Решения , Башкортостан ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Восточный выезд: стройка века в центре Уфы

Башкирская концессионная компания планирует завершить важный инфраструктурный проект через два года

Власти Башкирии заключили прямое соглашение по проекту строительства Восточного выезда из Уфы. О подписании договора сообщили глава Республики Башкортостан Радий Хабиров, президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин и председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов в ходе Петербургского международного экономического форума, который состоялся в начале июня. Документ открывает доступ к кредитным средствам, предоставляемым в рамках программы «Фабрика проектного финансирования». Сумма кредитного лимита, предоставляемого ВТБ и ВЭБ.РФ, составила 11,6 млрд рублей.

Общая стоимость строительства Восточного выезда из Уфы на трассу М-5 «Урал» — около 40 млрд руб., из которых федеральная поддержка составит 20 млрд.

«Восточный выезд — крупнейший инфраструктурный объект на территории Башкортостана. У проекта долгая и непростая история. Долгие годы он был замороженным, но при этом на его поддержание республика по договору концессии платила ежегодно по 200-300 млн рублей. Но благодаря поддержке Президента России совместно с федеральными органами власти, банком ВТБ и корпорацией ВЭБ.РФ удалось возобновить работы. Объем у проекта значимый. Финансирование поступает своевременно. Подписанное сегодня прямое соглашение позволит нам завершить проект и сдать его к 450-летию Уфы в 2024 году», — отметил глава Башкирии Радий Хабиров.

Проект предусматривает завершение строительства автодорожного тоннеля, возведение мостового перехода через реку Уфу с эстакадой протяженностью более 2,6 км и 10-километрового участка платной скоростной автомобильной дороги с прямым выходом на федеральную трассу М-5. Глава Башкирии Радий Хабиров, побывавший весной на строительной площадке, назвал Восточный выезд «самым сложным инфраструктурным проектом в Поволжье». Это действительно так: длина тоннеля под холмом на правом берегу реки Уфы составляет 1276 метров, максимальная глубина — 63 метра. Соединение двух федеральных автодорог позволит улучшить транспортную доступность города, даст толчок развитию нового района за рекой Уфой и привлечет инвестиции в столицу Башкирии.

«Строительство нового выезда из Уфы — это не только развитие магистральной транспортной инфраструктуры. Проект также направлен на улучшение качества городской среды для жителей столицы республики — через снижение перегруженности дорог, ликвидацию «узких» мест городской транспортной сети, повышение безопасности дорожного движения. Кроме того, реализация проекта должна дать стимул для освоения новых территорий городской застройки. Финансовая поддержка проектов, направленных на достижение национальных целей, в настоящее время является одной из ключевых задач ВЭБ.РФ как института развития», —отметил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

«Мы благодарны руководству республики, Радию Фаритовичу за возможность участвовать в таком масштабном проекте, как Восточный выезд, — сказал Олег Панкратов. — Это отличный пример того, что и в регионах можно успешно реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, которые значимо улучшают жизнь людей, являются качественными с точки зрения экологии, управления, положительного эффекта для экономики и общества, а также соответствуют лучшим мировым практикам. Хотелось бы отметить изначально высокие стандарты, которые были заложены Республикой Башкортостан при подготовке и планировании проекта. Уверен, что совместная слаженная работа проектной команды и Республики Башкортостан позволит заложить новые стандарты качества управления масштабными проектами в России,» — цитирует слова генерального директора «ВТБ Инфраструктурный холдинг» Олега Панкратова пресс-служба Главы Башкирии.

Сегодня строительство Восточного выезда активно продолжается: выполнено смыкание западного и восточного направлений автодорожного тоннеля. Реализация проекта уже профинансирована на 9,8 млрд рублей, из них средства федерального капитального гранта — 6,3 млрд рублей, капитального гранта из бюджета Башкирии — 2,1 млрд рублей и средства акционеров концессионера — 1,4 млрд рублей.

Концессия как вектор развития

Возведение тоннеля для будущего Восточного выезда из Уфы началось еще в 1992 году. Из-за нехватки финансирования строительство было приостановлено на долгие годы. Возобновить работы удалось лишь спустя четверть века, когда правительство Башкирии смогло найти концессионера для софинансирования проекта.

Концессионное соглашение было заключено в 2017 году между Республикой Башкортостан и ООО «Башкирская концессионная компания». Срок концессии составляет 25 лет. Основными участниками «Башкирской концессионной компании» стали «ВТБ Инфраструктурный холдинг» (входит в группу ВТБ) и турецкий строительно-инвестиционный холдинг Limak Group.

Соглашение предусматривает завершение строительства автодорожного тоннеля, строительство мостового перехода через реку Уфу и платной скоростной автодороги, а также создание системы взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД).

«Одна из наших основных задач — выдержать сроки реализации проекта. Выполнение горнопроходческих работ во встречных направлениях позволит нам ускорить темпы строительства, а значит — максимально приблизить тот момент, когда жители региона смогут воспользоваться более удобным и быстрым доступом к новому выезду из города на федеральную дорогу М-5 “Урал”», — говорит генеральный директор ООО «Башкирская концессионная компания» Асабали Закавов.

Концессия — форма взаимовыгодного государственно-частного партнерства, направленная на привлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью, оказание услуг или реализацию сложных инфраструктурных проектов.

Пилотный маршрут для инвестиций

Восточный выезд из Уфы стал важным инфраструктурным проектом не только для Башкирии и Поволжья: его реализация имеет большое значение для всей страны. Это подтверждается тем, что именно уфимская площадка стала первым в России проектом, прошедшим сертификацию IRIIS (Национальной системы оценки и сертификации инфраструктурных проектов).

Выбору пилотных проектов IRIIS предшествовал этап предварительной оценки в части соответствия проектов основным критериям системы сертификации. Проекты оцениваются по трем основным аспектам: «Экономика и управление», «Качество жизни» и «Экология и климат». Методика была разработана ВЭБ.РФ совместно с Национальным центром ГЧП и международной компанией АИКОМ по инициативе Министерства финансов РФ.

Итоги пилотной апробации Национальной системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS были представлены в рамках Петербургского международного экономического форума. Концессионный проект строительства Восточного выезда из Уфы успешно прошел оценку на соответствие требованиям методики IRIIS, получив «золотой» уровень. Соответствующие сертификаты торжественно вручены главе Башкирии Радию Хабирову, президенту — председателю правления Банка ВТБ Андрею Костину и генеральному директору Башкирской концессионной компании Асабали Закавову.

«Проект Восточного выезда доказал свою экономическую, экологическую и социальную значимость. Прохождение сертификации IRIIS свидетельствует о том, что к нам приходят инвесторы с федеральным уровнем экспертизы. Это в том числе максимально минимизирует риски для всех участников соглашения. Такая совместная системная работа позволит нам создать в Уфе качественную инфраструктуру дорожного строительства, которая будет соответствовать международным стандартам, а также сделает жизнь людей в регионе комфортной и безопасной», — отметил глава Башкирии Радий Хабиров, выступая на ПМЭФ-2021.

По результатам экспертизы проект получил 1879 баллов, или 62,6% от максимально возможных. Среди отдельных направлений методики IRIIS наиболее высокие баллы проект получил по аспектам «Экономика и управление» (76,7% баллов) и «Качество жизни» (68,2% баллов). Лучшие результаты проект продемонстрировал по таким критериям, как качество структурирования проекта, минимальное воздействие строительства на близлежащее население, обеспечение мобильности и доступности объекта, а также эффективное управление кадровыми ресурсами и внутренние коммуникации.

«Восточный выезд, в строительстве которого участвует группа ВТБ, — хороший пример того, что в регионах можно успешно реализовывать масштабные инфраструктурные проекты. Изначально при подготовке и планировании проекта мы совместно с властями Башкирии постарались заложить высокие стандарты качества, что было подтверждено в рамках сертификации по системе IRIIS. Думаю, что внедрение системы сертификации окажет положительное влияние на уровень запускаемых в России проектов и будет способствовать распространению лучших мировых практик», — говорит президент — председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин.

В частности, в рамках реализации проекта разработан регламент управления рисками с основными этапами и ответственностью участников. В строительстве задействованы 150 единиц техники и 1500 человек, половина из них — жители Башкирии, доля местных компаний — 48,6%, от них были привлечены материалы и услуги на 5 млрд руб. На объекте ведется регулярный контроль здоровья работников и условий труда, обеспечиваются условия для перемещения транспортных средств и людей в зоне расположения объекта, создается безбарьерная среда.

Кроме того, концессионер рационально использует природные ресурсы — так, удельное потребление воды снижено на 28,2% относительно планового. На 20% сокращен и объем отходов за счет их передачи для вторичного использования и переработки. Помимо этого, компания компенсирует ущерб окружающей среде, проводя работы по землевосстановлению и восполнению биологических ресурсов водоемов. Благоприятное влияние на окружающую среду окажет и непосредственный запуск объекта в эксплуатацию. Так, ожидается, что объем выбросов основных загрязняющих веществ, выделяющихся от движущегося автотранспорта, снизится на 35%, парниковых газов — на 27%.

«Чтобы попасть в число пилотов, нам пришлось пройти довольно строгий отбор. Осенью Башкирская концессионная компания совместно с ВЭБ.РФ провела колоссальную работу для включения проекта в число пилотов. Быть первыми — это всегда серьезный вызов, но в то же время это и огромные возможности для развития. И, конечно же, это уникальный опыт, который станет еще одним преимуществом для всей команды проекта», — подчеркнул генеральный директор ООО «Башкирская концессионная компания» Асабали Закавов.


Строительство набирает скорость

История Восточного выезда из Уфы сложилась непросто, однако сейчас именно на новую транспортную артерию в столице республики возлагаются большие надежды, а на реализацию проекта выделяются существенные суммы, в том числе и из государственных источников. 

В этом году Башкирская концессионная компания планирует выполнить огромный объем работ на объекте — в частности, начать возведение мостового перехода через реку Уфу и автодорожной эстакады.

По расчетам, после ввода всех объектов в эксплуатацию автомобильный трафик на восточном выезде достигнет 20 тысяч машин в сутки.