Инструменты , Башкортостан ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Балтийский лизинг»: мы всегда идем навстречу клиентам

Директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Уфе Алексей Сергеев
Директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Уфе Алексей Сергеев
Для многих компаний и предпринимателей лизинг уже давно является одним из самых доступных и удобных инструментов обновления парка техники или оборудования.

О том, как сказалась пандемия на лизинговом бизнесе, о наиболее востребованных услугах и перспективах развития этого финансового инструмента в Республике Башкортостан рассказал директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Уфе Алексей Сергеев.

— Алексей Сергеевич, как отразился кризис, связанный с пандемией COVID-19, на работе филиала и компании в целом? Как вы поддержали своих клиентов?

— Эпидемиологическая ситуация подтолкнула нас к тому, чтобы пересмотреть формат работы с контрагентами и адаптировать его под изменившиеся реалии.

В самые тяжелые месяцы пандемии мы предложили клиентам, пострадавшим от кризиса, отсрочку и реструктуризацию платежей. Эти меры реализовывались в индивидуальном порядке и без начисления пени. Никакие дополнительные документы подписывать было не нужно, клиент просто писал заявление, и мы его уведомляли о предоставлении отсрочки. Однако тех, кому понадобилась поддержка, было сравнительно немного — всего 8% от общего количества клиентов «Балтийского лизинга» по всей России. При этом отсрочки требовались на небольшой срок — как правило, на один-два месяца. Реально воспользовались этой возможностью еще меньшее число компаний. Поэтому здесь нельзя говорить о массовом потоке обращений. Пик таких запросов пришелся на конец апреля.

— С массовым переходом на удаленный режим работы многие компании столкнулись с необходимостью внедрения технологий и программных решений для дистанционного обслуживания и ведения бизнес-процессов. Насколько был готов к этому «Балтийский лизинг»?

— Самоизоляция и удаленный режим не помешали работе компании. «Балтийскому лизингу» удалось организовать процесс взаимодействия с клиентами полностью в дистанционном режиме. Поскольку компания планомерно занималась цифровизацией бизнес-процессов и до пандемии, вся филиальная сеть за неделю была переведена в онлайн, все сделки проходили в системе юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО).

И сегодня, с началом в стране второй волны коронавируса, электронный документооборот вновь приобретает особую актуальность. Суть в том, что лизингополучателю не нужно приезжать в наш офис, он подключается к системе электронного документооборота. Через эту систему мы отправляем сканы документов, которые клиент акцептует, они являются юридически значимыми электронными оригиналами и распечатывать их не нужно. Бумаги подписываются электронно-цифровой подписью, а оригиналы отправляются контрагенту почтой. Конечно, чтобы забрать лизинговый автомобиль, клиенту необходимо физически приехать в автосалон, хотя некоторые дилеры в нынешних реалиях предлагают доставку автомобилей.

Плюсы дистанционного обслуживания оценили как сотрудники, так и клиенты компании. И сейчас в списке приоритетных целей «Балтийского лизинга» значится задача по вовлечению большего числа партнеров в систему ЭДО. И хотя сегодня у клиентов есть выбор — подписывать договор на бумаге или в электронной форме, уже 64% контрагентов компании перешли на электронный документооборот. По прогнозам топ-менеджмента, в 2021 году доля таких клиентов должна превысить 90%.

— Как менялся спрос на услуги компании в 2020 году?

— Очевидно, что год нужно разделять на «до» и «во время» пандемии. В первом квартале спрос был стандартный, каких-то своеобразных тенденций мы не наблюдали. В третьем квартале этого года, после затишья в апреле — июне, началось оживление рынка. Этому способствовал, в частности, запуск программ субсидирования Минпромторга РФ. Именно на этот период пришелся ажиотажный спрос. Люди понимали, что если не успеть приобрести сейчас, придется ждать машину до конца года. В таком режиме мы проработали несколько месяцев.

На сегодняшний день спрос сохраняет положительную динамику, но нет достаточного предложения со стороны поставщиков транспорта и спецтехники. Популярные бренды легковых авто готовятся к отгрузке на начало следующего года. Кроме того, никто не может зафиксировать цену — неизвестно, сколько один и тот же автомобиль будет стоить через два месяца.

Однако мы и наши партнеры адаптировались к новым реалиям, и сейчас практически все поставщики, с которыми работает «Балтийский лизинг», оперативно могут найти необходимые авто, обратившись к своим импортерам. Также нашей целью в сложившейся ситуации было быстро среагировать на колебания цен на рынке, чтобы клиенты могли приобретать имущество на привычных условиях. Поэтому «Балтийский лизинг» стремится компенсировать рост цен выгодными программами, которые разрабатывают специалисты компании.

— Среди каких отраслей наиболее востребованы лизинговые услуги? Какие продукты являются самыми популярными среди клиентов в Уфе и республике?

— Если говорить о структуре спроса, то по итогам января — сентября 2020 года в топ популярных сегментов «Балтийского лизинга» традиционно вошли: автотранспорт — легковые и грузовые автомобили, а также строительная и сельскохозяйственная техника. Кроме того, лизингополучатели часто заключали договоры, предметами которых становилось оборудование для тяжелой промышленности, — в сегменте металлообработки, металлургии и машиностроения.

Отмечу, что лизинг востребован в разных отраслях, но уровень его проникновения в продажи различен. Например, в Уфе к этому инструменту финансирования часто обращаются предприниматели, работающие в сфере грузоперевозок, он пользуется популярностью у дорожно-ремонтных предприятий, строительных компаний. Нередко принимаем заявки от представителей агропромышленного комплекса.

«Балтийский лизинг» является универсальной лизинговой компанией, которая работает с десятками сегментов имущества. Мы можем найти решение практически для любой отрасли. Широкий пул контрагентов позволяет компании формировать максимально выгодные и удобные предложения для своих клиентов. До момента появления новинок в линейке спецпрограмм мы внимательно изучаем спрос, пожелания наших клиентов и далее с учетом всех потребностей разрабатываем новые предложения. И сегодня «Балтийский лизинг» предлагает не только «базовые» финансовые продукты, но и программы, ориентированные на отдельные сегменты.

— Какова динамика объема нового бизнеса в третьем квартале 2020 года? Какие ключевые показатели вы могли бы отметить?

— Если сравнивать показатели отрасли и «Балтийского лизинга», можно отметить, что объем нового бизнеса (стоимость лизингового имущества без НДС) нашей компании показал положительную динамику, в то время как лизинговый рынок в январе — сентябре ощутил спад: минус 5% по отношению к девяти месяцам 2019 года. Так, по итогам трех кварталов 2020 года объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» превысил 45,6 млрд рублей, что на 15,7% больше аналогичного показателя прошлого года.

Что касается филиала компании в Уфе, — мы также растем. Портфель нашего регионального подразделения относительно начала января этого года уже показал прирост почти на 28%. На мой взгляд, это достаточно хороший результат для кризисного года. Но это еще не итоговые показатели — сейчас завершается четвертый квартал, закрывающий год. Уверен, что мы его так же ударно пройдем и закрепим свои результаты и позиции на рынке.

— Какие программы господдержки доступны для клиентов «Балтийского лизинга»? Какую выгоду они при этом приобретают?

— С 2015 года «Балтийский лизинг» является провайдером различных профильных программ Министерства промышленности и торговли РФ по субсидированию лизинга автотранспорта и специальной техники. В рамках этого эффективного механизма поддержки не только клиентов, но и российских производителей техники предприятия могли получить существенную скидку на авансовые платежи при приобретении специальных машин и грузового транспорта.

Также «Балтийский лизинг» с сентября этого года заключал договоры в рамках новой программы субсидирования Минпромторга РФ — «Доступная аренда». Эта программа была направлена на поддержку российского рынка, а также стала первым значительным шагом на пути развития лизинга для физических лиц.

— Расскажите подробнее о продукте «операционная аренда». В чем ее суть, как развивается услуга и насколько она востребована на рынке?

— В первую очередь, это инструмент, с помощью которого компании могут оптимизировать расходы: сократить свои затраты на приобретение автомобилей и оптимизировать бюджет в части обслуживания автопарка, поскольку лизинговая компания берет на себя обеспечение клиента большинством необходимых для эксплуатации авто услуг. В рамках этого полносервисного продукта клиент приобретает автомобиль с уже включенным набором дополнительных услуг — страхование (КАСКО и ОСАГО), плановое техническое обслуживание, регистрацию транспортного средства и телеметрию. Другие опции можно выбрать самостоятельно: шинный сервис, внеплановый ремонт, дополнительное страхование (ДАГО, GAP), мобильный шиномонтаж и многое другое.

Операционная аренда достаточно удобна, но пока популярность этой услуги на российском рынке растет медленно, поэтому сейчас ажиотажного спроса мы не ожидаем. Однако у этого продукта есть перспективы уже в обозримом будущем. Это всего лишь дело времени: российским потребителям необходимо получить тот объем информации, который будет достаточен для полного понимания продукта, также нужна некая трансформация на уровне менталитета, чтобы появилось осознание — эксплуатация авто с набором услуг гораздо выгоднее приобретения собственной машины.

— Расскажите о специальных предложениях в продуктовой линейке компании. Какие бренды сегодня предоставляют наиболее выгодные условия для клиентов?

— «Балтийский лизинг» работает на рынке с 1990 года, в этом году компания отпраздновала свой 30-летний юбилей. И сегодня мы сотрудничаем с сотнями партнеров: от дилеров авто и поставщиков техники и оборудования до страховых компаний. Поэтому готовы предложить своим клиентам порядка 40 специальных программ на финансирование имущества различных марок и моделей, представленных на российском рынке.

Например, к Новому году «Балтийский лизинг» запустил специальное предложение «Защитим на год вперед». В рамках программы клиенты, приобретающие авто от Audi, Volvo, грузовики КамАЗ, самосвалы и седельные тягачи DAF, IVECO, Scania, MAN, Volvo, Mercedes-Benz, Renault, а также самосвалы брендов Shaanxi Shacman, HOWO, FAW, Foton, получают КАСКО на год за счет компании. Кроме того, в условиях спецпредложения появился новый сегмент — экскаваторы. Программа будет актуальна до 31 декабря 2020 года.

До конца января 2021 года будет действовать предложение «Привилегия для своих — просто, как аренда», которое было запущено к тридцатилетию «Балтийского лизинга». По его условиям клиенты, повторно заключающие договор, могут приобрести автомобили и спецтехнику на максимально выгодных условиях с нулевым авансом.

Вектор клиентоориентированности является базовым принципом в работе «Балтийского лизинга». Работая с каждым бизнес-проектом, менеджеры компании индивидуально подбирают оптимальные условия для клиента, исходя из задач предпринимателя, его целей, наличия ресурсов и прочих составляющих. Высокое качество клиентского сервиса подтверждает статистика компании — более 60% портфеля «Балтийского лизинга» формируется их повторных сделок.

Справка:

При заключении договора лизинга индивидуально согласовываются условия оказания услуг, влияющие на сумму расходов, которую понесет лизингополучатель: срок лизинга, размер первого (авансового) платежа, интенсивность возмещения расходов на приобретение предмета лизинга в составе лизинговых платежей, удорожание, выбор страхователя, страховщика, способа возмещения затрат на уплату страховой премии за второй и последующие годы срока лизинга, балансодержателя предмета лизинга, стороны, на имя которой регистрируется предмет лизинга.
ООО "Балтийский лизинг".