От первого лица , Башкортостан ,  
0 

Рифат Шайхутдинов: «В Башкирии перед нами стоят амбициозные задачи»

Рифат Шайхутдинов: «В Башкирии перед нами стоят амбициозные задачи»
Депутат Государственной думы РФ — о развитии транспортной инфраструктуры и перспективах программ импортозамещения

В Башкирии началась подготовка к строительству новой федеральной автодороги М-12, которая свяжет Москву, Казань и Екатеринбург. 65-километровый участок трассы должен пройти по Илишевскому, Дюртюлинскому и Чекмагушевскому районам республики. Депутат Государственной думы РФ Рифат Шайхутдинов в интервью телеканалу РБК-ТВ Уфа поделился ожиданиями экономического эффекта от развития транспортной инфраструктуры, а также рассказал о перспективах программ импортозамещения в регионе.

— Рифат Габдулхакович, вы лично выезжали в Илишевский район, чтобы проконтролировать ход подготовки к строительству новой федеральной трассы. Определены ли уже участки, по которым пройдет маршрут?

— Строительство начнется в сентябре и продлится до 2024 года. Большая заслуга и главы Башкирии, и республиканского правительства в том, что нам удалось затянуть эту дорогу на нашу территорию. Изначально трасса должна была обойти республику с севера. Это для нас большой плюс, потому что это повысит и скорость движения, и объемы грузоперевозок, увеличит пассажиропоток, создаст новые рабочие места.

В Илишевском районе главными были два вопроса. Первый — это стыковка автодороги с населенными пунктами, потому что район густонаселенный, там много сельхозугодий. Поэтому проект строительства согласовывали и с местными жителями.

Второй вопрос не менее важный — это отчуждение земель, потому что по 95 метров от дороги входят в зону отчуждения, и в нее могут попасть и сельскохозяйственные земли. Нам было важно, чтобы район от этого проекта выиграл, а не проиграл. Нам удалось провести часть трассы по лесопосадкам и сохранить угодья. Удалось договориться и с сельхозпроизводителями, и с районом о замещении этих земель на другие.

Рифат Шайхутдинов: «В Башкирии перед нами стоят амбициозные задачи»

— Сейчас уже прошли общественные слушания, идет трассировка и перевод земель, все верно?

— Да, трасса М-7, которая проходит через ряд сел, будет отремонтирована и передана в республиканскую собственность. Важно, что эта дорога была небезопасна, там довольно неспокойная обстановка. Сейчас мы сделали там тротуары, нормализовали проезжую часть. После перевода трассы в категорию республиканского значения там снизится транспортный поток. Новая федеральная трасса пройдет там, где населенных пунктов нет. Она будет пересекаться с М-7 на территории Дюртюлинского района, где меньше сел и деревень.

— Через сколько сел будет проходить трасса? Или она пройдет полностью в обход населенных пунктов?

— Нам удалось вывести с маршрута практически все населенные пункты, спасибо федеральному правительству, что оно пошло навстречу Башкирии и провело трассу там, где республика сочла оптимальным.

— Какой экономический эффект может дать реализация этого проекта республике?

— Есть разные оценки, но как правило, дорога дает серьезный экономический эффект, поэтому мы рассчитываем на удвоение доходной части. Сюда входят все грузоперевозки, поток пассажиров и туристов, создание инфраструктуры рядом с дорогой. Глава республики правильно поставил задачу, что на территории этой трассы должны присутствовать наши предприятия. Для «Башнефти» уже определили место для заправочного комплекса, выбрали места для кемпингов, кафе, мест стоянок и ремонта.

Я вхожу в комиссию Госдумы по малому и среднему бизнесу, мы взаимодействуем здесь с Госкомитетом РБ по предпринимательству. Мы кинули клич бизнесу: думайте, где хотите размещаться. Площадки будут разыгрываться на конкурсной основе, приоритет будет отдан нашим предприятиям.

— Какова будет стоимость всех дорожно-строительных работ?

— Честно скажу, что смета на башкирский участок сейчас составляется. Но километр такой трассы — это примерно миллион долларов. Вся дорога обойдется в сумму порядка нескольких десятков миллиардов рублей.

— Рифат Габдулхакович, вы как депутат представляете интересы трех городов и восьми районов на северо-западе Башкирии. Насколько привлекательными они стали для бизнеса за последние годы? Хотелось бы услышать вашу оценку.

— Достаточно большой объем работ был выполнен за эти годы. Илишевский район активно развивает семеноводство. Там построены три больших комплекса по селекции зерна, обеспечению наших сельхозпроизводителей семенами ячменя, ржи, гороха, пшеницы. В проект вложено много средств по программам господдержки — государство субсидирует процентную ставку по кредитам, субсидирует закупку техники таким предприятиям.

Очень привлекательными для бизнеса стали Нефтекамск и Октябрьский. Так, в Нефтекамске нам удалось разместить композитный кластер и нарастить объемы производства автобусов и электробусов. По нашей федеральной программе поддержки предпринимательства мы разместили там завод «Башеврокуб», который производит из композитного материала быстровозводимые здания и сооружения. Они уже построили за два года ковидные госпитали в Стерлитамаке, Уфе, строили объекты в Челябинске и Калуге.

Сейчас туда пришло предприятие «Аттика» — это производитель технических смол и грунтовок. Мы активно развиваем композитный кластер в Нефтекамске, это заслуга и программы импортозамещения, и госпрограммы по поддержке МСП.

В Туймазах на базе завода автобетоновозов будет строиться вторая площадка завода НефАЗ — на ней будут выпускаться лонжероны и вся оснастка для автобусов. В Октябрьском бурно развивается все, что связано с оборудованием для нефтегазовой промышленности: это предприятия ОЗНА, «Пакер», «Петротул», у них достаточно большие объемы. Так что в эти города приходит жизнь, приходят серьезные инвестиции.

Рифат Шайхутдинов: «В Башкирии перед нами стоят амбициозные задачи»

— Вы затронули вопрос развития НефАЗа. На Дне города Октябрьского Радий Хабиров дал вам поручение держать на контроле ситуацию с этим предприятием. О чем конкретно шла речь?

— Речь шла о том, что НефАЗ получает очень большой объем заказов по автобусам и обеспечен работой на три года вперед. Надо смотреть, как будут реализовываться соглашения, которые правительство Башкирии заключило по строительству второй очереди НефАЗа в Туймазах и по обеспечению сбытом завода на последующие годы: это касается и школьных автобусов, и заказов для оборонного кластера, и производства общественного транспорта. Для нас, депутатов, важно, чтобы выполнялась программа импортозамещения и программа приоритета российским производителям при заказе техники. Я считаю, что эти задачи абсолютно реализуемы.

— По вашей оценке, как обстоят дела в республике с программой импортозамещения?

— У нас общий импорт в Россию составляет 16 трлн рублей. Это огромная сумма. По продовольствию нам помогли контрсанкции, потому что мы начали ориентироваться на наших производителей, и сейчас в магазинах мы видим больше своей продукции. Но нам необходимо заместить лекарственную группу, электронику и все, что связано с оборонкой. Нужно восстановить самолетостроение.

Главная задача — попробовать импортозаместить хотя бы половину из этих 16 трлн. Заместить то, от чего зависит обороноспособность и суверенитет нашей страны. И по максимуму затянуть производство в республику: из 14 тысяч позиций, которые Минпром подчеркнул на замещение, как минимум 3 тысячи мы можем выпускать в Башкирии.

Мы сделали «дорожную карту», задача амбициозная, но мы можем ее выполнить. Основное направление в импортозамещении — это пластики, композитный кластер, оборудование для нефтепрома, глубокая переработка зерна. По этим направлениям мы будем прорабатывать вопросы с Минпромом, чтобы дойти до обсуждения конкретных инвесторов и предприятий. Будем эту задачу выполнять.

— А в чем основные сложности?

— Основных сложностей две. Во-первых, рынки заняты, и их очень сложно возвращать. Посмотрите, как мы продвигаем нашу вакцину в мире, как продвигаем «Северный поток — 2». По сути, это возврат наших традиционных рынков сбыта, и в этом нам будут мешать.

Вторая проблема — наше лобби. Крупные финансовые компании лоббируют импорт, они на этом зарабатывают, они выстроили на этом все цепочки.
Поэтому нам важно не потерять в качестве. Нужно поддерживать своих, чтобы они могли конкурировать с импортными товарами. И когда эти предприятия встают на ноги, — постепеннно отказываться от импорта. Программа сейчас так и настроена, и по-другому не получится.