От первого лица , Башкортостан ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Наша задача — помочь предприятиям зарабатывать больше»

Интервью руководителя Регионального центра компетенций РБ Руслана Нуртдинова о нацпроекте «Производительность труда», его участниках и перспективах.

По итогам 2020 года Региональный центр компетенций в сфере производительности труда Башкирии занял четвертое место в рейтинге региональных операторов нацпроекта «Производительность труда». Руководитель РЦК РБ Руслан Нуртдинов рассказал РБК Уфа о сути национального проекта, его участниках и перспективах, которые открываются перед предприятиями Башкирии.

— Руслан Рамилевич, как рассчитывается рейтинг? Чем обусловлен рост позиций республики?

— Рейтинг формируется Федеральным центром компетенций в сфере производительности труда, который является федеральным оператором национального проекта. Рейтинг составляется в рамках ежеквартальной оценки эффективности деятельности региональных центров компетенций. При подсчете рейтинга учитываются восемь показателей, в том числе уровень удовлетворенности работой РЦК, укомплектованность штата, выполнение планов по охвату предприятий, количеству стартовавших и завершенных проектов, созданию потоков-образцов.

По итогам третьего квартала прошлого года мы занимали пятую позицию, набрав 6,7 балла. В конце года мы усилили работу и улучшили свои позиции, выйдя на четвертое место в рейтинге региональных центров компетенций с результатом 7,8 балла. У нас работают восемь человек, в том числе шесть экспертов, рекомендованных к реализации самостоятельных проектов. Все наши сотрудники сперва обучаются в Москве, в Федеральном центре компетенций, затем проходят стажировку, сдают экзамен на допуск к самостоятельной работе и лишь после этого приступают к реализации проектов на предприятиях республики.

— Каких результатов в реализации программы удалось достичь в 2020 году?

— К концу декабря прошлого года в нацпроект было вовлечено 106 предприятий республики, в то время как целевой показатель предусматривал участие лишь 77 компаний. 37 предприятий-участников нацпроекта заключили с нами соглашения: проекты на этих предприятиях будут реализовываться с участием наших экспертов. В этой части поставленная перед нами задача также была перевыполнена. Остальные участники нацпроекта будут реализовывать проект по повышению производительности труда с участием привлеченных нами консультантов либо самостоятельно. В рамках проекта по повышению производительности труда на каждом предприятии реализуется порядка 45 мероприятий. По итогам реализации каждого мероприятия наши эксперты публикуют соответствующий отчет на специальной ИТ-платформе. Все результаты отслеживаются нашими московскими коллегами из Федерального центра компетенций.

Большинство участников нацпроекта в Башкирии — это предприятия, расположенные в наиболее крупных городах республики — Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае. Есть проекты в Кумертау и Нефтекамске, Белебее, Туймазах и Октябрьском. Если говорить об отраслевой принадлежности предприятий-участников нацпроекта, то среди 106 участников национального проекта — 51 промышленное предприятие (или 48% от общего числа), 24 предприятия, осуществляющие производство или переработку сельхозпродукции (22,6%), 24 строительные организации (22,6%), 4 транспортных предприятия (3,8%) и 3 предприятия ЖКХ (3%).

— Как проходит реализация этих проектов? Какие инструменты развития вы можете предложить предприятиям Башкирии?

— Наши эксперты выходят на предприятие и на протяжении шести месяцев работают над проектом. Мы используем классические инструменты бережливых технологий, они известны всем: картирование потока создания ценности, построение диаграммы «спагетти», система рационализации рабочих мест «5S», декомпозиция целей, создание эффективного инфоцентра, производственный анализ и анализ эффективности с помощью инструмента «OEE». С их помощью мы помогаем предприятию выявить и устранить видимые и скрытые потери, которые связаны с затратами, не добавляющими ценности для продукта. За счет этого предприятие может заметно снизить себестоимость выпускаемой продукции. Проще говоря, мы исключаем бесполезные действия, которые лишь тратят время рабочего персонала, но не создают для конечного продукта и потребителя никакой ценности.

Приведу пример. У сварщика восьмичасовой рабочий день, но непосредственно сваркой он занимается лишь половину этого времени. А вторая половина уходит на поиск инструментов, заготовок, хождение за материалами. Мы же занимаемся загрузкой персонала и оборудования, чтобы люди на своих рабочих местах были максимально заняты своей непосредственной работой, а не отвлекались на дополнительные функции, которые не несут в себе никакой ценности.

К отчетной дате — у нас это 30 июня каждого года — мы должны создать определенное количество потоков-образцов, то есть реализованных пилотных проектов по оптимизации производственных процессов, где выполнены все предусмотренные методикой ФЦК мероприятия и достигнуты целевые показатели.

— Какие перспективы вы видите в дальнейшем развитии нацпроекта в Башкирии?

— Опыт реализации национального проекта «Производительность труда» на территории республики показал, что все 59 предприятий-участников нацпроекта, на которых проект по повышению производительности труда уже реализован, получили опыт развития производственной системы и ощутимый экономический эффект. Он положительно отразится не только на деятельности этих предприятий, но и на работе их поставщиков и потребителей, поэтому в перспективности дальнейшей реализации нацпроекта в Башкирии можно не сомневаться. И со своей стороны руководство республики и Региональный центр компетенций РБ делают все необходимое, чтобы эти перспективы максимально реализовать.

Если говорить о цифрах, то, согласно целевым показателям, до конца 2024 года необходимо обеспечить участие в нацпроекте не менее 150 предприятий республики. Учитывая уже достигнутый уровень вовлеченности (106 участников при целевом показателе 77), цель в 150 предприятий будет обеспечена досрочно.

Необходимо отметить, что меры государственной поддержки участников национального проекта не ограничиваются лишь адресной помощью для повышения производительности труда на предприятиях: помимо получения существенного экономического эффекта от устранения потерь и повышения производительности труда, после реализации оптимизационных мероприятий предприятия-участники национального проекта получают возможность воспользоваться льготным займом по программе «Производительность труда» по линии Фонда развития промышленности РФ. Сумма займа составляет от 50 до 300 млн рублей и выдается сроком до пяти лет под 1% годовых для обеспечения дальнейшего роста объема производства и производительности труда. Мероприятия, которые реализуют наши эксперты, не требуют больших капиталовложений. Это просто организационно-управленческие мероприятия оптимизационного характера с применением инструментов бережливого производства, здесь деньги не нужны.

Логика нацпроекта такова: сначала предприятие оптимизирует свои производственные процессы без каких-либо дополнительных затрат. После этого выясняются узкие места, которые требуют дополнительных вложений, например, приобретения нового оборудования. И здесь уже в помощь бизнесу, участвующему в нацпроекте, предусмотрен упомянутый инвестиционный заём на льготных условиях.

Для того чтобы воспользоваться этим займом, предприятию необходимо подать в Фонд развития промышленности РФ заявку и представить протокол выполненных мероприятий, который оформляется нами по итогам работы и свидетельствует об успешной реализации на предприятии проекта по повышению производительности труда.

На сегодня такой возможностью воспользовалась компания «Грайн», которая получила 140 млн рублей под 1% годовых на расширение производства и за счет этого будет и дальше наращивать свою эффективность.

— Каковы условия вступления в программу?

— Чтобы стать участником проекта, необходимо соответствовать определенным требованиям. В прошлом году условия вступления в программу были таковы: предприятие должно было иметь годовую выручку от 400 млн до 30 млрд рублей без НДС, относиться к пяти базовым несырьевым отраслям экономики (обрабатывающее производство, строительство, сельское хозяйство, транспорт и ЖКХ); иностранный капитал не должен был превышать 25% в уставном капитале предприятия; также у компании не должно быть задолженности перед бюджетом.

В 2021 году поменялись требования в отношении выручки и отраслевой принадлежности предприятий: максимальный размер выручки предприятия теперь не ограничивается, а из перечня отраслей исключено ЖКХ, но добавлена торговля. Остальные требования остались прежними.

— Планируется ли расширять список отраслей?

— Перечень отраслей, предприятия которых могут участвовать в национальном проекте, определяется на федеральном уровне и, скорее всего, будет расширяться по мере увеличения охвата национальным проектом предприятий базовых несырьевых отраслей экономики.

— Можете ли вы поделиться кейсами, когда предприятиям удалось добиться значительного повышения производительности?

— Да, учитывая, что проект по повышению производительности труда реализован уже на 59 предприятиях республики, таких кейсов предостаточно. Приведу лишь несколько примеров:

  • Компания «Нефтегазинжиниринг», производитель нефтепромыслового оборудования: только за счет оптимального расположения производственных линий, осуществленного с участием наших экспертов, компания смогла отказаться от аренды производственных помещений и сэкономила на арендной плате 9 млн рублей в год. Сэкономленные средства предприятие планирует направить на развитие своей производственной системы.
  • Предприятие «Контрольный пакет» при нашей поддержке буквально за полгода сократило время производственного процесса на пилотном потоке «Изготовление молочной пленки» с 27 до 16 дней, увеличив месячный объем производства пленки со 105 до 123 тонн (+17%). А экономия затрат предприятия составила 42 млн рублей в год.
  • На «Уфагормолзаводе» время протекания процесса на пилотном потоке «Производство кисломолочной продукции на фасовочном автомате» сократилось в 1,4 раза, а общая эффективность оборудования увеличилась с 55,7 до 75 процентов.
  • Компания «Пищепром», реализовав при нашей поддержке проект по повышению производительности труда на линии по производству борща, смогла увеличить объем производства с 600 до 857 банок готового продукта в смену на человека (+43%).

— Какой эффект получает государство?

— Прежде всего экономический и социальный. Повышение производительности труда и сокращение всех видов потерь позволяет предприятию силами существующего коллектива и имеющихся у предприятия производственных мощностей производить больший объем продукции, генерируя дополнительную сумму выручки, добавленной стоимости, прибыли, а также начисляя заработную плату персоналу за дополнительно произведенный объем продукции. В свою очередь, это обеспечивает дополнительные налоговые платежи в бюджеты всех уровней и отчисления во внебюджетные фонды.

Кроме того, производя продукцию в большем объеме, предприятие создает дополнительный спрос на сырье, материалы, услуги производственного характера, транспортные и иные услуги. В результате срабатывает так называемый мультипликативный эффект, и экономика региона и страны получает суммарную дополнительную выручку, добавленную стоимость, прибыль, налоговые и неналоговые платежи, во много раз превышающие абсолютный размер соответствующих показателей, достигнутых на исходном предприятии-участнике национального проекта.

Добавьте сюда мультипликативный эффект, создаваемый дополнительным спросом на потребительском рынке со стороны сотрудников предприятия-участника национального проекта в связи с ростом фонда заработной платы на предприятии, и тогда представление об экономическом эффекте от реализации нацпроекта «Производительность труда» будет почти завершенным. Для более полного понимания масштабов экономического эффекта нужно учесть положительное влияние на экономику региона и страны роста конкурентоспособности отечественных предприятий не только на внутреннем, но и на мировом рынке, обеспечивающего целый «букет» экономического эффекта, начиная от роста экспортной выручки отечественных предприятий, улучшения внешнеторгового баланса страны и укрепления обменного курса рубля и заканчивая ростом уровня жизни населения страны.

Что касается социального эффекта, то, помимо роста уровня жизни работающего населения, дополнительные финансовые возможности государства, обусловленные приростом налоговых и неналоговых отчислений со стороны предприятий, позволят заметно увеличить объем социальных выплат социально незащищенным слоям населения, увеличить расходы бюджета на содержание и развитие социальной сферы страны (образование, здравоохранение, культура, спорт), а также повысить оплату труда работников бюджетной сферы.

И, в связи с этим, свою задачу как регионального центра компетенций мы видим следующим образом: помочь предприятиям зарабатывать больше.