От первого лица , Башкортостан ,  
0 

Медосмотр XXI века в Уфе: как IT-решения позволили избавиться от очередей

Медосмотр XXI века в Уфе: как IT-решения позволили избавиться от очередей
Интервью c основателем Inspectrum Clinic Сергеем Хомутовым

Медосмотр сотрудников всегда был настоящей головной болью для крупных компаний, и предприятия Башкирии здесь не исключение. До недавнего времени организовать медосмотр было непросто и для руководителей компаний, и для инженеров по безопасности труда, на плечи которых взваливалась сложнейшая задача: выбрать время, собрать сотрудников, заполнить все формальные бумаги… К счастью, новые технологии позволили максимально упростить и автоматизировать этот процесс, ликвидировать очереди и избавиться от бумажной волокиты. О том, как удалось это сделать, РБК Уфа рассказал основатель медицинской группы компаний Inspectrum Clinic Сергей Хомутов.

— Inspectrum Clinic активно внедряет IT-решения в процессы обслуживания. Насколько это повысило качество обслуживания? Есть ли реализованные идеи, которые отличают вас от других компаний на рынке?

— Наша первоочередная задача заключалась в повышении качества предоставляемых услуг. Дело в том, что система забюрократизирована, прохождение медосмотра часто связано с огромными очередями и заполнением бесконечных документов. Нам удалось предложить комплексное решение этих проблем. IT-продукт, который мы разработали и внедрили в нашей компании, позволяет максимально автоматизировать составление списков и организовать процесс медосмотра — в первую очередь, это упрощает работу инженеров по охране труда. С нашей помощью этот процесс для них стал в десятки раз легче.

Медосмотр XXI века в Уфе: как IT-решения позволили избавиться от очередей

— Башкирия — регион с развитой промышленностью, а это предполагает строгость во всем, от производственных процессов до организации труда. На предприятиях работают тысячи человек, и специалистам бывает непросто обеспечить медосмотр каждого сотрудника. Как ваши решения могут помочь им?

— Проблемы, о которых мы говорим, актуальнее всего именно для больших предприятий. Самый ценный ресурс — это время, и когда инженер по охране труда часами смотрит на список сотрудников, определяя вредность производства для каждого специалиста, сверяет все пункты приложений, это попросту неэффективное расходование ресурса. В нашем сервисе эта работа делается автоматически.

Другой момент — организация процесса медосмотра. Если в компании работают десять человек, донести до них какую-либо информацию просто: крикнул в зал — и все услышали. Также в небольших компаниях нет строгих требований по охране труда. Поэтому преимущества нашей компании становятся заметны именно для средних и крупных предприятий, где работают сотни и даже тысячи сотрудников, которые могут быть разбросаны по разным площадкам. Если раньше инженер по охране труда вынужден был бегать за всеми, теперь ему достаточно скинуть ссылку в рабочий чат, к которому есть доступ у всех сотрудников, чтобы каждый выбрал удобное для него время прохождения медосмотра.

— Реально ли организовать медосмотр для целой компании, не останавливая производство и по возможности не отвлекая сотрудников на весь день от работы?

— Перед каждой компанией стоят в первую очередь экономические задачи. Несмотря на то, что законодательство предоставляет достаточно времени на проведение медосмотров, де-факто каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы сотрудник вернулся к работе в тот же день. Это настоящая боль для тех компаний, где производство нельзя останавливать… Грамотных специалистов и так не хватает, а если несколько человек уходят с работы на весь день — в масштабах крупной компании даже один день простоя катастрофичен.

Организовав процесс медосмотра правильно, избавившись от очередь и сократив бюрократическую волокиту, мы смогли сделать так, чтобы сотрудник освободился уже через час. Если смена начинается в восемь утра, он может быть на работе уже к десяти, даже с учетом времени на дорогу.

Медосмотр XXI века в Уфе: как IT-решения позволили избавиться от очередей

— Сегодня многие компании делают ставку на собственные IT-решения, которые позволяют повысить качество обслуживания и более эффективно контролировать собственные ресурсы. Однако с расширением санкций многие зарубежные практики могут оказаться недоступными для бизнеса. Какие собственные разработки внедрены в компании, насколько вы в целом независимы от импорта в этой части?

— Я не совсем с этим согласен. Многие IT-решения покупаются компаниями, но фактически не используются. Системы контроля рабочего времени не работают во многих компаниях, хотя одно это позволило бы оптимизировать работу учетчиков, кадровиков. До сих пор многие вбивают эти данные вручную, потому что у руководства не хватает воли внедрить это все.

Предприниматели не готовы тратить время на всю эту оптимизацию, потому что оптимизация — это как внедрение корпоративной культуры. Потому что можно купить какой-нибудь станок, включить его в розетку — и через месяц получить ощутимую прибыль. А оптимизация процессов и корпоративная культура так не работают.

Что касается санкций, наши IT-продукты поддерживаются определенными платформами. Мы всегда работали на российском софте, от CRM до HR-программ. Эти процессы, включая постановку целей и отслеживание задач, у нас выстроены и автоматизированы, и от импорта никак не зависят.

Медосмотр XXI века в Уфе: как IT-решения позволили избавиться от очередей

— На ваш взгляд, как могла бы выглядеть идеальная клиника?

— Идеальная клиника — это учреждение, в котором не на бумаге, а на деле реализована позиция, что самое главное — это пациент. От топовых медицинских компаний мира российские отличаются не помещениями, не их отделкой и даже не оборудованием, а самой логикой системы здравоохранения. Я считаю, что надо больше работать над корпоративной культурой в медицине, менять отношение к пациенту, осознать, что важен каждый человек, который обращается со своей болью.

— Inspectrum Clinic — одна из немногих «бирюзовых» компаний в России. Почему принципы холакратии, столь активно используемые в ведущих компаниях мира, по-прежнему остаются «экзотичными» для российского бизнеса? В чем особенность работы вашей команды? Есть ли особенности холакратии именно для медицинской сферы?

— Холакратия — это объемное понятие. Мне кажется, что его не надо привязывать ни к какой сфере. Это просто философия, парадигма или точка зрения. Для меня оно означает в первую очередь способность к самоорганизации.

Я знаю не много компаний, которые работают в такой парадигме. Считаю, что в современной России этот подход по большому счету не должен быть «экзотичным». Мы свободолюбивы, у нас всегда выражено непринятие чего-то, мы много с чем не согласны.

Оппонент холакратии — это директивная система управления, то есть стандартная иерархическая структура. Она долгое время была единственной, в ней основной ценностью были станки, ресурсы, машины. А человек был таким приложением к станку. Но когда пришла цифровая революция, появился доступ к знаниям, основной ценностью стали именно эти знания. Мы живем в эпоху age of knowledge, когда большой ценностью стал человек как эксперт, как специалист. Директива же не дает свободного пространства, но показывает четкий коридор. Человек не может нормально функционировать в этом коридоре и быстро теряет эффективность. Поэтому сегодня идти по этому пути уже невозможно. На нашем опыте он показал свою неэффективность.

Медосмотр XXI века в Уфе: как IT-решения позволили избавиться от очередей

В чем особенность работы нашей компании? Нам удается привлекать, объединять добрых, честных, отзывчивых, неравнодушных к своему делу людей. Для меня первичны личные качества человека. Я избегаю лжецов, обманщиков и тех, кто не хочет считаться с мнением других людей.

Мы умеем работать в команде. Только слаженная команда может привести к большому результату, один человек ничего не сможет сделать. Он может быть звездой и большим специалистом, но если он не вольется в коллектив — ничего не получится. Неправда, что все экстраординарные, талантливые люди своенравны и спесивы. Это не так. И наша компания этому пример.