От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«У Росбанка большие планы по развитию private banking в Башкирии»

Валерия Буренко, управляющий директор Росбанк L’Hermitage Private Banking
Валерия Буренко, управляющий директор Росбанк L’Hermitage Private Banking
Интервью с управляющим директором Росбанк L’Hermitage Private Banking Валерией Буренко

Сегмент private banking (услуги по управлению частным капиталом) в России продолжает уверенно развиваться. Состоятельные люди и владельцы бизнеса стремятся защитить свои активы и обеспечить стабильность в будущем, сообщила РБК Уфа управляющий директор Росбанк L’Hermitage Private Banking Валерия Буренко.

Эксперт также рассказала, как сказалось изменение акционерной структуры на бизнесе кредитной организации, какие планы у Росбанка на развитие в Башкирии и почему современный банк — это не только про деньги.

— Расскажите, как Росбанк L’Hermitage Private Banking адаптируется к переменам? Как новые условия и события на мировой арене сказались на работе кредитной организации?

— Как вы знаете, следствием этих событий стало обновление акционерной структуры банка. Благотворительному фонду Владимира Потанина принадлежит 47,5% акций Росбанка. Еще 7,5% акций банка были приобретены дочерней банку управляющей компанией «Русфинанс». Доля группы «Интеррос» в акционерном капитале Росбанка составила немногим менее 45%. Новая структура обеспечивает высокое качество управления на основе лучших рыночных практик, накопленной банком экспертизы, глубокого профессионального опыта независимых членов совета директоров в области финансов, страхования и корпоративного управления. У банка и у клиентов появилось много новых возможностей для развития. Например, группа «Интеррос» славится интересом к высокотехнологичным проектам, всем, что связано с диджитал, венчурными инвестициями. Сотрудничество с компаниями группы в этом отношении является перспективным для нас.

Сейчас банк активно развивается. Своей миссией мы выбрали создание настоящих возможностей для наших клиентов и партнеров. Выбранная стратегия себя оправдывает: за девять месяцев 2023 года чистая прибыль банка после налогообложения составила 29 млрд руб., в 6 раз превысив прибыль всего прошлого года.

За годы работы банк выработал умение гибко адаптироваться к изменениям. От прежних европейских акционеров мы взяли высокую культуру обслуживания, стандарты работы с клиентами и взвешенное отношение к риск-политике. Одна из корпоративных ценностей банка — предпринимательское мышление, поиск новых возможностей для клиентов. На различных уровнях в банке мы ощущаем этот новый паттерн. Сейчас клиенты private banking видят, что банк еще быстрее принимает решения.

— Какие места Росбанк занимает в рейтингах?

— Рейтинговые агентства, которые отслеживают позиции банка на рынке, — АКРА, «Эксперт РА» — в этом году подтвердили наивысшие оценки Росбанка на уровне ААА. Кроме этого, мы остаемся в списке ЦБ РФ системно значимых банков, на долю которых приходится около 78% совокупных активов российского банковского сектора. Основными критериями оценки банков, как системно значимых, являются масштаб деятельности и объем привлекаемых денежных средств, в том числе во вклады населения. Если говорить о других рейтингах, я бы отметила второе место среди частных банков по объему ипотечного портфеля. Банк входит в топ-3 по объему портфеля автокредитов. Особо отмечу, что Росбанк входит в число лучших работодателей России. В 2023 году мы получили наивысшую оценку среди работодателей в рейтинге Forbes в категориях «Сотрудники и общество» и «Корпоративное управление» и «Золото» в категории «Экология».

На сегодняшний момент в рознице у нас обслуживается 1,7 млн физических лиц. В малом бизнесе у нас 88 тыс. активных компаний. В среднем и крупном бизнесе у нас 13 тыс. клиентов. Росбанк представлен в 60 регионах России, имеет 178 отделений и почти 27 тыс. банкоматов. В планах — расти и развивать свое региональное присутствие. По объему портфеля private под управлением мы показали рост около 20%.

— Каковы позиции Росбанка в Башкирии?

— У нас достаточно сильные позиции в Башкирии как в розничном, так и в корпоративном бизнесе. В республике пять отделений банка, из них четыре в Уфе и одно в Стерлитамаке. При этом большая часть клиентов активно пользуется цифровыми сервисами и управляет финансами онлайн. Важно отметить, private-бизнес по объему активов под управлением занимает второе место в Приволжском регионе после Нижнего Новгорода, опережая даже Татарстан и Самарскую область.

— Кто типичный клиент услуг private banking? Есть ли усредненный портрет?

— Если исходить из международных стандартов, то это клиент с активами от 1 млн долларов. Если говорить про российские реалии и особенности регионального бизнеса, то обычно это клиент с активами от 30 млн руб., которые он готов так или иначе размещать в банке, используя все возможности.

Про портрет можно сказать, что чаще это мужчина в возрасте 45–50 лет и старше, который является собственником среднего либо крупного бизнеса. Зачастую он получает обслуживание в банке в качестве корпоративного клиента и, оценивая высокое качество сервиса, решает доверить и свой личный капитал.

Сейчас мы видим, что клиенты private молодеют. На это влияют несколько тенденций. Во-первых, российские предприниматели продолжают находить возможности для роста своего бизнеса и, как следствие, улучшения своего благосостояния.

И, во-вторых, владельцы капиталов, которые были созданы в 90-е годы, сейчас стремятся передать бизнес в руки своих детей. Отсюда, кстати, вытекает следующая большая задача, которую мы помогаем решать нашим клиентам. Культура передачи бизнеса следующему поколению в нашей стране только начинает получать активное развитие. Совсем недавно был принят закон о личных фондах, которые помогают структурировать работу компании клиента после ухода основателя. Это достаточно молодой закон, и мы с партнерами из юридических компаний находим ответы на вопросы о том, как поддержать клиентов в вопросах передачи капиталов.

— Основным направлением private banking можно назвать консультационный формат работы — услугу advisory (инвестиционное консультирование). Как изменилась востребованность этой формы управления капиталом за последний год. В чем ее преимущество? Стали ли клиенты более осторожными?

— Инвестиционное консультирование — это формат работы с клиентами, когда эксперт — сертифицированный специалист сопровождает клиента по вопросам его портфеля, дает рекомендации, следит за тем, что происходит, но клиент сам принимает решения. Есть еще формат работы доверительного управления. Здесь клиент не принимает решения сам, а отдает все на откуп квалифицированным управляющим, обговаривая лишь стратегию работы, ожидания и с определенной периодичностью получая отчеты.

Когда вокруг происходит много изменений — появляются новые правила, вводятся ограничения, возникают сложности — все это влечет поиски опоры и поддержки. В финансовой плоскости этой опорой и поддержкой для клиента становится банк. Мы видим тенденцию к увеличению спроса на услуги advisory и доверительного управления. Чаще всего клиенты выбирают формат поддержки со стороны банка, реже — самостоятельной торговли. В современных условиях, когда политика все чаще вмешивается в экономику, прогнозировать что-то, применяя модели, которые были релевантны до кризиса, — совершенно бессмысленное дело. И то, что мы видим, только подтверждает этот постулат.

Как работают наши инвестиционные консультанты? Мы не советуем купить один конкретный инструмент или фонд. Систему работы с клиентом мы переняли от наших европейских коллег и внедрили ее еще до того, как это стало общепринятым для всего рынка private banking. Это портфельный подход. Мы сначала проводим диагностику с клиентом, определяем его риск-профиль, выясняем, какой доход он хочет получить и какой максимальный риск готов нести. После этого даем клиенту свое видение портфеля либо обсуждаем с ним наполнение портфеля различными инструментами. Обязательно закрываем и ликвидную часть (сберегательная, накопительная, счета, депозиты), и доходную часть — все, что касается инвестиций. Мы проговариваем риски и обсуждаем, какие есть инструменты, чтобы эти риски хеджировать.

Безусловно, мы говорим и о самом важном вопросе — защите человеческого капитала. Мы обращаем внимание клиента, что необходимо думать и о себе в том числе, так как здоровье — это тоже ресурс. Инвестиции в собственное здоровье являются важной составляющей. Благодаря специальным программам, клиент может вовремя проходить обследования и т. д. Такие инструменты могут помочь клиенту обеспечить надежность его портфеля, чтобы никакие обстоятельства не помешали позаботиться о будущем близких.

Реклама rosbank.ru.