В последние годы все чаще говорится о развитии предпринимательства в стране и республике. Бизнесмены создают отраслевые ассоциации и союзы, ищут возможности конструктивного диалога с властью и пути развития. О том, для чего объединяются предприниматели и как идеи бизнеса могут стать драйвером развития всего региона, рассказал в программе «Дело» на телеканале РБК-ТВ Уфа Президент Ассоциации предпринимателей РБ Рустем Фатхуллин.
— Рустем Зифович, по опыту вашей ассоциации, для каких целей бизнес сегодня объединяется в союзы?
— Ассоциация предпринимателей РБ была создана в 2017 году, до этого мы действовали в формате бизнес-клуба, который организовали в 2012-м. В определенный момент у нас появился запрос на выстраивание диалога бизнеса и власти. Тогда мы особо не понимали, каким он должен быть, хотя сегодня это уже сложившаяся практика. Мы создали ассоциацию, и с тех пор занимаемся развитием предпринимательства в Уфе и Башкирии. Но все началось с понимания того, что нужно бизнесу, чтобы двигаться вперед и развиваться.
В 2018 году мы разработали программу развития. В бизнес-клубе все начиналось с девиза «Вместе к успеху»: мы исходили из той формулы, что успех — это знания, мышление, окружение. Три сезона мы делились знаниями, рассуждали, работали над окружением, охотно вступали в различные общественные объединения. И в определенный момент поняли, что нам нужно создавать что-то свое. Так в 2017 была создана наша ассоциация.
— Охотно ли предприниматели вступают в различные ассоциации?
— Они вступают тогда, когда у них есть четкое понимание того, что они могут получить. Но сейчас все больше людей, которые хотят привнести что-то свое и рассматривают такие объединения в качестве инструмента развития. Создавая свои бизнесы, мы понимали, что работать нужно системно, поэтому и наша ассоциация отличается системным подходом. Все наши действия на начальном этапе были направлены на понимание того, к каким результатам мы стремимся.
— Что было реально сделано для предпринимателей за четыре года работы ассоциации?
— Наша первая трехлетняя программа была основана на майских указах президента России. Мы пришли к выводу, что эта тема будет развиваться через реализацию национальных проектов. Мы хотели понять роль предпринимателей, возможности встроиться в эти программы с их опытом и идеями. Как будто власть пошла нам навстречу, а мы со своими инициативами пошли к власти. В нашем понимании, года через три мы должны где-то встретиться, чтобы идти дальше уже вместе. Мы провели за это время большую исследовательскую работу, выясняя, где скрыт резерв для развития предпринимательства.
Все начиналось с банальных мастер-классов, бизнес-встреч, отраслевых мероприятий. На сегодняшний день мы уже два года реализуем в республике «Большую игру для малого бизнеса» — это акселерационная программа, созданная Госкомитетом РБ по предпринимательству. За два года мы исколесили всю Башкирию, опросили тысячи предпринимателей. Очень хорошо помог в этой работе институт бизнес-шерифов, которые вместе с нами собирали людей. Так мы выяснили, какие программы наиболее востребованы на местах, познакомились с инициативными людьми, оценили их потенциал.
Мы создаем маркетинговую карту муниципалитетов, чтобы понимать, куда можно приложить предпринимательские усилия. Это приводит к тому, что на местах появляются новые сообщества, которые выстраивают коммуникацию уже между собой. Сегодня мы можем сказать, что все наши действия упакованы в технологии, которые можно брать и использовать в отдельных муниципалитетах. Это интересная работа.
— Каким образом инициативы с мест проходят через фильтр внутри ассоциации?
— У нас нет бюрократического подхода. Мы выбрали демократичный формат работы: у нас создана открытая группа в Telegram’е, есть свои каналы коммуникации, все инициативы слышны. Диалог с бизнесом выстраивается в нескольких ключах: у людей есть проблемы или идеи, либо люди ищут исполнителей. Это тоже очень острый вопрос, когда не хватает кадров, понимания. Все идеи мы собираем. У нас есть центр предпринимательских компетенций и центр предпринимательских инициатив. Сегодня любой бизнесмен может зайти на наш сайт и выбрать свою роль: он может быть инвестором, экспертом или волонтером. Это большой пул людей с общими интересами. И им нужны инструменты, которые мы создаем.
Например, у нас есть проект «Управляющая компания». Он начинался с простого вопроса предпринимателя на одной из наших встреч: у кого есть хороший риэлтор? Мы решили сделать реестр недвижимости, которая есть у наших предпринимателей. И оказалось, что таких помещений немало, причем очень многие используются неэффективно. Потом нам показалось, что было бы здорово создать некую «службу тепла и пара» — ведь каждому нужен электрик, сантехник и так далее. Позже мы подумали, что предприниматели смогли бы заметно сэкономить, совместно покупая сантехнику, кафель и другие материалы… Сегодня проект «Управляющая компания» — это зарегистрированная структура, которая управляет десятками тысяч квадратных метров коммерческих площадей. Это инструмент, освобождающий предпринимателя от ряда проблем. И таких проектов у нас 20. Мы не говорим, что делаем все правильно. Но мы занимаемся тем, что работает.
— Что вам предстоит еще сделать и какое будущее вы видите для Ассоциации предпринимателей РБ?
— Мы разработали свое видение развития предпринимательства на ближайшие три года. В нашей «дорожной карте» есть три ключевых момента: вовлечение, популяризация и акселерация бизнеса. Сегодняшнее отношение к предпринимательству должно меняться в том числе и за счет самих участников, и об этом нужно говорить, предлагать лучшие практики, рассказывать о людях нашего региона. Порой у бизнеса нет стратегии и нет людей, которые могут осуществить те или иные идеи. Поиск таких специалистов становится проблемой, но решение бывает комплексным и готовым. Наша цель на ближайшие три года — создать экосистему для бизнеса. Это будет набор сервисов, которые помогают предпринимателю понять, где у него есть трудности и как их решить. Следующим этапом станет автоматизация решения проблем бизнеса.
Я понимаю, что это долгий и трудный процесс, но он важен для развития региона. Мы видим Башкирию как цветущий край, привлекательный для инвесторов. Мы приняли несколько делегаций, показали возможности региона. У нас есть внутренние резервы, которые мы готовы использовать. Так, в рамках проекта «Родная Башкирия» мы выстраиваем коммуникацию c теми, кто уехал из республики: у нас очень много бывших студентов, которые сегодня работают в крупнейших корпорациях мира. Они могли бы стать наставниками для начинающих предпринимателей. Поэтому мы с большим оптимизмом смотрим в будущее. И я уверен, что мы сможем сделать еще многое.