, которые позволят нашим клиентам получать услуги быстрее и в удобном формате. Кроме того, продолжим работу над повышением клиентской лояльности — наш подход строится на долгосрочных и взаимовыгодных отношениях. Уверен, что с такими намерениями сможем не только преодолеть вызовы, но и достичь новых высот в развитии банка.
— На ваш взгляд, как будет меняться ключевая ставка в следующем году? Можно ли рассчитывать на ее снижение?
— Прогнозы по ключевой ставке на 2025 год остаются неоднозначными. С одной стороны, если инфляция продолжит снижаться, существует вероятность, что Центральный банк начнет постепенно снижать ключевую ставку, чтобы поддержать экономический рост. С другой стороны, если экономические риски сохранятся, регулятор может оставить ставку на текущем уровне или даже повысить ее, чтобы предотвратить дальнейшую инфляцию. Важно учитывать, что глобальные экономические условия и внутренние факторы, такие как уровень безработицы и потребительский спрос, будут играть ключевую роль в принятии решений. Поэтому, хотя надежда на снижение ключевой ставки существует, она будет зависеть от множества переменных.
Реклама ПАО «Банк Уралсиб». ЕРИД 2SDnjdCyJfM.