От первого лица , Башкортостан ,  
0 

«Творчество башкирских художников должно стать арт-брендом республики»

«Творчество башкирских художников должно стать арт-брендом республики»
Краевед и издатель Наиль Махмутов — о проекте «Любимые художники Башкирии» и о пути искусства в массы.

За несколько лет существования портала «Любимые художники Башкирии» сотни талантливых живописцев, скульпторов, фотографов из республики сумели найти путь к почитателям искусства и добиться известности — как внутри региона, так и далеко за его пределами. Их работам посвящены две книги, опубликованные под эгидой сайта. О том, как находить самородков в башкирской глубинке, о пути картин к зрителям и о важности скандала в искусстве рассказал краевед, руководитель проекта «Любимые художники Башкирии» Наиль Махмутов в интервью телеканалу РБК-ТВ Уфа.

— Наиль Мазитович, с чего начинался ваш проект и как он развивается сегодня?

— Когда я учился в школе, в учебниках литературы и истории всегда были репродукции работ художников. К сожалению, сейчас этого нет, — и люди оказались оторваны от культуры и искусства.

Это не первая моя работа — ранее я занимался историей башкирских стройотрядов, уфимских рок-музыкантов и бардов. Проект «Любимые художники Башкирии» ведется с 1 июля 2017 года, когда мы запустили сайт, на котором стали собирать картины наших художников и информацию о них.
Башкирия всегда была мусульманской республикой, и до 1917 года у нас не было своих национальных художников. Здесь господствовал ислам, который, как известно, запрещает рисовать людей и животных. Если взять соседние регионы, в них есть картины XVI-XVIII вв. У нас живопись стала появляться только после революции.

Я по образованию юрист, нефтяник, но никак не художник и не искусствовед. И даже мне невооруженным глазом видно, насколько разный уровень наших художников и наших соседей, не в обиду им будет сказано. На мой субъективный взгляд, художники Башкирии пишут намного лучше.

— То есть можно говорить о том, что в Башкирии у художников есть своя особенность рисования?

— Да. Есть даже такой термин, которым гордятся все наши художники, — башкирская школа живописи. У нас богатый и плодородный регион, который славится не только красивой природой или медом, но и талантливыми людьми.

И в то же время наши таланты долгое время оставались неизвестными. Изредка где-то проходили выставки. Сейчас, конечно, интернет нам здорово помогает. И когда мы начинали работу над «Любимыми художниками Башкирии», мы ожидали, что нам будут присылать материалы, которые мы тут же опубликуем. Но оказалось, что 90% художников не имеют доступа к интернету и не знают, как в нем работать. Они не знают, как правильно фотографировать картины, — не на телефон конечно, а на профессиональный фотоаппарат, под нужным углом, при правильном освещении.

На наше счастье, компания «Уфанет» откликнулась на нашу просьбу и за два года бесплатно провела интернет во все мастерские башкирских художников.

— Кто еще помогал вашему проекту?

— Когда я начинал проект, я удивился, насколько людям близко и интересно искусство. Помогающих очень много. Практически все кинотеатры бесплатно предоставляют площадки для выставки работ, телеканалы показывают ролики и новости о художниках.

Раньше я всегда бесился, когда видел рекламу зубной пасты или стирального порошка. Но оказывается, это работает. После любого сообщения в медиа «Яндекс.Метрика» сразу же показывает всплеск интереса к нашему сайту. Поэтому мы стараемся рассказывать о нашем проекте везде: подключили телеканалы в 16 районах и городах Башкирии, транслируем работы, стараемся максимально широко всех осветить.

Но когда мы только начинали, в любом районе в отделах культуры нам говорили: у нас нет художников! И мы начали объезжать республику: за два года мы посетили 54 района и девять городов, в каждом из них заранее анонсировали встречу и собирали людей в доме культуры. Показывали работы местных художников на большом экране, а потом давали слово самим мастерам. Это было интересно.

За счет того, что мы объехали все районы, мы смогли вытащить всех художников, оцифровать их работы, и теперь Башкирия — единственный регион, в котором известны все художники и все их картины. И если вам понравится какая-то из них, мы можете связаться напрямую с автором и приобрести ее.

— Сколько мастеров приняли участие в проекте «Любимые художники Башкирии» и сколько работ выставлено на вашей площадке?

— На сегодняшний день на сайте представлены 1567 художников, и каждый день их число увеличивается. Всего мы выложили 16 тысяч работ, еще около 4 тысяч лежат в запасниках, мы не успеваем их выкладывать. Ведь каждую картину нужно хорошо сфотографировать, а это занимает время.

— Сколько произведений искусства уже удалось реализовать с помощью вашей площадки?

— Я не готов назвать конкретную цифру, хотя в самом начале я заводил себе табличку, куда записывал продажи. Но потом мне начали выговаривать: ты что, с этого какой-то процент имеешь? Мне это претит, и я перестал считать. Сейчас я только помогаю покупателям связаться с авторами работ.

— Создавая проект, какие еще цели вы ставили перед собой? Удалось ли их достичь?

— У Башкирии есть два бренда: мед и курай. Но мед мы съели и забыли, а курай – это инструмент, который оживает только в руках мастера. Мне хотелось, чтобы творчество башкирских художников стало третьим брендом, узнаваемым во всем мире.

— Как отразилась пандемия на проекте и на самих художниках?

— Отразилась довольно тяжело. Мы перестали проводить мероприятия — концерты, показы, выставки. Вопреки ожиданиям, во время пандемии к онлайн-площадке интерес не вырос.

Художники, с одной стороны, получили дополнительное время для творчества, и у каждого из них в запасе появилось много картин — это плюс. Но то, что они не могли их нигде показать, сказалось на том, что продажи резко упали.

— Какие самые ценные самородки вам удалось обнаружить?

— В моем субъективном представлении, башкирский художник — это неограненный алмаз, который важно подать под интересным углом. В каждом районе есть свои самородки. Просто они были в тени, в забытьи, а мы вытащили их на свет божий. Когда прошли концерты по районам, администрации взяли себе их на карандаш — теперь они приглашают этих художников на различные мероприятия, заказывают им картины. Художники стали востребованными — их показывают по телевидению, пишут о них в газетах, они стали более известными. Этого мы и хотели.

— В последние годы несколько уроженцев Башкирии, выйдя в массы, всколыхнули общество — среди них, например, рэпер Моргенштерн или художница Ален Савельева, которой даже угрожали расправой за ее работы. Что вы думаете об их творчестве?

— И тот, и другая — очень яркие и талантливые люди. Другое дело, что они играют где-то на грани фола, ходят по лезвию. Но этим они и привлекают людей. Если бы Ален Савельева рисовала просто пастораль, о ней бы никто не слышал. Но благодаря своим скандальным рисункам она многих людей зацепила за живое, и благодаря ей эти люди начинают смотреть работы и других художников тоже. Она привлекла внимание и к себе, и к другим. То же самое и с Моргенштерном, благодаря которому о Башкирии узнает больше людей в России. Раньше говорили о Нуриеве, Шевчуке, Земфире. Сегодняшние герои — Моргенштерн, Савельева, Бузыкаев.

Таких как Савельева и Бузыкаев немного, но они есть и были в каждом периоде. Допустим, в 70-е годы был такой авангардист Михаил Назаров — его работы ругали хуже, чем Ален Савельеву. Но со временем их приняли, и теперь на него ссылаются как на известного художника, хотя в свое время на него окрысились и власти, и общественность. Я думаю, что Савельеву ждет то же самое: сначала неприятие, потом примирение, а потом любовь народная.

— Есть ли у вас планы новых проектов?

— Да, сейчас, после почти двух лет пандемии, появилась идея написать книгу про врачей. Кстати, когда мы начинали проект «Любимые художники», мы одним из первых посетили наш медицинский университет — и узнали, что есть семь врачей-художников, которые рисуют лучше многих профессионалов. Мы провели встречу с ними, показали работы. И все были шокированы тем, что их коллеги — не только специалисты в своей области, но и еще и замечательные художники. И в пандемию они продолжают спасать людей… Мне кажется, врачи заслуживают того, чтобы о них хорошо и красиво написали.